Совет HR-консультанта

Отголоски Победы: социальная роль и забота о боевых ветеранах

Уважение и почет к людям, прошедшим войну, имеет на Руси древние национальные корни и одновременно выступает как развитая имперская традиция, пришедшая к нам из Древнего Рима и Византии. Ветеранов в нашей стране всегда считали носителями победоносного отечественного духа и за это они особенно почитались среди граждан.

Однако, в современных условиях такой статус теряет персональное понимание, становясь в понимании людей размытым, не более чем просто связанным с какими-то значимыми заслугами. Вовсе не умаляя заслуг других ветеранов (труда, госслужбы и т.д.), разграничивать их следует более четко. И поскольку главным аспектом существования любого государства и его независимости является защищенность от внешних угроз, именно ветеранам боевых действий, входящих в состав крепкой и сильной отечественной армии, должен отдаваться приоритет.

Однако сегодня, мы можем наблюдать, что социальное обеспечение и забота о ветеранах войн и боевых действий находится на достаточно низком уровне, что подтверждается отчетами контролирующих и надзорных органов.

Сегодняшняя государственная ветеранская политика, в большей степени ориентирована на защиту участников Отечественной войны, и даже там она далека от необходимого минимума. При всей важности именно этого вопроса необходимо отметить, что ветераны других боевых действий, до сих пор не получили необходимого признания.

В преддверии праздника Великой Победы, Карьерист.ру попробует разобраться в особенностях отечественной ветеранской политики и вопросах соцобеспечения бывших русских воинов.

Ветераны боевых действий и их общественно-политическая роль

Согласно Федеральному закону «О ветеранах», к числу тех, кто действительно принимал непосредственное участие в военных операциях, следует причислять лишь ветеранов Великой Отечественной Войны и ветеранов боевых действий на территории СССР, РФ и других государств (в число последних также входит гражданский персонал частей, участвующих в БД и лица, направленные на работу в Афганистан, в период войны).

Таким образом, ветеранами боевых действий в целом можно считать общность или совокупность граждан РФ, проявивших воинскую доблесть в защите востребованных военно-политических интересов государства. Ввиду особой важности данной социальной прослойки, формируемой на протяжении нескольких десятков лет, начиная еще с конца ВОВ, а также огромного количества ее представителей, данная общность смогла вырасти до целого института. И это было надиктовано массой причин, начиная от общественно-политической роли ветеранов, огромного количества ветеранских организаций и даже отдельным правовым полем, регулирующим государственную политику в данной сфере.

Важно понимать, что представители данной прослойки принимали активное участие в защите государственных интересов и непосредственно граждан. Более того, некоторые из них получили невосполнимый урон здоровью, впоследствии чего стали инвалидами и обречены на дальнейшую неполноценную жизнь – в 2015 году их насчитывалось около 238 тыс. человек и в сравнении с 2013 годом, (ввиду естественной убыли инвалидов ВОВ) уменьшилось на 93! тыс.

Только за проявление воинской доблести такие люди вправе требовать от общества признание их заслуг и дополнительную социальную поддержку.

А между тем, будучи представителями института ветеранства, они выполняют и другие не менее важные функции:

  • Осуществляют передачу патриотических идеалов и символов. В процессе патриотического воспитания молодого поколения россиян, подвиг ветеранов ВОВ, как и в целом, подвиг ветеранов боевых действий, представляется образцом служения своему отечеству. А примеры героической истории, высокой духовности самоотдачи, в свою очередь, способствую консолидации общества, поступательному развитию и стабильности общества.
  • Могут более эффективно участвовать в защите государства, чем регулярная армия. Чувство единения среди участников ветеранского сообщества, превращают их в устойчивую регулярную силу, наделенную патриотизмом, справедливостью и сильнейшим боевым духом, что есть незаменимыми качествами при выполнении боевых задач. Представители ветеранского движения, за счет имеющегося у них опыта, могут выступать костяком боевых отрядов в возможных будущих боевых сражениях.
  • Регулируют общественные отношения. Социально-политический опыт ветеранов, курируемые ими ценности и общественные установки, играют неоценимую роль в оптимизации общественных отношений. Выполняемые ветеранами общественные задачи упорядочивают человеческие отношения, сдерживая нагнетание конфликтов и собственным примером и авторитетом прокладывая грань дозволенного и запрещенного.

Социальная поддержка ветеранов войн и боевых действий

Учитывая выдающиеся заслуги ветеранов ВОВ и других боевых действий, государство декларирует полноценную социальную поддержку этих лиц, предоставляя им определенный комплекс медицинских, реабилитационных и адаптационных услуг, пенсионного обеспечения, обеспечения льгот и компенсаций, в зависимости от категорий и личного вклада, оказание разовой, временной социальной помощи, предоставления набора социальных услуг и т.д.

Однако, большинство мер социальной поддержки ветеранов ВОВ и БД, установленных федеральным законом «О ветеранах», были приняты в 2004-2005 годах. За прошедшие 11 лет много что поменялось, как в политике государства, так и в социальных стандартах, ввиду чего, некоторые из мер поддержки представляются не более чем пережитками прошлого, не соответствующими реальной действительности.

Так, проведенное Карьерист.ру исследование показало, что реально работающими мерами социальной поддержки ветеранов является лишь:

  • Льготное пенсионное обеспечение. Размер пенсий, порядок их назначения, а также нормативная база зависят от категории ветерана и наличия у него инвалидности. При этом, ветераны не достигшие пенсионного возраста, могут претендовать на пенсию лишь в случае инвалидности. Так, в 2015 году, средняя пенсия ветерана войны, имеющего инвалидность, составила 31488 рублей, а ветерана ВОВ 28322 рубля. Кроме пенсии всем ветеранам выплачивается ежемесячная денежная выплата, размер которой колеблется в пределах от 3 до 4,5 тыс. рублей.
  • Компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50%. В число таких расходов входит наём жилья, оплата коммунальных услуг, текущий и капитальный ремонт.
  • Внеочередное оказание медицинской помощи. Данное правило распространяется как на государственные медучреждения, так и медучреждения предприятий, на которых ветеран был ранее трудоустроен и за которыми был закреплен.
  • Обеспечение протезами (кроме зубных). Государство обеспечивает как возможность изготовления протезов, так и компенсирование понесенных ветераном затрат.
  • Обеспечение жильем. Как правило, это предоставление жилья на условиях социального найма – о передаче жилья на правах собственности говорить приходится только в отдельных случаях реализации муниципальных программ.
  • Предоставление необходимых лекарственных препаратов и санитарно-курортного лечения. Реализуется в рамках ФЗ «О государственной социальной помощи» и может предоставляться в виде денежной компенсации.
  • Бесплатный проезд в ЖД транспорте. Полноценно распространяется только на пригородный транспорт – междугороднее сообщение оплачивается только при поездке на лечение и обратно.

При этом, федеральными законами предусмотрено масса других льгот, являющихся анахронизмами и не имеющих реального применения, например, право на первоочередное пользование услугами учреждений связи и культурно-просветительских учреждений, право на установку стационарного телефона, льготы у работодателей, такие как право на дополнительный отпуск и бесплатное профобучение, преимущество при вступлении в жилищные, дачные, гаражные кооперативы и т.п.

При всем этом, наличие устаревших и неработающих норм восполняется позитивом реальной государственной политики и постепенными улучшениями в данной сфере.

Уровни пенсионного обеспечения, возможность предоставления жилья, медицинское обслуживание – все это в той или иной мере восполняет жизненные потребности нуждающихся ветеранов, что в преддверии праздника Великой Победы не может не радовать. В то же время, куда большей серьезностью обладает проблема самой реализации прав ветеранов.

Компенсирование понесенных ветераном затрат на лечение и протезы

Проблематика ветеранской политики

На сегодняшний день в России имеется определенный опыт защиты прав и интересов ветеранов боевых действий, о чем свидетельствует очевидная эволюция ветеранской политики и наличие множества саморегулируемых организаций ветеранов, разного рода обществ, комитетов и союзов. При этом нельзя не отметить то, что большинство из них ориентированы на участников более поздних войн, чем ВОВ.

Однако, создаваемые после 90-х, в период трансформации российского общества, они не смогли полноценно отстоять интересы ветеранской прослойки, о чем говорит отсутствие специального органа в структуре исполнительной власти РФ, контролирующего управление, финансирование и исполнение ветеранской политики властей.

Отсутствие такого органа или государственного ведомства, которые было бы ответственно за такие вопросы ведет к рассредоточению ресурсов и безрезультатному распылению усилий, направленных на защиту прав и интересов ветеранов, что и становится основной проблемой в реализации задекларированных норм и популяризации моральной составляющей.

Начиная еще со времен СССР, это не позволяло в полной мере использовать потенциал ветеранов разных войн и участников БД. В наше же время, это привело к нарушению преемственности поколений, доказательством чему служит безразличное отношение большинства представителей современной молодежи к тематике ВОВ и патриотизму в целом.

За последние годы, активность государства в ветеранской политике резко возросла, что наблюдается в новом витке патриотизма в России, почитании подвига ветеранов и необходимости защиты государства от возможных внешних угроз. Однако, годы умалчивания сделали свое дело, разрушая индивидуальную и коллективную память о последствиях военной угрозы.

Это еще одно следствие отсутствия государственного ведомства, занимающего вопросами участников военных действий и оптимизирующего политику в данной сфере.

В связи с этим, первостепенной задачей государства на последующие годы, в рамках выполнения стратегических задач по вопросам патриотического воспитания, должно стать как раз создание органа исполнительной власти, ответственного за исполнение ветеранской политики. А он, в свою очередь, восстанавливая индивидуальную и коллективную память о подвигах участников боевых действий, будет способствовать единству и целостности страны, ведь государственный патриотизм является интегрирующим политическим началом, а ветеранское сообщество – живым примером и эталоном патриотизма.

С Днем Победы, дорогие карьеристы России!

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию