Демографические проблемы, наблюдаемые в России в начале 00-х, вскоре обернуться для страны волной последствий. Для рынка труда это грозит нехваткой рабочих рук, о которой уже неоднократно говорили эксперты, а предшествовать этому будет нехватка подготавливаемых студентов, которые, по мнению представителей счетной палаты, уже сегодня недотягивают до установленных в законодательстве нормативов. Создает проблемы для рынка труда и сама система ранжирования вузовских нормативов – несмотря на достаточно большое количество вакансий для людей с дипломами ВУЗов, среди них наблюдается довольно высокий процент безработицы.
И хоть сегодня фиксируется выравнивание демографической ситуации, существующие проблемы могут создать барьеры для образования и рынка труда в будущем. Например, уже сейчас количество выпускников, сдающих ЕГЭ, по сравнению со всеми выпускниками в целом, существенно падает, что говорит об отсутствии стремления получить диплом. Чтоб справиться с проблемами будущих лет, в Госдуме должны пересмотреть параметры количественных нормативов относительно пропорций студентов и населения. А пока этого не произошло, Карьерист.ру выяснял, что угрожает отечественному рынку труда.
Последствия демографии
Как говорит глава СЧ, если Россия хочет подготавливать больше квалифицированных специалистов, нам нужно решать те проблемы, которые порождает существующая ситуация. В частности, за последние 6 лет был зафиксирован рост рождаемости – в сравнении с прошлыми годами, количество новорожденных выросло почти на 6%. В это же время, следуя старым формациям, последние годы проводилась серьезная оптимизация ВУЗовского образования. Причем по результатам аналитических исследований Счетной палаты, проводимые ранее оптимизационные мероприятия, особенно на региональном уровне, не имели ничего общего с тенденциями рынка труда.
Наиболее ярко это проявлялось при предшествующем Ольге Васильевой министре образования, Дмитрии Ливанове – как утверждает Голикова, при нем проводилось сокращение численности учебных заведений, с одновременным их «укрупнением». Например, только за период с 2013 по 2015 годы, количество высших учебных заведений сократилось на 800 единиц, с 2300 до 1500.
Интересно, что на конец 2015 года, число вакансий по стране для специалистов с ВУЗовским дипломом свыше 185 тыс. мест, что достигало практически 3% от общего количества рабочих мест. Как ни странно, но самая большая потребность в образованных специалистах наблюдалась в наименее популярных отраслях – сельском хозяйстве, медицине, биологии – свыше 65 тыс. вакансий. Меньше всего требовало образование – около 2 тыс. вакансий.
Образованный, но без работы
Отдельно стоит отметить, что количество образованных специалистов в России растет – по данным счетной палаты, если в 2010 году их было 29% от общей численности населения, то сегодня эти цифры уже превысили 33%. Если растет число дипломированных специалистов, то почему остаются незакрытыми 185 тыс. вакансий по всей стране? Еще больше удивляют результаты исследования, согласно которым за 2015 год число дипломированных незанятых увеличилось на 20%. Как говорит сама Голикова, это внушительные цифры, о которых необходимо задуматься и понять, к чему они приведут. По словам руководителя Счетной палаты, существующая сегодня система перераспределения вузовских точек создает диспропорции на рынке труда, порождая недостаток высококвалифицированных кадров там, где их не хватает, и, наоборот, создавая их переизбыток, где их и так уже давно предостаточно.
И с этим сложно не согласиться. Современная система высшего образования России следует скорее модным тенденциям, ориентируясь в первую очередь на престижные профессии, хотя должна решать проблемы рынка труда. Аналогичные выводы можно сделать и из данных Счетной палаты. Так, например, выпускники ВУЗов медицинской направленности трудоустраиваются по специальности в 97% случаев. Несмотря на это, прошлогодняя приемная кампания в медицинские ВУЗы зафиксировала сокращение приема на 13%. Педагогические ВУЗы, наоборот, прием увеличили на 3%, хотя востребованность этих специальностей на рынке труда существенно меньше.
Интересно, что по данным ПФР, число трудоустраиваемых выпускников растет – в 2016 году их доля составила 76% против 75% в 2015 году. Помимо медиков и прочих узких специалистов, наиболее востребованными являются инженеры, 4 из 5 находят работу в течение 1 года после выпуска. Самые большие проблемы, как и ожидалось, у самых «престижных» выпускников экономико-правовых факультетов – работу в первый год после выпуска удается найти лишь 50% выпускников.
Неправильный рассчет
Как ни странно, но слова Голиковой о том, что России не хватает мест для студентов, несколько противоречит позиции главы Минобрнауки Ольги Васильевой. По ее словам, в нашей стране непривычно огромное число мест по госзаказу, на которые смогут претендовать сегодняшние выпускники школ. В текущем году это количество составит 57 мест на сотню выпускников, что является абсолютным рекордом для отечественной системы ВУЗовского образования. Несмотря на такое количество, по словам министра, ведомство пытается сохранить «конкурсный характер приема». По личному мнению Васильевой, ни один ВУЗ в стране не должен опуститься в пороге ЕГЭ ниже 60 баллов – это позволит сохранить высокий показатель образованности студентов.
В это же время, как сказал член Госдумы Олег Смолкин, чьи слова приводят «Известия», некорректно оценивать достаточность бюджетных мест, сравнивая его с количеством выпускников школ. По мнению законодателя, последние годы в России наблюдается такая тенденция, что все больше детей уходит из школ после 9-го класса. Наиболее ярко это можно понять в сравнении: в 2016 году количество выпускников школ составило свыше 1,2 млн человек, однако лишь 650 тыс. закончили 11 классов, остальные же предпочли техникумы, колледжи и прочие учебные заведения на базе 9-ти классов школы. Таким образом, если учитывать цифры Васильевой, получается, что на бюджетные места в ВУЗах могут претендовать не 57 выпускников, а в 2 раза меньше, ведь доля выпускников самих школ сокращается.
Как считает парламентарий, наиболее правильным было бы использовать зарубежный опыт, когда количество студентов рассчитывается исходя из общего количества населения, не учитывая возрастной показатель. Закрепленный сегодня в законе норматив, рассчитанный на 10 тыс. населения до 30 лет также необъективен. Наиболее адекватным, по словам законодателя, считается рассматриваемый сегодня в парламенте закон, который вернет нас к советским нормативам, по которым количество студентов равнялось 220 человек на 10 тыс. населения, без привязки к возрастным показателям. Документ, в случае его принятия, снизит барьеры для поступления в ВУЗ, но существенно увеличит требования к абитуриентам, что увеличит отсев их в рамках приемной кампании и разбавит их контингент.
Разместить резюме Добавить вакансию