Реформа не для богатых: для кого разрабатывают новую систему пенсионных накоплений?

Про необходимость разработки новой накопительной системы пенсий взамен уже существующей, но замороженной, заговорили еще в начале осени – хлопоты относительно создания законопроекта взяли на себя Минфин и Центробанк. В конце ноября инициаторы даже представили общественности основные тезисы новой системы, названной «ИПК». Изначально ее планировалось запустить не раньше 2018 года, но по последней информации, соответствующий законопроект может быть подготовлен уже к весне будущего года. На данном этапе проходят все согласительные процедуры, и с основными аспектами согласны далеко не все – ряд предложений критикуется социальным блоком правительства.

Чиновников не устраивают низкие гарантии сохранения покупательной способности накопленных сбережений, а также сам принцип работы системы, который предполагает автоматическое включение россиян в новую систему. И хотя авторы продолжают обсуждение новых предложений, они уверены – новая форма ИПК рассчитана на граждан с доходом среднего и ниже среднего уровня, поэтому даже в таком виде система будет востребована среди граждан. Карьерист.ру постарался понять, что не устраивает социальный блок кабмина, и на кого все-таки будет рассчитана новая система накоплений?

Копить автоматом

Проект закона о введении новой пенсионно-накопительной системы, в дополнение к уже существующей (но замороженной), будет разработан к весне 2017 года – об этом рассказал замглавы Центробанка РФ Сергей Швецов, выступая 13 декабря на конференции «Модернизация пенсионной системы». Напомним, речь идет о пенсионном капитале будущих пенсионеров, который им предлагают сформировать самостоятельно, за счет добровольных взносов из своей зарплаты. По словам Швецова, которые приводит «Rambler News Service», задача минимум – к осени будущего года принять документ в первом чтении. Необходимость разработки документа к весне объясняется активным широким обсуждением новой реформы в чиновничьих кругах, что вызвано множеством разногласий.

Если все пойдет по запланированному графику, и к концу года новый закон будет принят, то уже с начала 2018 года многие россияне станут участниками новой системы пенсионных накоплений и будут копить уже дополнительную пенсию, поверх той, на которую отчисляют работодатели. Про конкретный возраст, с которого будет стартовать «копилка», пока никто не говорил, но достоверно известно, что подключение к системе будет автоматическим, без предварительного согласия гражданина. Чтоб отказаться от нее нужно будет подать заявление в ПФР или иной орган, который создадут для администрирования процессов.

Помимо возможности отказаться от отчислений, система ИПК разрешит регулировать параметры отчислений в пределах 0-6% от зарплаты. Чтоб стимулировать граждан откладывать, планировалось запустить «налоговый пряник» – вычет из подоходного налога в размере отчислений в ИПК – или платишь налог, или копишь на пенсию. Чтоб процесс перечисления не был обременительным для граждан, делать их по идее будут работодатели. Сами же собранные средства, кроме исключительных случаев, будут недоступны до наступления пенсии.

Вся эти параметры содержатся в презентации авторов документа, представленной общественности в конце ноября.
Каких-либо новых разъяснений до разработки законопроекта ждать не стоит – по словам Швецова, дабы не запутывать россиян, уточненные параметры будут озвучены лишь после того, когда в правительстве «сами договорятся». Там вроде бы есть план для достижения консенсуса, но разногласия все же пока присутствуют.

Критика от Минтруда

Отдельного рассмотрения требуют условия гарантирования накоплений – на данном этапе ЦБ и Министерство финансов предлагают распространять государственную гарантию лишь на фактически собранные средства, без дивидендов, которые могут быть заработаны фондом до момента, требующего включение системы гарантирования. По сути, если НПФ к моменту наступления пенсии гражданина будет терпеть финансовые трудности или, вообще, признан банкротом, то в распоряжении новоявленного пенсионера будет лишь сумма его отчислений за много лет. Естественно, что, например, за 20 лет, пока деньги будут копиться, инфляция может попросту «съесть» их покупательную способность, обесценив их до невозможности.

Это понимают в Минтруде, и поэтому, как еще в ноябре говорил министр труда Максим Топилин, ведомство требует, чтоб система гарантирования включала в себя как минимум инфляционные издержки. Такой подход представитель Центробанка назвал «наверное, хорошим», поскольку будущие пенсионеры должны быть уверены, что реальная стоимость денег будет сохранена к приходу пенсии. Но такие гарантии потребуют от фондов-держателей средств излишней осторожности или дополнительных расходов, что в итоге негативно отразится на доходности «копилок». В конце концов, вырасти может даже сам уровень отчислений.

Но, даже сохранность инфляционных издержек представляется недостаточной. Само собой, сохранить реальную ценность денег в течение 20 лет в российских условиях – дорогого стоит. Но, по мнению директора НПФ «Будущее» Николая Сидорова, которое приводит «Газета.ru», гораздо правильнее было бы покрывать гарантией и дивиденды, перечисленные на счет будущего пенсионера по результатам квартального года. Кроме этого, социальный блок не устраивает существующее сегодня положение, что инвестиционный доход сохраняется у будущего пенсионера лишь в том случае, когда он не меняет НПФы чаще 1-го раза за 5 лет – его также предлагают отменить.

Второй и главный «камень преткновения» – автоматическое подключение трудящихся россиян к системе.
Минтруд предлагает отказаться от этого, мол, раз система добровольная, а зарплатой россияне вправе распоряжаться самостоятельно, то и подключаться к ней они должны тоже самостоятельно. На это, конечно, категорически не согласны инициаторы реформы – у них есть опасения насчет собираемости. Вторят им и заинтересованные в автоматическом подключении НПФы. Как рассказал «Аргументам и фактам» Николай Угрюмов, президент национальной ассоциации НПФов, россияне пока не готовы добровольно копить на пенсию – в таких системах участвует не более 6 млн граждан, и многие из них используют именно корпоративное накопление.

Для простых граждан

Особое внимание вызывает оценка формулы ИПК, озвученная Сергеем Шевцовым на все той же конференции. По его словам, она рассчитана вовсе не на богатых людей, а граждан со средними и ниже среднего уровня доходами. Для богачей с доходами в миллионы долларов, по словам зампреда ЦБ, система вовсе не подходит, и за счет ориентации на основную массу населения, она и станет востребованной в России. Интересно, что начальница Шевцова, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, до этого утверждала, что система ИПК позволит обеспечить достойную старость для среднего класса, а тем, кто имеет низкие доходы, возможно, вообще не стоит в ней участвовать… При этом про какие-либо новые нормы, расширяющие круг потенциальных участников системы, заявлено не было.

Аналитический центр попытался посчитать, на что сможет рассчитывать к пенсии среднестатистический россиянин, со средней зарплатой сегодня в 30 тыс. рублей, которая ежегодно будет индексироваться на стабильный (что, само собой невозможно в реальных условиях) уровень инфляции в 5% на протяжении 20 следующих лет. При этом в ИПК у него установлен максимальный 6-процентный уровень отчислений. Не учитывая доходность, отталкиваясь лишь от компенсации инфляции, через 20 лет у него должно накопиться около 760 тыс. рублей. Их хватит, чтоб на протяжении следующих 15 лет обеспечивать пенсионеру доплату к страховой пенсии в размере 4,2 тыс. рублей. И если сегодня такая доплата может быть весьма внушительной (если забыть, что на нее нужно откладывать 20 лет), то через 20-30 лет она может оказаться просто ничтожной. Тем более что реальный рост цен в России редко когда коррелирует с показателями инфляции. И ведь это еще граждане со средним доходом, что говорить про «ниже среднего»?

Еще один, затронутый на конференции вопрос, касался замороженных накоплений, которые уже отчислены на сегодня.
В частности, острую критику вызывает тот факт, что Минфин готов финансировать стимуляцию новой системы ИПК (через налоговые вычеты), а искать деньги на разморозку старой, которая уже несколько лет не работает, не хочет. Но эта позиция в Минфине остается твердой – разморозка возможна лишь в случае существенного улучшения в экономике. Насколько существенного – прогнозировать никто не берется. Многие, вообще, уверены, что этого никогда не произойдет, а накопленные средства, как и заложено в плановом бюджете, конвертируются в пенсионные баллы.

Учитывая судьбу замороженной на сегодня системы, критика Минтруда относительно новой формулы представляется более чем конструктивной. Но даже там не могут объяснить конкретно – как, при низкой зарплате, которую получает большинство россиян, обеспечить себе достойный объем накоплений к старости?!

Разместить резюме Добавить вакансию