Предварительное следствие: кто стоит на страже справедливости?

Two police officers and female detective working at a police station, analyzing evidences

Предварительное следствие – это обязательная для подавляющего большинства уголовных дел процедура. Только благодаря ей, зачастую, удается восстановить справедливость, установить непричастность невиновных лиц и привлечь к уголовной ответственности преступников.

Исходя из ее обязательности, возложенных на данный этап расследования функций и задач, а также сложность определения истины, именно следствие является важнейшей стадией расследования уголовных дел.

Функции по проведению предварительного следствия возложены на следователей и других работников органов следствия, которые сегодня имеются лишь в трёх правоохранительных структурах:

  • следственном комитете РФ;
  • подразделениях МВД;
  • Федеральной службе безопасности.

Их работа не только важна, но и чрезвычайно опасна, ведь им приходится ежедневно ставить свою жизнь под угрозу. И в преддверии Дня сотрудника органов следствия РФ, ежегодно отмечаемого 25 июля, Карьерист.ру хочет поздравить всех следователе с праздником и рассказать читателям о их важной работе.

История становления независимого следствия в России

История следственных органов России берет свое начало в 1713 году, когда царь-реформатор Петр I своим указом создал первый специализированный следственный орган – следственную канцелярию.

Царь передал новосозданным канцеляриям подследственность самых важных дел, начиная от коррупционных преступлений, и заканчивая посягательствами на основы государственности и государственной безопасности.

Примечательно то, что они были независимыми от других органов государственной власти и были подчинены непосредственно главе империи.

Созданная Петром I модель следственных органов дала свои результаты – за первые 7 лет их работы к ответственности за разные преступные деяния были привлечены 12 из 23 имперских сенаторов.

После кончины царя, созданные им независимые следственные канцелярии, были ликвидированы. С этого момента и до 1860 года расследование уголовных преступлений осуществлялось земской и городской полицией.

Поскольку нагрузка на полицейских была колоссальной, и проводимое ими следствие не приносило ощутимых результатов, Александр II принял решение ввести должности судебных следователей, которые производили расследование всех дел, рассматриваемых впоследствии судами.

В 1864 году был принят устав уголовного судопроизводства, который снова нормативно закрепил самостоятельность следователей. Однако, с приходом Октябрьской революции, построенная вновь самостоятельная система следственных органов снова была разрушена.

Начиная с 1917 года, следствием занимались специальные комиссии при городских и районных советах. С 1922 – народные следователи, с 1928 года следствием занималась прокуратура, потом – НКВД, потом опять прокуратура, и так по кругу.
Исторические процессы, несомненно, требовали безотлагательного реформирования органов следствия.

В итоге, к концу XX столетия, юристам-теоретикам все же удалось обратить внимание советской власти на петровскую модель следственных органов, которая выделяла их в самостоятельную и независимую структуру.

Народные депутаты СССР даже подготовили законопроект, который был в 1990 году предложен Совету министров СССР, однако последовавший впоследствии роспуск Верховного совета помешал его принятию.

В 2007 году уже новые российские власти вновь предприняли попытку приданию следствию определенной самостоятельности, создав при прокуратуре Следственный комитет РФ.

Однако окончательному становлению независимости следствия было суждено сбыться лишь к 2011 году, когда данный орган вышел из под влияния прокуратуры и стал самостоятельным федеральным органом.

Следственный комитет, как и петровская следственная канцелярия, не входит ни в один из органов государственной власти и подчиняется непосредственно главе государства.

Между тем, следствие в России нельзя назвать полностью независимым, ведь кроме СК, его проводит еще МВД и ФСБ, в соответствии с установленной уголовно-процессуальным законодательством подследственностью. А вот эти структуры уже никак нельзя назвать самостоятельными.

Результаты работы следственных органов

Несмотря на отсутствие у российского следствия полноценной независимости, их работа по противодействию преступности и раскрытию уголовных преступлений дает свои плоды.

Их деятельность не всегда открыта для широкой общественности, так как специфика работы не позволяет быть постоянно на виду и предавать огласке материалы уголовных дел.

Сухие цифры дадут сполна понять важность работы органов следствия. В совокупности все следственные подразделения, осуществляющие предварительное расследование уголовных дел ежегодно:

  • Осуществляют около 500 тыс. выездов на места происшествия, для процессуального оформления правонарушений, опроса свидетелей, протоколирования, сбора улик и прочей работы, осуществляемой на местах совершения преступлений.
  • Возбуждают около 350 тыс. уголовных дел по самым разным категориям, от ограблений и убийств, до посягательств на основы государственного строя и экстремизма.
  • Направляют в суды около 310 тыс. уголовных дел, с полным пакетом документов, улик и доказательств вины, 97% дел по которым заканчиваются обвинительными приговорами. Направляют в суды около 15 тыс. уголовных дел в рамках противодействия коррупционным деяниям граждан.
  • Обеспечивают среднюю раскрываемость убийств около 87,5% и среднюю раскрываемость остальных преступлений в пределах 45-50%.

Кадровый состав органов следствия

Поскольку важность правильного проведения предварительного следствия невозможно переоценить, а от правильности оформления процессуальной документации и проведения всех следственных действий зависит итоговый результат, то следователями не могут быть рядовые сотрудники.

Работа следователя характеризуется огромной ответственностью за каждое из совершенных им действий, и поэтому ими могут быть лишь представители офицерского состава, не ниже младших лейтенантов.

Общая численность, с учетом окончательно сформированного Следственного комитета РФ, составляет около 70 тыс. следователей.

При этом, несмотря на всю опасность и мужской характер этой работы, около 20 тыс. следователей в России – женщины.
Исходя из низкого доверия к органам следствия, и сформированного в общественности в середине 90-х дискредитирующего правоохранительные органы мнения, около 10 лет назад власти анонсировали постепенное обновление кадрового состава.

Опять же, ввиду высокой ответственности, такой процесс не мог пройти быстро, и поэтому о его результатах можно говорить только сегодня. Теперь средний возраст работников органов следствия не превышает 34 года, что при среднем стаже в 7 лет, позволяет говорить о полноценном обновлении кадрового состава.

С учетом того, что работа следователя требует высокого профессионализма, все без исключения работники органов следствия имеют высшее юридическое образование, прошли необходимую стажировку, и экзамен на знание необходимого в работе уголовного и процессуального законодательства.

Кроме образования, все следователи обладают множеством специфических и очень важных в работе качеств, таких как:

  • аналитический ум, логическое мышление и чрезмерно развитая интуиция;
  • способность к межличностному мышлению с разными категориями граждан;
  • скорость, глубина и гибкость мышления, критичность и проницательность;
  • решительность, самостоятельность, терпение, способность к составлению психологического портрета собеседника;
  • принципиальность, сдержанность, верность нравственным принципам и т.д.

При этом далеко не всегда возложенная на следователей ответственность и выполняемая ими работа вознаграждается сполна.

Так, средний оклад следователя МВД находится в пределах 25-35 тыс. рублей, в зависимости от звания и местности, в которой он проходит службу.

Как ни странно, но зарплата следователей ФСБ официально на порядок ниже полицейской, и находится в пределах 21-28 тыс. рублей.

Куда больше этих работников получают следователи Следственного комитета РФ – их средняя зарплата составляет около 80 тыс. рублей, однако, такие показатели обусловлены высокими официальными доходами высших чинов – зарплата рядового сотрудника СК находится на уровне 45 тыс. рублей.

Но несмотря на низкий уровень зарплат, работа следователя дает большие перспективы. Кроме получения огромного профессионального опыта, развития огромного количества волевых качеств, и права на выход на раннюю пенсию в 45 лет, эта работа способствует наработке больших связей.

Помимо прочего, после завершения работы в правоохранительных органах, следователей охотно приглашают на работу в службы безопасности, охранные компании, юридические службы предприятий и прочую работу, где понадобится юридическое образование и хороший опыт работы. Ввиду отличного знания следственной «кухни» изнутри, многие становятся успешными адвокатами.

Но работа следственных органов, все же, важнее всего. И сегодня, в профессиональный праздник всех следователей, Карьерист.ру искренне поздравляет всех работников следственных органов, и желает удачи в борьбе с преступностью.
С праздником, дорогие следователи!

Разместить резюме Добавить вакансию