Задумавшись о себе, я с изумлением поняла, что в своей нестандартной карьере, соединяя творчество и бизнес, я все-таки шла вперед вместе с рынком, просто на шаг впереди. Некоторое время рынок осваивал западные стандарты, потом искал свое лицо, а затем вышел на мета-уровень и спросил себя: а кто я? Ответ на это вопрос можно найти только изнутри. Изнутри себя, изнутри культуры, в которой вырос и живешь.
Вопросы, на которые отвечает статья (на примере ее автора):
- Как прокладывать путь по территории без карты
- Как соединить творчество, желание зарабатывать и роскошь общения
- Как карьеристу можно пройти сквозь кризис среднего возраста
- Как научиться летать, когда залез на вершину
- Что, зачем и для кого делает сайт Карьерист.ру
Текст записан по материалам интервью, данного журналисту Юлии Ларионовой.
А теперь забудьте все, чем вас учили, или Марсианские хроники
Я закончила университет 1990-м году, в самый разгар Перестройки. Мое поколение строило одну стратегию жизни, а когда мы закончили вузы, выяснилось, что мир стал совершенно другим. Планы рухнули. Были горячие годы, кризисы, перемены вокруг постреливали, привычная работа интеллигенцию не кормила. Карты, которые нам выдали родители для ориентации в этой жизни, для новой реальности не годились: мы попали на Марс.
Тем не менее, в течение первых 10 лет карьеры мне удавалось соединять творчество и коммерческие проекты. Я защитила первую в стране диссертацию по преподаванию компьютерной анимации, стала экспертом фестиваля «Аниграф» и параллельно преподавала детям компьютерную графику. Написала практикум по программе Аниматор-Про, его опубликовал журнал «Мир ПК» и я получила всероссийскую известность. Кто-то из друзей рассказывал, что его знакомый милиционер изучает компьютерную анимацию по моим статьям.
Однако вскоре я почувствовала, что преподавание имеет ограниченный ресурс: 3 года учишь, потом должен уйти на пару лет, потому что «исчерпываешься», надоедает говорить. Это известный факт: если человек преподает на полную ставку, то через 3-4 года у него что-то происходит с сознанием. Возникает синдром учителя, ригидность. Он привыкает находиться в позиции, из которой поучает других людей, а меж тем объем информации, транслируемый им, ограничен. Сначала он находит эту информацию и думает, как ее донести. Потому он оттачивает техники преподавания. Затем то, что и как он делает, ему становится известно на 10 уровней вглубь. Остается только само по себе общение с теми, кто учится тому, что ты уже знаешь. Они учатся и уходят, а ты второй раз поешь ту же песню. Скучно.
И я бросила учить, а занялась Интернет-коммуникацией. И вскоре пришла в компанию «Параграф» ПР-менеджером. Писала статьи про 3D-Web технологии, сделала проект на базе трехмерных Интернет-миров и провела серию тренингов для молодых специалистов про коммуникацию в этих мирах. После чего поняла, что для меня самое интересное само общение в зоне творчества. А технология пока что топор в этом супе. Есть два устойчивых представления: «бизнес это процессы» и «бизнес это отношения». Я всегда была убеждена, что все технические проблемы решаются легко. Основная проблема коммерции общение людей. До 2000 года владельцы и руководители бизнеса вкладывали силы и деньги в имущество и технологии, а людям говорили давайте работайте, а то заменим. В 2000 году Россия вошла в благополучный период: рынок насыщен деньгами и технологиями все можно сделать. Встала проблема работы с кадрами. Возник спрос на бизнес-тренинги.
Творчество+Коммерция +Коммуникация=Бизнес-тренинг
Для меня это был подарок я смогла совместить свой интерес к коммуникации, бизнесу и творчеству в одном виде деятельности. Как раз к тому времени три года прошло с тех пор, как бросила преподавать. Креативность, творчество, нестандартные решения в бизнесе стали центральной темой моих тренингов и ядром бренда. Я работала фриланс. Был момент меня продавало 6 компаний. Они опасались, что будут приходить к одним и тем же клиентам и конкурировать. Но, как выяснилось, они никогда не пересекались. Потому что компании продают людям, похожим на себя. А все продавцы были разные. Шесть компаний на одном рынке находят каждая своих клиентов, имея на руках один и тот же продукт. Правда, интересно?
С 2000 года я вела авторские тренинги по продажам, презентациям, переговорам, корпоративной культуре, рекламе и т.д. Тренинговая сфера предполагает, что ты отрабатываешь роль «гуру» и твоя задача, в частности, увлекать и завоевывать аудиторию. Это театральное представление на двое суток. Группа имеет право на достаточно жесткое поведение, агрессивность: она заплатила и требует результат. На тренингах я всегда работала над задачами клиента, но чем дальше, тем больше мне стало интересно не просто точечное вмешательство, а сопровождение развития компании или человека. В те годы бизнес осваивал западные стандарты, и это правильно для начальной фазы рынка, но более важным я считаю движение компании, идущее изнутри от ее корпоративной культуры, которая дает бизнесу одновременно возможности и границы. Корпоративная культура базируется на общенациональной культуре, огромная часть которой в процессе занятий бизнесом не осознается. Самая интересная часть культуры к бизнесу непосредственного отношения не имеет, зато имеет отношение к тому, как развивается мир. Бизнес всего лишь часть мира. Поэтому в те годы я параллельно работала исследователем в Институте культурологии РАН. Для баланса.
Корпоративная культура как источник коммерческих парадоксов
А потом случилась замечательная история на тему бессознательной корпоративной культуры. У меня есть приятельница HR-директор высокого класса с западным образованием. Она работала в области промышленности, вела крупные проекты российского бизнеса. Где-то в 2002 году к ней обратился президент российской компании, продающей товарный бренд по эксклюзивному контракту. Он сам и его генеральный директор, женщина, закончили курс МВА и хотели перестроить управление персоналом по западным образцам. И моя приятельница стала им организовывать работу именно так. Через пару месяцев выяснилось, что генеральный директор теперь избавлена от необходимости управлять персоналом этим занимается HR. Все бизнес-процессы наладились. И тут генеральный директор стала моей подруге противодействовать. Подруга рассказала об этом мне. Интересно, сказала я, давай выясним, что за этим кроется. Поняли быстро: дело в том, что когда бизнес плохо структурирован, в нем можно интриговать, заниматься политикой. Поскольку у компании контракт эксклюзивный, то нет особого смысла развивать бизнес товар ценный, брендовый, его и так купят. Надо только поддерживать сезонные продажи и можно делать что угодно.
Но если процессы наладить, то политическая игра заканчивается, ибо становится слишком прозрачной. И тогда генеральный директор должен заниматься развитием бизнеса. Но когда интриги заканчиваются, рушатся привычные типы отношений и интриганка чувствует себя беспокойно. А тут еще развитие бизнеса требует риска, принятия решения, поступков и т.д.
Генеральный директор поняла, что такой поворот событий ей не нужен. Прошло уже 3 месяца, они с владельцем сдали экзамен по МВА, восторг по поводу западных методов ведения дел поутих. Генеральный директор повела интригу против HR, а владелец стал наслаждаться жизнью за него бьются 2 женщины. Он в чудесном личном треугольнике, где внимания море, а опасности никакой он единоличный владелец компании.
Мне было понятно, что в этот момент надо, скорей всего, уходить именно с учетом корпоративной культуры этого бизнеса. Потому что владелец, который предпочитает интригу развитию это человек, не созревший ни для каких европейских стандартов бизнеса. Ему их не надо. Но моя подруга решила биться за высокие идеи и ситуация завершилась не так быстро, зато гениально.
Генеральный директор перед пиком весенних продаж наняла коммерческого директора. Получился не треугольник, а квадрат: два мужчины и две женщины. Напряжение спало. После чего коммерческий директор распустил отдел продаж. Компания потеряла полугодовую прибыль в момент сезонного пика продавать было некому. Как вы думаете, кого в итоге уволили? Правильно HR-директора. Она не нанимала коммерческого директора и была против разгона отдела продаж. Но корпоративная культура предполагает, что в компании должны поддерживаться определенные типы отношений подходящие ее руководству и стилю ведения дел, а не идеальные или западные. Этот бизнес любит интриги и стабильную жизнь на определенном секторе рынка. Здесь кончаются возможности влияния тренинга и консалтинга. Здесь начинаются раздумья о смысле собственной жизни тренера и консультанта.
А что я здесь делаю, или кризис карьериста среднего возраста
Задумавшись о себе, я с изумлением поняла, что в своей нестандартной карьере, соединяя творчество и бизнес, я все-таки шла вперед вместе с рынком, просто на шаг впереди. Некоторое время рынок осваивал западные стандарты, потом искал свое лицо, а затем вышел на мета-уровень и спросил себя: а кто я? Ответ на это вопрос можно найти только изнутри. Изнутри себя, изнутри культуры, в которой вырос и живешь.
В Перестройку был длинный период, когда мы учились западному стандарту культуры. Мне в нем многое интересно, поэтому сначала я училась, делая что-то, потом учила других на самом деле. В первую очередь мы изучали протестантскую этику: сколько получишь здесь, столько дастся тебе и «там». В отличие от русской традиционной чем больше отдашь, тем больше воздастся потом. Но и это еще не все смыслы моей карьеры.
Все, что ты накапливаешь, является внешними подпорками. А главной опорой является внутреннее содержание человека. Владелец бизнеса отличается от наемного менеджера как раз способностью брать риски за реализацию этой задачи, идущей изнутри. А художник, ученый или поэт отличается от бизнесмена тем, что у него уровень этой задачи отвязан от денег. Но между ними на уровне творчества есть сходство. У поэта, до того, как создан текст, есть внутренний образ. Великий ученый Эйнштейн тоже говорил: сначала у меня возникает двигательный образ, а потом уже формулы и все остальное. И у бизнесмена до того, как компания создана, есть ее образ внутри.
Все люди делят время между 3 местами:
- работа, где они продают себя ради того, чтобы заработать денег, сделать карьеру, социально утвердиться,
- пространство, где они получают поддержку это семья, друзья, близкие, а также творческие проекты,
- и уединение место, где человек движется к себе самому.
Я сторонник идеи, которая сейчас стала тенденцией на Западе: люди выбирают больше свободного времени, а не больше денег. Они поняли, что всех денег не заработаешь, да и с определенного момента деньги перестают мотивировать. Зато выясняется, что не хватает пищи для души, сердца и ума. Недостает времени, когда ты являешься собой, а не работаешь «в роли».
Когда к 2005 году вышли третья и четвертая из моих книг «Искусство работать с людьми» и «Дао творческого карьериста», я обнаружила четкий трехгодичный цикл в своей карьере. В первый год, когда меня осеняет очередная идея, людям вокруг кажется, что я зря вожусь с этой странностью, никому это не надо и вообще маргинальная область. На второй год находится несколько партнеров и клиентов, которые говорят: ну, может быть, давай попробуем. Делаем, срабатывает и начинается волна интереса в теме. На третий год мне рассказывают, как надо жить, цитируя мои статьи и идеи. И уверены, что все это фольклор и так было всегда. Так было с компьютерной анимацией, с Интернет-проектами, с тренингами по творческим решениям в бизнесе. И я поняла, что каждые три года я лезу по пирамиде по Маслоу: сначала выживаю, потом становлюсь похожей на других в некоей отрасли, потом особенной, потом самореализуюсь. Но это все битва.
Поняв это, я села наверху очередной (тренинговой) горы, стала писать книжки и смотреть вниз. Что тут можно делать? Можно сидеть наверху и отталкивать тех, кто лезет снизу глупо и лень. Можно лезть на другую гору, но когда ясен принцип, это будет то же самое. А можно снять амуницию и полететь, взмахнув крыльями.
Хорошо, сказала я, где мои крылья? И пошла учиться в Литературный институт проза, поэзия, великая русская и вся прочая литература. Давно хотела, да все бизнес, бизнес. Пора и полетать.
Выход в пятое измерение
Занявшись литературой, я перестала себя продавать. Клиенты, приходящие самотеком, обеспечивали мне интересные проекты и деньги на жизнь. А я писала поэму верлибром.
Поэма выиграла премию Союза писателей и на юбилей Большого симфонического оркестра, который организовал конкурс, актриса Марина Александрова читала мои верлибры со сцены Большого зала консерватории. Я была счастлива. В том числе потому, что, отдав свой текст актеру, освободилась от роли «лидера зала», которую играла на бизнес-тренингах. Я свободно была вместе с залом в той внутренней музыке, о которой писала поэму. И это было самое важное. На бизнес-тренинге надо быть звездой. А тут я была собой. С крыльями за спиной и вместе с аудиторией, которая хорошо дышала в ответ на мои стихи.
Искусство описывает не настоящий, а воображаемый мир, но оно позволяет вжиться в него и почувствовать себя иначе. Оно помогает полететь. Это очень важная вещь. В первый год занятий художественной литературой я с трудом отрывалась от «психологического стиля». Хотелось написать так, чтобы дать почувствовать, но не учить, «думать методиками» и не наводить на мысль. Я люблю учиться разнообразно, поэтому в числе прочего съездила в Школу Голливуда в Украине и поучилась писать сценарии по голливудскому стандарту. Этот формат работы очень похож на бизнес-тренинг, но по-своему лучше: на тренинге даешь методику, учишь, а в кино на зрителя воздействует психологически просчитанная и предельно эффективная структура целого волшебного мира. И не захочешь, а начнешь сопереживать, примешь верное решение, научишься. Единственный плюс тренинга там все-таки можно что-то сделать, а в кино зритель только смотрит.
Я, как обычно, стала искать объединение всего, что меня волнует. И нашла. Параллельно поэзии и прозе, ушла в консалтинг по управлению изменениями. Это более широкая вещь, чем просто творческое решение. Это книга перемен, это И-Цзин. Это вся жизнь в целом.
Профессия консультанта ведет умного человека и его партнеров вглубь к осознанию себя: своих наиболее замечательных коллег и клиентов я сейчас встречаю на тренингах по даосским практикам. Мы обнаружили, что делим свое время примерно так: до 10 дней в месяц работа, еще 10 учеба, остальное просто жизнь. Мне кажется, это правильный расклад: по трети на каждую часть мира.
Карьерист.ру
В итоге очередным шагом своей карьеры я стала главным редактором сайта «Карьерист.ру». Таким образом, сделала полный цикл управления собственными изменениями. Когда-то начала с преподавания компьютерной графики и программирования, продолжила в PR-е и науке, занималась Интернет-проектами и бизнес-обучением, потом литературой. Карьерист.Ру это сайт, в рамках которого я объединяю все это и
еще что-то новое: делаю дело вместе с людьми, а не для них. Истинные перемены опираются на партнерство, а не покровительство, на действия совместно с людьми, а не для них. Истинное сотрудничество трудно и требует времени, но оно стоит того. Наверное, сейчас я осваиваю эту ценность.
Задача портала Карьерист.Ру поддерживать людей на всем протяжении карьеры, помогая принимать решения о стратегии развития собственной карьеры в любой области от суровой коммерции до полной благотворительности и в любой форме от владения до фрилансерства. Во все времена при поиске работы или старте своего дела, подборе персонала или саморазвитии в пределах избранного пути.
Сегодня проект Карьерист.ру предлагает
- большую базу и удобный поиск вакансий,
- экспертную оценку имеющейся базы вакансий и ее наиболее популярных позиций, оценку возможностей поиска работы на сайте,
- материалы по технологии строительства карьеры методики, кейсы, истории успеха, обзоры и дайжесты тенденций рынка труда,
- колонки по главным темам карьеростроения: философия карьеры, тенденции российского карьерного строительства, международные подходы к строительству карьеры и  многое другое.
Я надеюсь, что Карьерист.ру станет достойным партнером для всех людей дела, которые стремятся воплощать в жизнь свои мечты и ищут признания окружающего нас мира.
Как известно, бармен не пьет, психотерапевт не психует, бизнесмен спокойно относится к деньгам, а драматург не любит истерик.
По этой же логике Карьерист.ру помогает людям найти свой жизненный путь и самореализоваться по мере собственных сил и объективных возможностей.
С надеждой на наш общий успех,
Наталья Петрова
Главный редактор Карьерист.ру
Разместить резюме Добавить вакансию