Промышленный альпинизм по-русски: симбиоз романтики, риска и беспредела

Вы наверняка не раз восхищались мужеством профессионалов-высотников, которых встречали за работой на фасадах жилых или промышленных зданий. Гордые собой, они выполняют поставленную перед ними задачу, не замечая с высоты тех, кто мирно плетется по земле и с интересом засматривается на них.

Они, наверное, единственные специалисты в нашем мире, которые добираются на свое рабочее место при помощи спуска или подъема по веревке, рискуя своей жизнью для выполнения обыденной, но всегда кропотливой работы.

Они – это промышленные альпинисты – отверженные городские скалолазы, охотники за адреналином и просто настоящие профессионалы своего дела.

Промышленный альпинизм – довольно молодое явление для отечественного рынка. Связано это с поздним повсеместным распространением высотных зданий, в обслуживании фасадов которых и задействованы профессиональные высотники.
Промышленные альпинисты, как универсальные солдаты – им платят не за висение на веревке, а за выполнение высотных работ. И поэтому чем большими рабочими навыками такой профессионал обладает, тем выше ценится его труд.

Какие особенности имеет эта профессия, когда она зародилась и что в ней происходит сегодня? К Международному дню промышленного альпинизма, ежегодно отмечаемому 8 августа, Карьерист.ру расскажет читателям об этой опасной и романтической профессии. Но обо всем по порядку.

История промышленного альпинизма в России

Это высотное ремесло берет свое начало несколько столетий назад, когда огромное распространение имел парусный флот, а для обслуживания самих парусов нужны были работники, которые взбирались на них по веревкам.

Официальным годом зарождения альпинизма считается 1786 год. Именно в этом году, 8 августа, швейцарским врачом Паккардом и горным проводником Бальмой был покорен Монблан – вершина Альп. Появление же альпинизма в имперской России произошло ожидаемо позже.

Один из первых зафиксированных документально случаев – это восхождение на шпиль петербургского Петропавловского собора простого ярославского крестьянина Петра Телушкина.

Этот отчаянный поступок был совершен с целью, поправить поврежденный ветром крест. Все, что использовал Петр – это веревочная петля. За такой свой мужественный поступок впоследствии он получил медаль «За усердие».

Дальнейшее развитие альпинизма было обусловлено необходимостью освоения горных районов, становления геологии и метеорологии, строительстве метеостанций и обсерваторий и т.д.

Однако, альпинизм промышленного характера впервые был применен лишь к началу Великой отечественной. В частности, имеются документально зафиксированные сведения о том, что группа альпинистов под предводительством Ольги Фирсовой и Михаила Боброва маскировали золотые шпили памяток истории и архитектуры, помогая тем самым избежать прицельного огня по ним немецких захватчиков.

В середине 60-х уже была введена такая профессия, как скалолаз-монтажник, что стало первым проявлением признания важности альпинизма в городском строительстве и промышленности в принципе.

В то время это ремесло начало получать уже более-менее массовое распространение: альпинисты участвовали в строительстве большинства отечественных ГЭС, занимались укреплением горных склонов, выполняли малярные работы на высотных конструкциях промышленных предприятий,

К середине 70-х было разработано надежно снаряжение и крепкая альпинистская веревка, которые существенно повысили безопасность проводимых работ. Как профессия и как технология, промышленный альпинизм в современном своем выражении появился к середине 80-х.

А уже после распада СССР, альпинистские бригады начали «плодиться» в геометрической прогрессии, причиной чего стало распространение рыночной экономики. Окончательно профессия промышленный альпинист была утверждена на государственном уровне в 2001 году.

Страх, романтика и прочие особенности

Привлечение на объект промышленных альпинистов обычно обусловлено одним из двух случаев – либо условия здания не позволяют прилечь строительную или высотную спецтехнику, а также возвести леса, либо это просто заказчику не по карману.
В любом случае, несмотря на довольно высокую стоимость привлечения таких специалистов, они все равно позволяют заказчикам экономить.

Сама работа требует совмещения многих профессий, начиная от монтажника и маляра, и заканчивая знаниями основ работы с электричеством.

Кроме этого, обязательными для высотолазов являются знания техники безопасности, знания сезонных особенностей работы, нюансов снаряжения и прочих важных в работе мелочей, ведь эту работу официально относят к особо опасной.

Такая категория сложности требует ответственного подхода к организации работ, организации охраны труда, подбора персонала, обеспечения высшего уровня безопасности…

Впрочем, это мало кого интересует – большинство уже бывалых промальпинистов выходят на работу с каменными лицами, «на автомате» крепят систему, пристегиваются, садятся на место и работают… Организация безопасности для большинства – непозволимая роскошь, поэтому многие и работают нелегально.

Вообще, специалисты-высотники всегда связывают промышленный альпинизм с:

  • работой с повышенной степенью опасности, особенно в условиях, когда безопасность работ находится далеко не на первом месте;
  • тяжелейшими физическими нагрузками, поскольку при работе на высоте практически всегда альпинисты находятся в напряжении, и при этом как-то еще умудряются работать;
  • психическими нагрузками, которые связаны с боязнью сорваться;
  • умением проводить спасательные работы;
  • умением быстро принимать решение в экстренной ситуации и при необходимости, оказывать первую помощь.

Чтобы справляться с такими сложностями, правительство даже ввело специальную разрядную сетку, в которой, в зависимости от профессионализма высотников, их делят на альпинистов 5-7 разряда.

Почему отсчет начинается именно с 5-го разряда – непонятно до сих пор. Но даже их имеет лишь малая часть людей, работающих в этой сфере. По большей части это связано с ничтожно маленьким количеством учебных заведений, которые обучают этой профессии – по факту их можно найти лишь в Москве, Питере, Иркутске и Новокузнецке. Что интересно, кроме самого обучения, не реже, чем раз в год нужно проходить переаттестацию…

Но альпинистами работают не только ради навыков и хорошей зарплаты – многие получают от промышленного альпинизма огромное удовольствие: с высоты открываются такие городские панорамы, которые недоступны для большинства людей… Впрочем, это единственное, что способно скрасить реальное положение дел в этой отрасли.

Обратная сторона промышленного альпинизма

Несмотря на массовое развитие промышленного альпинизма, он практически полностью является «серой» отраслью. Слабое законодательное регулирование исключает возможность осуществления какого-либо государственного контроля над высотной работой, что впоследствии вызывает массу проблем: неконтролируемый приток непрофессиональной рабочей силы, отсутствие разрешительных документов, сумасшедшие пробелы в охране труда и т.д.

По оценкам самих альпинистов, около 80% их коллег попросту не имеют документов, подтверждающих наличие у них квалификации. А даже те, у кого они есть, в лучшем случае предъявят разрядные книжки или свидетельства «липовых» контор, обучение в которых проходит за 72 часа…

Вся эта неразбериха в отрасли промышленного альпинизма обусловлена отсутствием основополагающих нормативных документов. В большинстве актов, регулирующих проведение работ на высоте, фактически отсутствует само определение промальпинизма.

Единственные действующие документы – это постановление Минтруда, вводящее разряды, и бесполезные (по словам самих альпинистов) Временные правила безопасности в промышленном альпинизме, которые создавались для подразделений МЧС.
И это при том, что в западных странах уже давно существуют отраслевые промальпфедерации, которые вносят законодательные предложения и разрабатывают обязательные стандарты для обеспечения максимальной безопасности работников.
Не соответствуют реальной действительности и государственные нормы допуска к выполнению высотных работ.

Все что эти нормы требуют перед их началом – ознакомление с нарядом-допуском и заполнение журнала техники безопасности.
Вам, разумеется, понятно, что даже эти простые требования выполняются лишь в исключительных случаях. Более того, отсутствует даже официальное лицензирование многих видов выполняемых работ, например, таких, как уборка снега, утепление фасадов, клининг и т.д.

Но несмотря на необходимость жесткого государственного контроля, который позволит исключить с рынка недобросовестных «игроков» и обеспечить возможность отслеживать допуск работников на опасную высоту, такой контроль напрочь отсутствует.
Все это кажется очень странным, особенно на фоне декларируемого властями переформатирования рынка труда под запросы экономики. Очевидно, что в России сегодня имеется спрос на промышленных альпинистов – только в одной Москве официально зарегистрировано свыше 2,5 тыс. альпкомпаний + «нелегалы», которых в несколько раз больше.

Это становится причиной множества несчастных случаев, количество которых увеличивается год от года. Ситуацию подогревают «голодные» гастарбайтеры из ближнего зарубежья…

В общем, вывод один – сегодня этой отрасли как никогда нужен жесткий государственный контроль. Только он способен обеспечить принятие необходимой нормативной базы и соблюдение требований безопасности.

Но подавляющее большинство промальпинистов продолжает выполнять свою сложную и важную работу, несмотря ни на что.
И сегодня Карьерист.ру хочет искреннее поздравить представителей этой настоящей мужской профессии и пожелать им крепкого здоровья, успехов и самых высоких покорений.

С праздником, дорогие альпинисты!

Разместить резюме Добавить вакансию