По оценке экспертов, к середине 2016 года издержки в самых распространенных сферах предпринимательства (автосервисе, общепите, торговле) выросли, а прибыли продолжают снижаться.
Участниками недавнего исследования «Тахометр малого и среднего бизнеса» стали 1,9 тысячи компаний различного профиля работы из Москвы и Санкт-Петербурга «возрастом» от 3 лет и со стоимостью бизнеса от полумиллиона рублей и выше.
Результаты по Москве говорят, что после относительного улучшения показателей в доходности и деловой активности в первом квартале 2016 года, в последующие три месяца тренд поменялся.
В самом большом проигрыше оказались автосервисы, мойки и шиномонтаж. Если год назад в этом сегменте частного бизнеса период окупаемости составлял 7,7 лет, то второй квартал 2016 года удлинил эти сроки до 9 лет.
Доходность и вовсе упала в два раза с 2,7 рубля до 5,4 рубля (столько нужно вложить, чтобы заработать в чистом виде 1 рубль). Правда, рентабельность продаж практически осталось на том же уровне – 28%.
Такие же тенденции продемонстрировал и московский общепит. Окупаемость кафе, к примеру, выросла с 4,2 лет до 6, ресторанов – с 6,7 до 8,3 года. Да и рентабельность снизилась, но правда, не намного.
По результатам исследования, у 63% предприятий торговли за два самых тяжелых кризисных года – 2014-2015 – чистая прибыль сократилась больше, чем в два раза. Правда, в 2016 наметился рост, пока совсем незначительный.
В северной столице эффективность предпринимательства, так показывают цифры исследования, чуть выше, чем в «главной» столице, а вот по части доходности бизнеса дела обстоят примерно также. Второй квартал 2016 года продемонстрировал отрицательный рост.
Предприниматели не скрывают пессимизма по поводу своего сегодняшнего существования, главный девиз в условиях кризиса для них: год без убытков – уже хорошо.
Вселяет надежду, что большая часть из них с оптимизмом смотрит на 2017 год, к его середине значительная часть владельцев бизнеса надеется вернуться по показателям в благополучный докризисный 2013 год.
А пока в условиях возросшей конкуренции частный капитал вынужден оптимизировать кадровый состав сотрудников, снижать им заработную плату, нередко удлиняя при этом рабочий день своих подчиненных, а также использовать в работе для привлечения клиентов различные дисконтные пакеты.
Разместить резюме Добавить вакансию