Профессиональный опыт
С 2015 г. – директор «Бюро Брагинского»
2000-2015 гг. – вице-президент по стратегическим проектам, «АЛЬФА-БАНК»
2013 г. – советник Корпоративно-инвестиционный блока, «АЛЬФА-БАНК»
2008-2009 гг. – соучредитель, управляющий партнёр, «Би-Тек»
2002-2005 гг. – исполнительный директор, «Украинский национальный антивирус»
1998-2000 гг. – заместитель директора департамента информационно-технологического обеспечения, «Альфа-Капитал»
Образование
1996-2001 гг. – Международный научно-технический университет, Факультет права, Business Law тема диссертации: «Компьютерная сеть Интернет как институт правовой социализации», доцент
Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Математическое и программное обеспечение вычислительных машин и сетей, специализация «Системы искусственного интеллекта» аспирантура, кандидат наук, тема диссертации: «Программное обеспечение информационно-аналитического ядра интеллектуальной системы поддержки принятия решений»
1990-2000 гг. – Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Факультет информатики и вычислительной техники, Компьютерные и интеллектуальные системы и сети, инженер-системотехник.
– Олег, всем компаниям нужны эффективные сотрудники. Big Data многими воспринимается как волшебная палочка, с помощью которой можно быстро продвинуться по карьерной лестнице. Решить нерешаемое – и ты в совете директоров. Так ли это?
– Если бы это было так – был бы уже во всех советах директоров 😉
Big Data – это методики обработки громадных объёмов информации для синтеза полезных знаний. Предстоит понять задачу или сформулировать гипотезу, провести многочисленные исследования, часто методом полного перебора (что занимает много времени) и колоссальных вычислительных мощностей, затем выработать предложение.
Формируемое решение должно быть конструктивным, аргументированным и альтернативным – годным к применению, с объяснимыми преимуществами и возможными вариациями. Есть талантливые математики, ожидающие точную постановку задачи и идеально проверенные данные. Но если заказчик способен адекватно поставить задачу, значит, сможет её решить. Обычная формулировка выглядит так: «покрути данные, придумай что-нибудь для повышения прибыли и снижения издержек». На работе у каждого есть шанс придумать ответ на такой типовой вопрос. Если найденное решение будет элегантным, вас точно продвинут по карьерной лестнице. Подчеркну – решение, а не идея, что можно сделать с данными, или гипотеза, что можно было бы попробовать.
– В Big Data вы пришли по образованию?
– В Киевском политехе участвовал в работе над хозяйственной темой «Укрытие» проекта «Саркофаг» для Чернобыльской атомной станции. Строили модели по обработке данных с тысяч географически разнесённых датчиков. Помогал делать расчёты для докторских диссертаций для параллельных вычислений в систолических структурах. Взламывал программные защиты и боролся с компьютерными вирусами. Строил системы искусственного интеллекта, боролся с мошенничеством в потребительском кредитовании, создавал системы лояльности и вторичных продаж для розницы.
– Считаете ли вы свою карьеру стремительной? И почему горизонтальная карьера для вас предпочтительнее?
– Несмотря на то, что пишут в Интернете, у меня не было стремительной карьеры. Почти 20 лет работал в одной корпорации на 13 руководящих должностях – горизонтальная карьера была естественным вариантом продвижения. Я не стремился превратиться в профессионального управленца – хотел набраться практических экспертных знаний. Такой подход позволяет стать исключительным специалистом. Пусть не лидером отрасли, но лучшим по совокупности знаний в организации, в стране и на планете.
– На какие ваши изобретения вы получили патенты?
– В основном на программы и алгоритмы. Последние два: на SAGA-Insurance – универсальный инструмент онлайн-продаж страховых продуктов. Автоматизирует заключение договоров страхования физических и юридических лиц с минимизацией ошибок и сокращением времени обслуживания на основе конструктора процессов и предсказаний искусственного интеллекта.
– Сейчас всё чаще можно услышать про траблшутеров. Кто может освоить эту модную профессию? Технари с математическими мозгами?
– Я тоже приложил руку к раскрутке этой профессии – в последнее время написал несколько статей и дал ряд интервью о решателях. В декабре запускаю Школу траблшутеров, планируем провести большой праздник знаний и навыков. Уже идёт первый раунд отбора претендентов. Чтобы участвовать в конкурсе, можно зарегистрироваться на http://braginsky.gorodnewyork.ru/. Навыки траблшутера можно освоить самостоятельно и под руководством экспертов. В первую очередь следует освоить слепую печать и стенографию, скорочтение и быстросчёт, логику и переговоры, макросы или алгоритмы, процессный и проектные подходы. Не встречал траблшутеров с одним образованием. У многих – юридическое и техническое.
– А российские компании готовы обращаться за помощью к таким специалистам? Кто в первую очередь – крупный, средний или малый бизнес? И кому нужнее?
– Российские компании скорее зовут консультантов. Нужно обладать мужеством и решимостью, чтобы позвать траблшутера. Дать неограниченный доступ к ресурсам организации и отойти в сторону сможет только зрелый менеджер. Или загнанный в угол. Российские топы обычно заказывают встречи на нейтральной территории, говорят намёками, используют полутона. Чаще обращается бизнес, теряющий лидирующие позиции, растущие прибегают к помощи редко. Распространённая причина обращений – выход на новые рынки, запуск нового продукта, борьба за долю на рынке. Траблшутинг нужнее крупному бизнесу, который неминуемо жиреет, самозомбируется о собственном превосходстве, достигает локальных монополий. Крупный бизнес без поддержки акционеров рассыпается от малейшего ветерка перемены конъюнктуры, но наивно почивает на лаврах.
– Можно ли назвать траблшутером Николаса Фандорина, специалиста по умным советам и владельца консалтинговой компании «Страна советов»?
– В какой-то мере да 😉
– Встретилась ли вам задача, которую вы не смогли решить?
– Нет, так не бывает. В сложных случаях привлекаю экспертов и коллег – сообща справляемся.
– Каким был самым сложный кейс?
– Высокотехнологичная компания попросила проверить показатели нового прототипа, схема устройства была настолько велика, что её частями проецировали на пол обширного ангара, а мы бродили в белых халатах вдоль световых дорожек. Объем информации для проработки был велик, иногда мне казалось, что вижу себя со стороны. Мозги работали напряжённо, началось расслоение сознания. Приглашённый психотерапевт сообщил, что такое состояние поможет в решении задачи и его корректировать не стоит. Исчезло чувство времени, не хотелось спать, ум работал на пределе. Когда нашёл решение, неделю был на реабилитации – смотрел на рыбок, слушал птичек, собирал гербарий.
– Как вы набираете людей в команду? Какие качества важны для сотрудников в первую очередь?
– Набираю редко. Отбор связан с болезненным отсевом. Бывает из тысячи заочных претендентов до собеседования не доходит никто.
Из качеств в первую очередь важно трудолюбие. Талантам в траблшутинге нет места. Гениальные – капризны и непостоянны. Длительное обучение, первые неудачи, жёсткий ритм уводят новичков в консалтинг и кризис-менеджмент, где они сияют как звезды. А траблшутинг – это нескончаемый марафон многоборья. Важны выдержка, умеренность и трудолюбие.
– За что вы хотите получить Нобелевскую премию?
– За содействие установлению мира. Приходилось бывать в горячих точках, видеть смерть, голод, страдания. Поддерживаю ряд миротворческих инициатив, надеюсь наращивать объем участия и масштаб результатов.
– Как правильно «заходить»» к клиентам, с чего начинать, если репутация ещё только нарабатывается?
– С решения. Если нет продукта – не ходите к клиенту. Не пытайтесь продавать типовую презентацию будущего решения. Индивидуальная разработка под конкретного клиента, куда следует вложиться без остатка. Завоёвывайте репутацию самоотверженным отношением, а не количеством распечаток со сменными логотипами.
– Когда вы приходите решать проблему, собираете ли рабочие группы, кого в них приглашаете?
– Собираю. В первую очередь тех, кто проблему пытался решить – чтобы узнать перепробованные грабли и достигнутые ограничения. Затем оставляю экспертов – а) заинтересованных в решении и б) позитивно настроенных. Новичок-энтузиаст на порядок полезнее умнейшего нытика.
– Сколько времени занимает моделирование, а потом внедрение решений?
– Моделирование занимает до трёх дней. Бывает, прошу проверить расчёты лучших мировых экспертов, часто прошу прочесть черновики будущих диссертаций или незавершённые исследования. Скорость внедрения зависит не от траблшутера, а от владельца бизнеса. Оглашение решения, тренинги с персоналом, личное исполнение записывается заказчиками на видеокамеру, затем договариваемся о времени надзорного визита. В половине случаев повторное посещение не требуется.
– Какие подходы к анализу данных вы используете? Например, регрессионный анализ, метод ветвей и границ? Что даёт лучшие результаты?
– Вы прекрасно подготовлены (смеётся). Ещё использую инженерные подходы, пробую различные междисциплинарные методы и их сочетания. Нечасто угадываю метод с первого раза.
– Какие программы или системы можно использовать в анализе данных? Если таковых нет, то стоит ли их написать?
– По моему мнению – никакие. Работаю в экселе. Крупные компании способны приобрести любые софт и железо, наверняка перепробовали многое до того, как обратились ко мне. Если антибиотики не помогают, приходит очередь народной медицины, которая из подножных травок составляет излечивающее зелье.
Меня постоянно атакуют авторы универсальных программ анализа данных, но это как стрелять из табельного оружия – процент попадания будет средним. На каждую дичь – свой ствол и патрон – учили меня инструктора.
– Вы пересмотрели многие процессы HR-отрасли – формирование учебных программ, способы оперативной замены уволившихся сотрудников. Фактически, автоматизировали большую часть работы менеджеров по персоналу. Есть ли что-то, что нельзя автоматизировать, и в чём будущая функция HR-менеджмента?
– Человеческий HR-менеджмент неминуемо отомрёт, появятся интеллектуальные анкеты претендентов, роботы для массовых собеседований. Обучение, адаптация, аттестация и увольнение будут проходить по машинным сценариям. Функции HR станут совмещать помощники руководителей на финальных стадиях отбора кандидатов на особенные позиции.
– Как вы восстанавливаетесь? Складывается впечатление, что вы не спите…
– Сплю не менее 30 часов в неделю. Впечатление складывается потому, что мало сплю в рабочие дни, чтобы своевременно реагировать на входящие звонки и письма. На выходных, как правило, отсыпаюсь, ведь интенсивность обращений падает в разы. Рабочее время ценю возможностью взаимодействия с командой, коллегами и заказчиками, выходные оставляю себе и семье, хотя при необходимости легко включусь в работу.
– Что вы можете пожелать карьеристам?
– Соблюдать здоровый образ жизни и хорошую спортивную форму – если умеете следить за своим телом, вероятно, будете заботливы к клиентам и внимательны к ресурсам. Держать резюме наготове, ежемесячно поддерживая его актуальность – сможете выслать по первому запросу и станете отслеживать собственную рыночную привлекательность. Ежеквартально осваивайте новый навык, смежный с наработанными, чтобы быть развитой, гармоничной и интересной личностью.
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию