Сатира, комедийные тенденции и организация рабочего процесса

Юмор отыгрывает одну из первостепенных ролей в жизни каждого россиянина, независимо от его социального статуса, достатка и уровня жизни. Юмор основан на противоречии гневу и страху, и в этом его основная задача – сменить трагическое восприятие мира на комическое.

Юмор позволяет гармонизировать существование человека, снимая напряжение, уменьшая стресс, положительно влияя на физическое здоровье и сглаживая межличностные конфликты. Он меняет отношение к сложным жизненным ситуациям, высмеивая их, и в этом есть его основная заслуга.

Однако порой может сложиться впечатление, что современный российский юмор больше не может оказать того благотворного влияния, на который многие могут рассчитывать. Так ли это? И каково, в связи с этим, значение юмора в организации рабочего процесса? В преддверии всемирного Дня смеха, Карьерист.ру попробует разобраться в данных вопросах.   

Современный формат российского юмора

За последний десяток лет, российская сатира и отечественный юмор в принципе приобрели радикально новый формат. Те, кому за 30, не смогли не заметить развития принципиального нового вектора комедийного жанра, который до этого шел «особнячком» и был популярен у совершенно иной целевой аудитории, нежели сегодня.

Еще в каком-то 2005, в золотое время «Аншлага», «Кривого зеркала», «Городка», «Джентельмен-шоу» и «Смехопанорамы», тогдашние юмористические программы вовсе не вписывались в формат уже более развитого медиа-пространства. Да что там говорить, язык не поворачивался назвать комиков того времени представителями уже пустившего на тот момент корни шоу-бизнеса. И это, очевидно, связано с некой этикой комедийного жанра – ранее, смеяться было принято совсем над другими, традиционными для сатиры вещами. Однако шоубиз добрался и до него…

Многие связывают изменение комедийных векторов и формата сатиры в целом с появлением на телеэкранах известнейшего шоу Comedy Club. И действительно, именно они ввели в моду матерщину с телеэкранов (от чего, по прошествии 10 лет, кстати, стараются отходить), пошлости, унижения пришедших в студию гостей, шутки про наркотики и прочие «туалетные» темы. И именно это стало ключом к успеху – зритель был готов к поглощению низкопробного юмора, а Камеди Клаб просто вовремя открыл этот «ящик Пандоры».

В дальнейшем, «опухоль дала метастазы». Узрев успех этого комедийного проекта, другие бывшие КВН-щики, в жажде отхватить кусок деградирующей аудитории, начали создавать свои шоу – «Бла-бла-шоу», «Лигу наций» и прочие, пропагандирующие в поисках «дна», еще более убогий юмор. Основными адептами и зрителями таких программ становились студенты и школьники, всячески перенимая повадки своих «сенсеев» – это стало модным. Безусловно, нельзя утрировать – на телевидении оставались форматные и цензурные проекты, однако, на фоне такого юмора, они смотрелись более чем уныло.

В этот момент юмор перестал выполнять свои изначальные функции. Едва ли здравомыслящий человек мог получить от всего этого эстетическое удовольствие – юмор стал выступать лишь в качестве катализатора для деградации и морального упадка.

Сегодня же, по прошествии 10 лет, юмор этих телепередач несколько «сбавил обороты» и стал более цензурным. Не без пошлости, конечно, но в сравнении с прошлым форматом – эволюция отечественного юмора налицо. Возможно, это связано с тем, что резиденты Камеди Клаб и другие комики стали взрослее, а молодое поколение более образованно и воспитано, а возможно, мы все-таки нашли это «дно»… В любом случае можно наблюдать благоприятные тенденции, которые в будущем сулят нам авторитетной сатирической отраслью…если, конечно, законы шоу-бизнеса снова не сделают свое дело.

Значение юмора в организации рабочего процесса

Очевидно, что комедийные тенденции накладывают свой отпечаток на все сферы жизни человека – не только на его быт и образование, но и на воспитание детей, образ его жизни, манеры поведения и даже на его работу. Как показали исследования отечественных психологов, особенно это касается руководителей всех уровней менеджмента.  

Оказалось, что наличие хорошего чувства юмора и остроумия, наравне с хорошим отношением к сотрудникам и способностью к нестандартному мышлению, является обязательным условием признания подчиненными его лидерских качеств. Более того, это же исследование наглядно показало функции, которые выполняет юмор, присутствуя в деятельности руководителя, в частности, он способствует снятию уровня напряжения в коллективе, повышает эмоциональный фон и даже увеличивает продуктивность подчиненных!

Таким образом, юмор сегодня, стал крайне важной составляющей профессиональной деятельности руководителя. Более того, как показали исследования, актуальность юмора наблюдается не только в неформальных отношениях, но и на всех стадиях организации рабочего процесса – начиная от постановки задач и заканчивая обратной связью с подчиненными. Это позволяет использовать его даже в подготовке обучающих программ для персонала, что впоследствии позволит менеджеру сформировать успешную команду и стать в ней лидером.

К сожалению, мы не сможем привить вам хорошее чувство юмора – оно дается людям от природы. Однако мы дадим несколько советов, которые помогут внедрить его в рабочий процесс максимально уместно и тактично:

  • Никогда не осмеивайте личность подчиненного, его физические недостатки, внешность, симпатии и прочие вещи, которые он не в состоянии исправить. Тактичным считается высмеивание лишь черт характера, поступков и высказываний.
  • Недопустимы пошлые и грубые шутки руководителя – это показатель низкой культуры, результат назидательности и просто проявление неуважения к сотрудникам.
  • Не рекомендуется смеяться над собственной шуткой первым – руководитель должен быть сдержанным, иначе это может вызвать обратный эффект.
  • Не следует высмеивать промах подчиненного, его неловкость или забывчивость – это может вызвать тайную обиду работника.
  • Шутку над подчиненным лучше всего обличать в форму дружеской критики, небольшого мягкого упрека – высмеивая те или иные черты, проступки и огрехи можно вызвать или усилить уже существующий комплекс.  
  • Шутя над подчиненными, нужно быть готовым, что рано или поздно, шутки будут высказаны и в сторону руководителя. И это нормально – самой правильной реакцией будет  от души посмеяться над собой вместе с подчиненными.

День смеха в офисе

Ставя перед собой цели повысить эмоциональный фон и продуктивность личного состава путем внедрения в свою деятельность юмора, идеальным поводом будет предстоящий День смеха. По-доброму шутя над подчиненными и приурочивая такие разводы к 1 апреля, начальник не только проявит себя в качестве настоящего лидера, но и существенно повысит свой авторитет.

Несмотря на то, что мероприятие выпадает на пятницу, совсем необязательно устраивать офисные празднования (ну разве что, если очень хочется…). А вот подготовить несколько качественных «разводов» подчиненных – то, что нужно. Карьерист.ру предлагает несколько вариантов розыгрышей, которые могут подойти именно Вам.

  • Новый владелец. Пускай один из ваших солидных знакомых появится в офисе 1 апреля и завит всем, что он новый владелец компании и те сотрудники, которые не будут выполнять его требования, будут подвергнуты «репрессиям». Новый начальник начнет рассказывать о распорядке дня, новых корпоративных стандартах, дресс-коде. Начиная с серьезных и постепенно доводя их до полного маразма, сотрудники поймут, что это шутка – главное, выдержать их в напряжении первые минут 10.
  • Урезаем расходы. Тут нужно задействовать главбуха, который на внеочередной оперативке сообщит, что экономическая ситуация организации резко ухудшилась и теперь придется сокращать расходы на использование интернета; доставку воды в офис; кофемашину, фрукты, печеньки и прочие плюшки, ранее предоставляемые компанией бесплатно. Еще лучше будет заявить, что содержание таких расходов теперь ложится на плечи работников, и все это будет вычитываться из их зарплаты!
  • Все уволены! Чего-чего, а неожиданного увольнения на 1 апреля точно никто ждать не будет. Вариантов сообщить такую новость масса: «случайно» оставить на видном месте приказ о сокращении штата; с хмурым видом взболтнуть самому «молчаливому» сотруднику, что фирма банкрот и всех придется уволить; подослать нескольких актеров под видом судебных приставов, которые без лишних объяснений сообщат эту новость сотрудникам и начнут описывать все стоящее в офисе имущество! И когда вброс сделает свое дело и напряжение в коллективе достигнет предела, расскажите им правду – подчиненные будут неподкупно рады.
  • Проверка на вшивость. На входе в офис подосланные сотрудники санэпидемстанции будут проводить обязательную для всех проверку на педикулез. Особенно весело будет наблюдать за теми «жертвами», у которых якобы найдут вшей или какие-либо другие хвори, требующие срочной госпитализации. В рамках этого же развода, можно подговорить уборщицу с железным характером бабу Дусю, чтоб она проверяла у приходящих в офис целостность их носков…

В общем, все будет зависеть от вашей фантазии. Главное – не перегибайте палку в своих шутках как на 1 апреля, так и в любой другой день. Не уподобляйтесь современным комедийным тенденциям – шутите по-доброму, и подчиненные это обязательно оценят… если, вас это, конечно, интересует.

С праздником юмора!

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию