Реформа здравоохранения: приватизация больниц и бесплатные лекарства

Проблемы российской медицины очевидны: невыполнение социальных гарантий, отсутствие лекарств, неприемлемые условия содержания больниц, нищающий персонал… Будучи одной из основных бюджетных сфер, она находится в полной ответственности государства и одновременно входит в круг интересов практически каждого россиянина. Нет сомнений – то состояние, в котором отечественная медицина находится последние 20 лет, требует срочного реформирования отрасли. Конкретные предложения по этому поводу сделали эксперты из РАНХиГС – разработанная по заказу Центра стратегических разработок система может быть включена в общую стратегию развития страны на будущие 18 лет.

Предложения ученых касаются расширения полномочий страховых компаний, введение системы приватных страховых платежей, передачу больниц в частные руки, обеспечение населения медикаментами и ряд других позиций, кардинально изменяющих отечественную систему здравоохранения. В итоге это приведет к увеличению продолжительности жизни и повышению качества медицинских услуг. Предложенная тема пока находится на стадии обсуждения, но уже сейчас понятно, что в свете предстоящих президентских выборов, реформа может стать частью предвыборной кампании президента. Мы постарались осветить основные аспекты экспертных предложений.

Сократить, повышая эффективность

Стратегия развития отечественной медицины, с нюансами которой удалось ознакомиться «Газете.ru», по мнению экспертов из РАНХиГС, должна содержать четыре основных вектора: детализацию социальных гарантий, обеспечение населения медикаментами, повышение популярности медицинского страхования и расширение полномочий частных страховщиков. Помимо этого, ученые предлагают ввести систему частных страховых платежей в больницах, наподобие предложенной вице-премьером Ольгой Голодец модели уплаты граждан за использование социальной инфраструктуры. Предложения были разработаны учеными по заказу Центра стратегических исследований, который разрабатывает стратегию развития РФ на период 2018-24 г.г., и планово до 2035 года. Задачу по разработке стратегии поставил сам президент, и не исключено, что после ее презентации она станет частью его предвыборных программ.

Когда предложения ученых могут быть воплощены в жизнь – никто не сообщает, но, по их расчетам, к 2035 году они позволят серьезно повысить качество предоставляемых услуг, на 7 лет повысить среднюю продолжительность жизни (до 79 лет), и даже привлечь в государственное здравоохранение инвестиционный капитал. Объем расходов, которые потребуются для воплощения идей ученых в жизнь, составляет около 900 млрд рублей. На данном этапе идет активное обсуждение стратегии – привлекаются сторонние эксперты, которые прорабатывают сами положения реформы.

Главная мысль реформы, обсуждаемая на всех уровнях последние несколько лет – это детализация социальных гарантий – нормативное уточнение мер медицинской помощи, на которые россияне могут претендовать бесплатно, и которые гарантируются государством. Сегодня, как мы знаем, медицинская помощь является прямой конституционной безвозмездной гарантией – без уточнения, она распространяется на все виды медицинской помощи. Но, по факту, все мы знаем, как государство выполняет взятую на себя ответственность за здравоохранение.

Главная причина такого положения дел – отсутствие необходимого количества средств.

Дабы избавится от таких негативных тенденций, эксперты предлагают отказаться от государственного гарантирования некоторых видов помощи, усилив эффективность предоставления оставшихся. При этом предлагается максимально сократить время на предоставление «жизненно важной помощи», а «менее эффективную» отодвинуть на второй план.

Тунеядцам – разрешить платить

Отдельного внимания требует предложенный экспертами вариант системы обязательного страхования для самозанятых и формально нетрудоустроенных, но работоспособных россиян. Их предлагают назвать «особой» категорией, которая сможет претендовать на минимальный набор государственных гарантий по здравоохранению – предлагается ограничить их лишь крупными медицинскими рисками. Расходы бюджета на гарантию остальных мер для этих граждан превышают 40% в структуре общих гарантий, что позволит неплохо сэкономить для бюджета. По оценкам ученых, среди официально неработающих, ненуждающимися (теми, кто в состоянии оплатить медицинскую помощь хотя бы частично) являются 16 млн человек, ввиду чего, урезание объемов гарантированных медицинских услуг для них, позволит сэкономить больше 6% бюджетных расходов на эти цели.

По сути, все это напоминает формулу, предложенную Ольгой Голодец, по которой, те, кто имеют такую возможность, должны платить за использование социальной инфраструктуры (если за них это не делает работодатель). Чтоб те, кто «ненуждаются» имели возможность самостоятельно обеспечивать себе помощь, эксперты предлагают отменить правило, по которому граждане не могут оплачивать те услуги, которые гарантируются государством. Как отмечают ученые, эти нормы создают иллюзию полной социальной защиты на случай болезней, но в жизни все наоборот.

По самым скромным оценкам, объем частных расходов на медицинскую помощь в России составляет 37%, в то время как в западных странах этот показатель не превышает 30%. Всемирная организация здравоохранения оценивает долю еще выше – до 48%. Такие объемы можно сравнить лишь с Америкой, где половина населения всей страны, вообще, не знает про такое понятие, как «бесплатная медицина». Нет сомнений, что большинство платежей носят неформальный характер, и это свидетельствует лишь о недоступности помощи для населения и низких государственных затратах на нее.

В нашей стране расходы на здравоохранение едва превышают 3,5% ВВП, а вот в развитых странах превышают 6%.
В такой ситуации эксперты уверены – логично было бы легализовать вливаемые гражданами средства и разрешить им, по сути, доплачивать за расширение спектра предоставляемых медицинских услуг. Но для этого законодательство должно содержать уточнение, какой базовый объем предоставляется безвозмездно и гарантированно.

Бесплатные лекарства – платные больницы

Если медицинская помощь хоть и формально, но бесплатная, то на бесплатные медикаменты рассчитывать не приходится. Ввиду высокой стоимости лекарств, россияне фактически «недопивают» их до средней нормы развитых стран – среднедушевые расходы граждан РФ на медикаменты в 3 раза меньше. В таком положении целесообразно было бы ввести систему повсеместного медикаментозного обеспечения, которая давно практикуется на Западе. Суть ее сводится к гарантированию гражданину базового набора лекарств по международным стандартам, а все, что не входит в него – он оплачивает самостоятельно. На такое обеспечение государству понадобится больше 320 млрд рублей, но, так как ряд льготных категорий граждан уже получает лекарства, сумма существенно сократится.

Но, для повышения качества медицинской помощи всего этого недостаточно – главные участники этого процесса – врачи и больницы, ничем не мотивированы, чтоб повышать эффективность своей работы. В качестве выхода из ситуации предлагается новая для нашей системы модель, по которой большинство больниц становится частными, а саму систему обязательного медицинского страхования администрируют частные страховые компании. В таком формате деньги между больницами будет распределять страховщик, исходя из эффективности медучреждения и объемов выполненной им работы. При этом полученные средства медучреждения будут расходовать на собственное усмотрение, а чтоб их было больше, у учреждений есть лишь один выход – предоставлять качественную медицинскую помощь. Такая переформатизация обойдется в 70-150 млрд рублей.

Учли ли авторы доход от приватизации больниц и налоги, выплаченные теперь уже частными клиниками, неизвестно.

После вхождения в систему ОМС частного капитала социальные платежи предлагается оставить «на плечах» работодателя, но, помимо этого, дополнительные средства мог бы принести некий «сберегательный медицинский счет». На него ученые предлагают ежемесячно откладывать 1% от зарплаты трудящихся. Накопленные на нем средства граждане смогут тратить на расширение предоставляемой медицинской помощи, причем на собственное усмотрение. Неработающее население будет получать подобные отчисления из государства, которые составят около 3 тыс. рублей в год. В общей сложности стоимость внедрения такой программы оценивают в 440 млрд рублей. Есть и другие противоречивые источники дополнительных доходов. Например, предлагается поднять подоходный налог на 4% (до 17%) и направлять полученные средства на финансирование ОМС.

Насколько реальными можно считать все эти предложения, ясно станет уже в будущем году. Сегодня понятно лишь то, что в такой форме реформа будет прямо нарушать Конституцию. Предоставление медицинской помощи лишь частично, передавая право на выбор дополнительных услуг гражданину, не соответствует принципу достаточности медицинской помощи. Невозможно частично вылечить болезнь, или вылечить ее лучше или хуже – лечение гарантировано таким, каким того требует ситуация. Вопросы вызывает и вхождение в ОМС частных страховых компаний, которые являются заинтересованными лицами и едва ли будут думать о чем-либо другом, кроме как о собственном доходе. Что говорить про благополучие застрахованных ими россиян.

Нет сомнений, что система российского здравоохранения требует радикальных реформ и качественных решений – а вот сами решения, которые принимаются реформаторами, как раз уже и вызывают сомнения.

Cтатья основана на материалах «Газета.ru».

Разместить резюме Добавить вакансию