Ни для кого не секрет, что даже «белые» зарплаты топ-менеджеров крупных и средних государственных предприятий и прочей приближенной свиты (замов, руководителей подразделений, главбухов) во много раз (вплоть до 10) выше среднестатистической зарплаты их рядовых подчиненных. В то же время аналогичная «вилка» у американских и европейских коллег куда скромнее – разница в зарплате руководителей и подчиненных редко когда превышает 3-3,5 раза, что более приемлемо. И несмотря на такую несправедливость, и даже наличие законодательных ограничений в соотношении зарплат руководителей и работников, доходы директоров организаций постоянно растут, во многом за счет компенсационных и стимулирующих выплат, внушительных премий, «мертвых душ», откатов и т.д.
Однако, в конце февраля, Министерство труда анонсировало законопроект, вносящий существенные изменения в трудовое законодательство и якобы окончательно устанавливающий предельную кратность соотношения зарплат руководителей и подчиненных. По мнению министра труда и соцзащиты, Максима Топилина, данные изменения могут быть приняты уже на предстоящей весенней сессии Госдумы и в таком случае к середине года уже будут внедрены на местах. Действительно ли новая норма будет работать? Или данный документ – не более чем инфоповод? Карьерист.ру попробует разобраться в данном вопросе.
Как было изначально?
Еще в 2008 году, постановлением Правительства № 583, были введены новые на тот момент системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов. Именно этот документ 8! лет назад на законодательном уровне ввел известное сегодня всем соотношение уровня заработной платы руководителей и средней заработной платы подчиненных в пределах 1 к 8. В то же время постановление содержало небольшую оговорку, по которой федеральный государственный орган, в ведении которого находится конкретное учреждение или предприятие, может вынести решение об увеличении такого соотношения, если конкретное предприятие входит в перечень, определенный правительством.
По прошествии четырех лет, в сентябре 2012 года, Правительство приняло постановление № 975, согласно которому, предельные показатели соотношения зарплат руководителей и подчиненных, распространялись также и персонал федеральных государственных учреждений. К началу 2015 года, данный перечень пополнили работники федеральных государственных унитарных предприятий (данное изменение касалось не только руководителей, но также замов 1-го лица и главных бухгалтеров).
Определение конкретного уровня соотношения зарплат руководителя организации и ее работников возлагалось на государственный орган, выступающий учредителем соответствующего учреждения.
Норма о возможности увеличения соотношения выше, чем 1 к 8 в отношении руководителей, входящих в перечень, утвержденный Правительством, сохранялась, как и ранее. Во избежание несанкционированного повышения зарплаты за счет дополнительных поощрений, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые так часто используются в качестве «бонусов», уже в постановлении 2008 года включались в размер зарплаты, учитываемый при расчете предельной кратности.
Таким образом, большинство анонсируемых в СМИ министром труда и соцзащиты нововведений, предусмотренных законопроектом № 1012025-6 и наведших множество «шума» в медиа-пространстве, фигурирует в законодательстве и применяется на практике на протяжении последних 8 лет. Что же тогда предлагают власть имущие в новом документе? Возможно, он лишь дублирует положения 2-х старых постановлений?
Что предложили законодателям?
1 марта текущего года, Распоряжением Правительства № 348-р, новый законопроект направлен в Госдуму, где на сегодняшний день он проходит стадию рассмотрения. Как указано в справке Минтруда, его основная цель – создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей, их заместителей и главбухов указанных организаций и учреждений.
Подробный анализ позволяет выявить множество дублирующих норм, содержащихся в вышеуказанных постановлениях Правительства, что было вполне очевидно и ожидаемо. Вместе с тем предусмотрены и некоторые нововведения.
Выделим основные из них:
- Самым существенным в экспертной среде признана норма, очередной раз расширяющая перечень организаций, в отношении которых будет применяться предельный уровень соотношения средних зарплат. К уже названным будут причислены внебюджетные фонды РФ, территориальные фонды обязательного медстрахования, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия.
Право определять предельную кратность, в пределах соотношения 1 к 8, передается Правительству, государственным органам субъекта федерации и муниципальным властям – в зависимости от того, к чьему ведению относится конкретный орган (они должны будут принять для этого подзаконный нормативный акт). А уже в установленных ведомствами пределах, для каждой организации отдельно, конкретную кратность должен будет определять орган-учредитель. Более того, они смогут создавать перечень предприятий, на которые такая кратность будет распространяться. Исходя из этого, некоторые предприятия, вполне могут быть из этого перечня и исключены. Однако, по мнению министра труда и соцзащиты, именно такая «вертикаль» должна уменьшить разрыв в окладах руководителей и рядовых работников. - Законопроект также предусматривает усиление ответственности руководителей, за несоблюдение установленной учредителями кратности соотношения заплаты. Максимальное наказание, которое сулит начальнику за такое нарушение требований закона – это расторжение с ним трудового договора.
- Обеспечить максимальную прозрачность зарплатообразования руководства госучреждений, призвана норма, обязывающая учредителей вышеуказанных организаций, размещать информацию об зарплате таких категорий работников на своих официальных интернет-ресурсах или непосредственно на ресурсах самих организаций. Довольно сложно судить о ее эффективности, но, по крайней мере, зарплаты топ-менеджеров госкомпаний и начальников органов государственной власти, станут достоянием общественности. А это позволит определить соответствие их уровня жизни их декларируемым доходам.
В целом с точки зрения Минтруда, да и самого Правительства, данный документ выглядит довольно перспективно – по их мнению, принятие этого законопроекта исключит неоправданную разницу в зарплате и сделает ее максимально прозрачной.
Сухой остаток
При всей позитивности оценок, с выводами и мнением представителей Правительства довольно сложно согласиться. В современных условиях, разработанный Минтрудом документ, который в большинстве своем дублирует нормы, принятые еще в 2008 году, представляется нам «нежизнеспособным» в российских реалиях. Созданный Правительством законопроект, по мнению Карьерист.ру, не принесет ожидаемого авторами результата. И вот почему.
- Наиболее толковой и нужной нормой из всех перечисленных, представляется расширение перечня организаций, на которые будут распространяться правила дифференциации зарплат. Но в то же время, не совсем понятно, почему ранее для этого хватало обычного постановления, а сегодня, нужно «протягивать» через Госдуму целый закон, вносящий поправки в ТК? К тому же, актуальность подобного расширения была очевидна, начиная с момента принятия постановления 2008 года. С чем связана задержка в 8 лет – неясно.
- Не меньше вопросов и претензий вызывает создаваемая документом «вертикаль» ведомств, которые будут определять предельные и конкретные соотношения зарплат. Передавая такие полномочия «на места», авторы документа, вероятно, не учли тотального «кумовства» и «своячества» среди руководства отечественных госструктур.
- Помимо этого, сомнения вызывает сама возможность определения кратности зарплат «на местах» – это ни что иное, как пути для коррупционных деяний. По мнению Карьерист.ру, наиболее правильной в современных кризисных реалиях, была бы стандартизация соотношений зарплат и установка одной кратности абсолютно для всех государственных предприятий и структур. Это было бы действительно справедливо и исключило излишнюю демократию.
- Оставляя все же разбег 1 к 8, обязательного пересмотра требует принцип расчета конкретной зарплаты. Поскольку кратность рассчитывается исходя из средней зарплаты работников, в нее, очевидно, входит зарплата и самого начальника, и его замов, и главбуха, что по меньшей мере некорректно. Куда справедливее было бы рассчитывать кратность, например, исходя из оклада 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых работников.
Таким образом, Карьерист.ру считает, что анонсируемый Правительством законопроект № 1012025-6, в его представленной общественности редакции, с учетом современных условий, попросту теряет какую-либо актуальность.
Конечно, он содержит некоторые полезные нововведения, однако, отечественные реалии не позволят им поспособствовать справедливому распределению уровня заработной платы между руководством и подчиненными. Сам факт того, что данный вопрос был поднят в период глубокого кризиса, безусловно, заслуживает уважения. Однако российский рынок труда требует более радикальных решений, без лишней бюрократии, иначе подобные инициативы обречены на провал.
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию