Разрыв между доходами регионов продолжает увеличиваться

hand holding coins and build coin chart

Вопрос финансовой самостоятельности отдельных субъектов федерации, а также существенной разницы в получаемых ими доходах, уже давно интересовал отечественных экономистов. Особенно в разрезе того, что по официальной информации государственных статистов, доходная часть региональных бюджетов повысилась на 3%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (естественно, что это без поправки на инфляцию). Но для экспертов, очевидно, что за официальной и средней цифрой (что всегда сопровождает усредненные показатели по стране) скрыта большая разница и дифференциация показателей между регионами. Дабы разобраться в этой ситуации, определить причины углубления «дотационности» отдельных регионов и, возможно, даже сделать прогноз на будущее, Аналитическое агентство АКРА исследовало эту самую разницу, взяв за основу региональные размеры бюджетной прибыли в пересчете на одного жителя.

Так, по информации аналитиков, у 20% самых богатых субъектов федерации доходная часть бюджета увеличилась на 1,7%, в то время, когда у 20% регионов-бедняков роста практически не наблюдалось – он составил лишь 0,3%. По мнению исследователей, это говорит лишь об одном: доходное неравенство субъектов продолжает увеличиваться. Аналитический центр Карьерист.ру постарался разобраться в причинах и последствиях данного макроэкономического явления.

Причины неравенства

Как говорит статистика, на конец первого полугодия, самыми зажиточными в России, кроме уже привычных двух столиц, можно считать Хабаровский и Красноярский край, ХМАО, Камчатку, ЯНАО, Сахалин, Чукотку и Коми: тут средняя прибыль регионального бюджета в пересчете на одного жителя превысила 60 тыс. рублей. В свою очередь, в число бедняков вошли Астрахань и Ставрополье, Дагестан и Калмыкия, Чувашия и Адыгея, Омская и Пензенская области, где уровень дохода оказался лишь 14 тыс. рублей.

Финансовое неравенство в разных регионах.

По мнению исследователей из АКРА, такая разница в полученных доходах, не что иное, как очередное усугубление финансовой неравности между дотационными субъектами федерации и донорами. Только за последние 4 года доходный разрыв прибавил еще 10%, что чревато серьезными последствиями для экономики страны в долгосрочной перспективе. Более того, анализируя доходы в пересчете на жителя, исследователи пришли к выводу, что регионы-богачи имеют в 7 раз больше своего дохода, чем бедные субъекты. Надо отметить, что в эти средства не входят дотации из центра, а учитываются лишь налоговые и иные поступления.

По мнению аналитиков из АКРА, увеличение финансового неравенства, это результат сокращения возможностей федерального бюджета – последние годы центр все меньше выделяет дотационных средств. Ранее с их помощью удавалось сдерживать рост разницы между доходами до 4,2 раза, но наблюдаемое уменьшение сумм выделяемых средств увеличивает дифференциацию с новой силой. По данным АКРА, только за первые 6 месяцев объем дотаций в среднем снизился на 12%, понизив их долю в структуре региональных бюджетов до 17%, в то время как в аналогичный период прошлого года такая доля составляла 20%.

Среди других причин, которые повлияли на увеличение разницы – показатели девальвации национальной валюты.
Несмотря на весь негатив данного явления, оно позволило повысить объем полученного дохода тем регионам, которые наиболее «заточены» на экспорт – это, в частности, Сахалин, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярск и т.д.

Как говорит Карен Вартапетов, эксперт по государственным финансам аналитической компании S&P, федеральные дотации, направленные на уменьшение регионального неравенства, помогли достичь лишь умеренного эффекта. Причина тому кроется в структуре самих дотаций – лишь 35% из них идут действительно на сглаживание разницы, а остальные межбюджетные средства – это в основном субсидии и субвенции, распределение которых практически не учитывает обеспеченности их получателя. Тем не менее аналитик АКРА Елена Анисимова утверждает, что даже треть от объема выделенных региону дотаций – это тоже внушительный объем средств, который способен повлиять на показатели собственных доходов.

Сокращения продолжаются

Как говорила еще летом директор одного из департаментов Минфина Елена Ерошкина, в 2017 году объем бюджетных средств, выделенных регионам на уравнивание обеспеченности субъектов, останется на том же уровне, на котором он находится и сегодня. Но это не позволит сохранить объемы других выделений – межбюджетные дотации сократятся в среднем на 15%, и, по словам чиновницы, это в первую очередь коснется субсидий. Особенного внимания заслуживают средства, выделенные на реализацию «майских указов» и рост зарплат для врачей и учителей – они уменьшаются на 5%. Что же касается других выделенных средств, то их и вообще планируется сократить вдвое. Но пока о конкретных цифрах говорить не стоит, так как федеральный бюджет на следующий год находится еще на стадии разработки.

Понижением расходной части можно будет замедлить темпы роста доходного разрыва.

По мнению Анисимовой, даже если уровень «уравнительных» дотаций в будущем году будет сохранен, то замедлить темпы роста доходного разрыва можно будет лишь путем понижения расходной части. Но даже это не позволит ликвидировать 4-кратный разрыв по уровню доходов на душу населения, который наверняка сохранится.

По данным исследователей, в текущем отчетном периоде региональным бюджетам удалось сохранить лишь 2 основных источника поступлений, обеспечивающих рост – это налог на доходы физлиц и акцизы.

Но, кроме НДФЛ, в структуру основных источников поступлений входят также федеральные дотации и налог на прибыль.
 И если динамика доходов бедных субъектов федерации зависит от объемов дотаций, то регионы-богачи зависят от налоговых взысканий.

Но, как утверждают аналитики из АКРА, на рост налоговых поступлений, который позволил бы догнать доходных передовиков, аутсайдерам, как и всем остальным, рассчитывать не стоит. Например, на сбор подоходного налога влияет увеличение неофициальной занятости, а он, в структуре налоговых поступлений занимает больше 30%. А так как эксперты вовсю говорят о том, что потенциал девальвации исчерпался еще в прошлом году, налог на прибыль, который занимает 36% в структуре налогов, также расти не сможет.

И если политика правительства в отношении налоговых сборов останется неизменной, чего можно ждать с высокой вероятностью, объем дотаций в региональных бюджетах будет уменьшаться в среднем на 1% за календарный год. Очевидно, что такое снижение будет увеличивать региональное доходное неравенство, подытоживают в АКРА.

Ждем дефицита

По мнению Анисимовой, рост разницы между региональными доходами потребует от властей внедрения стабилизирующих ситуацию адресных мер. Как утверждает аналитик, вероятно, правительству придется пересмотреть принцип формирования дотационных выплат.

Необходимо обратить внимание и на то, что собственные расходы субъектов федерации растут существенно быстрее, чем доходы каждого из них, причем увеличение расходной части неравномерно. В частности, региональное образование получило аналогичную с 2015 годом сумму, в то время как на национальную экономику почему-то затраты выросли аж на 12%. Федеральные статисты хоть и говорят, что усредненные доходы субъектов пока в состоянии покрыть их расходы, но темпы роста доходной разницы и постоянное увеличение долгов, по мнению аналитиков, обязательно породят региональный бюджетный дефицит уже в конце 2016 года.

Эксперты обращают внимание, что коммерческие кредиты в разрезе общей региональной задолженности занимают около 50%, хотя еще в начале года она составляла 60%. Уменьшение коммерческого долга в данном случае объясняется возможностью регионов замещать их федеральными займами. Но, по мнению аналитиков из АКРА, возможность на замещение практически исчерпана и в будущем году коммерческие кредиты в общей долговой региональной копилке будут увеличиваться.

Учитывая все это, а также делая скидку на стагнацию доходов и увеличение расходов, для экспертов очевидно, что региональный бюджетный дефицит будет расти. И когда оптимизационный потенциал расходов будет исчерпан, субъектам федерации придется выходить на финансовый рынок: искать новые возможности для кредитования по условиям выпущенных государственных облигаций. Эксперты дают разные цифры прогнозов объемов облигаций, но все сходятся во мнении, что они не будут меньше, чем 100 млрд рублей.

Разместить резюме Добавить вакансию