«Опоздание» майских указов: зарплаты бюджетников отстают от графика

Майские указы, как известно, одно из самых популярных и известных решений нынешнего президента России.
Самые главные из них касаются повышения зарплат бюджетников – учителей, врачей, социальных работников и прочих. Подписанные в 2012 году во время инаугурации, они должны быть исполнены до новых президентских выборов – крайней датой их исполнения считается 1 января 2018 года. И по мере того как последний год, оставшийся на воплощение указов в жизнь, неуклонно истекает, надежды на полноценную реализацию этой, самой масштабной социальной программы в истории современной России, тают на глазах.

Чиновники, правда, куда более оптимистичны. В конце 2016 года эта тема снова была поднята, и тогда граждан стали успокаивать: указания президента будут реализованы полноценно и в срок. Но реальные показатели исполнения далеки от поставленных президентом задач. Более того, за 2016 год мы, наоборот, отдалялись о достижения целевых показателей, вернувшись на позиции трехлетней давности.

Вернулись в 2013

Несмотря на прямые указания президента и приоритет майских указов перед другими социальными программами, в прошедшем 2016 году они, судя по всему, выполнялись в обратном порядке. Отталкиваясь от открытых данные государственных статистов, «Газета.ru» посчитала, что оклады педагогов и докторов не только не повышались, но и снижались. Ввиду этого эксперты уверены: полноценное исполнение программы к началу будущего года невозможно. Напомним, что к наступлению крайней даты – 01.01.2018 года, школьные педагоги, средний медицинский персонал, работники культуры и некоторые другие бюджетники должны получать зарплату, равную среднерегиональному показателю. Врачи, вузовские преподаватели и ученые к этому времени должны получать зарплату, в 2 раза превышающую среднерегиональную.

Но теперь, когда до наступления срока исполнения осталось лишь немногим более 11 месяцев, а прошедших 5 лет явно не хватило, чтоб приблизить зарплаты к целевым показателям, положительный исход представляется попросту нереалистичным. Даже при отсутствии полной статистики за прошедший 2016 год, учитывая лишь показатели первых 3-х кварталов, журналисты пришли к выводу, что какого-либо роста, в сравнении с 2015 годом, по большинству категорий работников не наблюдалось. Например, средняя докторская зарплата по стране к осени 2016 года почти достигла показателя в 49 тыс. рублей, что, конечно, больше 46,5 тыс. рублей в 2015 году, но практически не покрывает инфляционные потери.

Узнать данные в региональном разрезе, который выступает главным мерилом майских указов, не представляется возможным – с конца 2015 года Росстат не публикует такую информацию. По результатам 2015 года, усредненный оклад медиков по стране составлял около 155% от среднероссийской. И тогда наблюдался конкретный рост – еще осенью 2015 года соотношение составляло лишь 140%. Но в 2016 году все изменилось: учитывая данные Росстата на осень прошедшего года, соотношение врачебной и средней зарплаты по стране, по подсчетам журналистов «Газеты.ru», составило 136%. Исходя из этого, можно сделать вывод об ухудшении и отдалении статистики от целевых показателей майских указов. Аналогичная пропорция (136%) наблюдалась 3 года назад, на конец 2013 года.

Будут выполнены

Далеки от поставленных показателей зарплаты и в образовании, и в социальной сфере. По данным статистов, средняя зарплата в России осенью составляла почти 36 тыс. рублей. Представители соцсферы, средние оклады которых едва достигали 21 тыс. рублей, получают 59% от полагающейся им по указам зарплаты. Сотрудники высших учебных заведений, несмотря на приличное среднее жалование в 50 тыс. рублей, также остаются «обделенными». Их зарплата составляет лишь 138% из обещанных к началу 2018 года 200%. Как ни странно, но больше всех «повезло» учителям – имея 32,5 тыс. средней зарплаты, они получают 90% от полагающегося им по майским указам минимума. Однако, динамика и тут негативная – в 2015 году пропорция составляла свыше 96%.

Но, несмотря на все это, в правительстве уверяют, что все указания президента воплотятся в жизнь вовремя. Например, министр образования Ольга Васильева говорила об этом в декабре. Вице-премьер Голодец заявляла об этом на сочинском форуме в октябре 2016, а позже – также в декабре. При этом чиновница уточнила, что в 2017 году, как и предполагалось, докторские оклады вырастут до 180% по регионам, после чего, к 01.01.2018 достигнут 200%. Конкретных механизмов реализации такого плана не озвучивалось. Исходя из озвученных прогнозов и имеющейся статистики за 2016 год, к октябрю 2017 года врачебная зарплата должна «добрать» минимум 43 п.п., чтоб достичь показателя 180%. Возможно, это и станет неожиданностью для врачей, но за ближайшие 9 месяцев, их зарплата должна вырасти минимум на треть, чтоб за оставшиеся 2-3 месяца таки достигнуть пресловутой двукратной разницы. Похожий сценарий нужен и для других категорий бюджетников.

Однако Россия, как известно, страна контрастов, тут – зарплата зарплате рознь.
 У всё тех же врачей из разных регионов разница в доходе может составлять 400-500%! Например, если в СКФО докторская зарплата составляет около 22 тыс. рублей, то на Ямале и Чукотке превышает 108 тыс. рублей. В это же время контрасты наблюдаются и в самих регионах. Например, в Москве доктора получают более 80 тыс. рублей, что гораздо больше заплат в большинстве регионов, но по самой столице составляет лишь 117% в пропорции со средней зарплатой. Интересно отслеживать и динамику изменений. Если столичные врачи заметили 10-процентное поднятие окладов в прошлом году, то доктора Крайнего Севера, наоборот, отмечают 3-процентное снижение.

Отсрочить, но не отменить

Исходя из всего этого, факт невыполнения майских указов в установленный президентом срок представляется очевидным – региональное руководство большинства субъектов федерации попросту не справляется с поставленной задачей. И это касается не только медицинских работников и деятелей науки, относительно которых планка достаточно высока, но даже учителей и прочих категорий, где необходимо было достигнуть лишь среднерегионального показателя. Учитывая это, эксперты в большинстве своем единогласны и высказывают отрицательные прогнозы относительно полноценного исполнения майских указов к началу 2018 года.

О проблемах с их исполнением начали говорить еще в 2014 году – тогда негативные прогнозы давала Счетная палата, ссылаясь на слабую динамику экономического роста. В мае 2016 года неуверенность выразил уже министр труда Максим Топилин, сославшись на недостаток времени для их полноценной реализации. Тем не менее на протяжении последних полугода риторика чиновников однозначна: все будет выполнено в полном объеме и в срок. Как уверяют эксперты, судя по всему, на внесение изменений не согласен сам президент. Но «день расплаты» рано или поздно настанет, и тогда чиновникам все же придется признать неисполнение. Второй вопрос – когда он настанет?

Вероятнее всего, сославшись на существенные экономические изменения по сравнению с 2012 годом, руководство страны отсрочит исполнение майских указов, растянув их на весь 2018 год и подведя итоги лишь к началу 2019 года. Почву для этого уже начали готовить в законе про бюджет ФОМС, где достижение базового показателя зарплат врачей до 200% планируется достичь не к 01.01.2018 года, а просто «за 2018 год». По факту, даже наличие в бюджете необходимого объема средств не поможет правительству поднять зарплаты «всем и сразу» за оставшиеся 11 месяцев. Дело в том, что самая большая нагрузка ложится на бюджеты регионов. Даже найдя деньги на поднятие зарплат в рамках одного месяца, субъекты федерации едва ли смогут поддерживать их на таком уровне длительный период. В этом и вся соль – для поддержания требуемых пропорций в нынешних условиях им будет проще понизить среднюю зарплату, нежели искать деньги для оплаты труда бюджетников.

Но даже несмотря на все проблемы с реализацией, отказываться от указов явно никто не будет. Так что пусть их выполнение и будет отсрочено, долгожданного повышения ожидать все-таки стоит. А вот когда – это совершенно другой вопрос.

Разместить резюме Добавить вакансию