Одна из основных проблем самозанятости и мелкого предпринимательства в России – это чрезмерная формализация деятельности, административное давление и беспредел надзорных органов. Излишняя бюрократия всегда была «бичом» системной машины и на протяжении последних 20 лет продолжает всячески препятствовать ведению легального бизнеса. Такой государственный контроль и надзор над многими сферами экономической деятельности наносит предпринимательству существенный материальный ущерб, делая хозяйствование попросту нерентабельным. Одно только соблюдение установленных законом требований совокупно обходится бизнесу в колоссальные 5% ВВП, и это не считая коррупционных поборов.
Для упрощения жизни бизнеса и увеличения инвестиционной привлекательности страны в целом начиная с апреля 2016 года, власти анонсируют реформу контрольно-надзорной деятельности, проект которой уже в сентябре был представлен на Сочинском инвестиционном форуме. В планах у правительства снизить административную нагрузку и давление, увеличить их эффективность, отказаться от устаревших требований, а также уменьшить расходы бизнеса на их соблюдение.
Национальный проект
Реформа контрольно-надзорной деятельности – один из важных этапов, которые позволят стране выйти из затянувшегося кризиса. Действительно, в России распространено такое количество устаревших требований законодательства, практический ущерб от которых исчисляется миллиардами рублей. На протяжении последних месяцев программа реформы разрабатывалась на экспертном уровне, и 19 октября, как сообщает «Коммерсант», она была утверждена Советом по стратегическому развитию и приоритетным нацпроектам. Теперь же, в течение ноября министром «открытого правительства» Михаилом Абызовым, совместно с Минфином будет разработан паспорт программы, который и ознаменует немедленный старт анонсируемой реформы.
Сам масштаб мероприятий, количество реформируемых ведомств, а также подход властей к реализации программы, в полной мере позволяют назвать его национальным проектом, ориентированным на всеобъемлющие изменения. В первом этапе реформы анонсируется участие 12 ведомств – среди них МВД, МЧС, ФНС, Роструд, потребнадзор, Антимонопольная служба и некоторые другие. В целом программа рассчитана на участие 36 структур, однако на вышеперечисленные ведомства приходится свыше 90% контрольно-надзорных функций, поэтому именно они будут участвовать в первую очередь. Те же, кто не вошел в приоритетные ведомства, также будут участвовать в реформе, однако, поставленные перед ними задачи будут реализовываться без прямого указания и контроля.
Как пишет «Коммерсант», всего программа предусматривает 8 направлений деятельности, которые будут внедрять реформу «в жизнь». Среди них можно выделить повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий, профилактику нарушения нормативных требований, мониторинг устаревших и избыточных норм, изменение кадровой политики ведомств, борьбу с коррупцией и информирование граждан. Все это должно привести к реализации трех основных целей реформы – сокращение вреда жизни и здоровью трудящихся в результате несчастных случаев, снижение давления на бизнес и повышение качества работы всей «системной машины», осуществляющей государственный контроль и надзор.
И действительно, декларируемые цели и направления работы кажутся более чем актуальными – в условиях кризиса и прогнозируемой затяжной стагнации, послабления для бизнеса станут движущим для экономики фактором. Но все они, в той или иной форме, уже были на повестке дня правительства, и в частности Минэкономразвития, на протяжении 2007-2015 г. Теперь же они будут реализовываться в рамках единой программы с единым финансированием, объем которого будет назван в начале декабря.
Административная «разгрузка» бизнеса
По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, которые приводит «РБК», надзорная деятельность в рамках поддержания законности стала инструментарием для давления на бизнес. Он утверждает, что только на государственном уровне действует больше 40 надзорных органов, а в регионах их количество воистину «устрашающее» и насчитывает около 10 тыс. инстанций, в которых работает около 100 тыс. инспекторов. При таком громоздком аппарате, контрольно-надзорная деятельность недостаточно эффективна и агрессивна к бизнесу, считает премьер. И судя по его словам, одним из самых эффективных инструментов для устранения административных барьеров стало бы масштабное сокращение в этих структурах.
И в этой логике, как ни странно, есть смысл – несмотря на постепенное сокращение численности проверяющих органов, расходы на инспекторов неуклонно растут – по подсчетам ВШЭ, на каждого проверяющего бюджет тратит от 70 до 120 тыс. рублей в месяц. При этом эффективность их крайне низка – они проверяют около 3% от общего числа предприятий, выявляя в большинстве случаев лишь очевидные нарушения, а реальные риски остаются незамеченными. Это все надиктовано реальными целями проверяющих, которые направлены на наказание нарушителя, а не на предупреждение нарушений. В условиях коррумпированности органов, изменить это можно лишь путем внедрения новых принципов проверки, направленных на раскрытие реальных угроз ущерба трудящихся, вместе с параллельным сокращением штатов проверяющих.
Второй реальный шаг – это устранение дублирующих друг друга требований – по подсчетам правительства, около 90% расходов предпринимателей уходят именно на это. Чтоб исправить ситуацию, власть планирует их актуализацию и устранение дублей, которых, по подсчетам ВШЭ, в российском законодательстве больше 3 тыс. И это вполне оправданно, ведь масса нормативов, принятых даже в независимой России, можно уже давно считать устаревшими, но несмотря на это, их несоблюдение остается поводом для наказания.
Так что бизнес, если верить правительству, ждут своеобразные «административные каникулы». Как сказал премьер, честные предприниматели должны избавиться от состояния «осаждаемых крепостей», когда они регулярно подвергаются проверкам.
Привязка к зарплате
Отдельного внимания заслуживает пункт программы будущей реформы, рассчитанный на привязку зарплаты контролирующих чиновников к результатам их деятельности и достижению целевых показателей на вверенных им территориях. Об этом сообщает «ТАСС», ссылаясь на пресс-службу Открытого правительства.
Новую систему оплаты труда пока только предстоит подготовить, но уже сегодня известно, что она точно будет привязана к результатам работы чиновника. Однако, в отличие от вполне логичной привязки к количеству выявленных правонарушений, для снижения нагрузки на бизнес, она будет ориентирована скорее на невмешательство.
Но каждый частный случай, скорее всего, рассматриваться не будет – мониторинг намерены проводить на конкретной подконтрольной проверяющему территории, учитывая общий показатель снижения административной нагрузки. Такую систему мотивации за будущие 5 лет планируется ввести в 95% инстанций, осуществляющих подобные функции. Но сможет ли такая привязка и материальная мотивация обеспечить эффективность проверок? Объективно нет, ведь она, скорее, приведет к усугублению ситуации с коррупцией – проверяющему невыгодно будет штрафовать предприятие, ведь в таком случае повышается риск усугубления административного давления, что лишит его части жалования.
Гораздо логичнее было бы привязывать зарплату к определенной формуле эффективности, учитывающей общее количество проведенных проверок, общее количество штрафов и прочих взысканий, количество обжалований, количество безосновательных проверок и т.д. В любом случае механизм такого стимулирования еще предстоит разработать, но одно только стремление государства снизить количество барьеров для бизнеса уже вызывает позитивные отклики. Осталось дождаться первых результатов, которые анонсируются уже в 2018 году.
Разместить резюме Добавить вакансию