«Оклад в натуре»: россиянам стали платить зарплату бартером

Задолженность по зарплате в России растет с каждым месяцем – по последним данным Росстата, на начало декабря, она очередной раз выросла на 60 млн рублей (1,6%) и теперь составляет 3,9 млрд рублей. Масштабы, казалось бы, не катастрофические – задолженность составляет меньше 1% от общероссийского фонда оплаты труда, и большая часть приходится на работодателей-банкротов, но проблема тем не менее существует. Тем более что в конце ноября эта проблема привлекала внимание премьер-министра Дмитрия Медведева – он потребовал, чтоб работодатели не прикрывались экономическими сложностями и «укрепляли платежную дисциплину». В ноябре, например, зарплату не получили 70 тыс. работников, и это недопустимо.

Работодатели, в свою очередь, оправдываются отсутствием свободных средств. Но в Ульяновской и Омской области нашли выход из сложившейся ситуации – там, как отмечают в Общероссийском народном фронте, начали выдавать зарплату в натуральной форме. Законодательство этого не запрещает, но достаточно жестко регламентирует порядок и условия таких выплат. Но насколько это практично для работника в нынешней экономической нестабильности? И в каких случаях такой расчет можно считать законным? Карьерист.ру постарался разобраться в сложившейся ситуации.

Прокорми семью товаром

В пресловутые 90-е бартерные схемы оплаты труда были неотъемлемой частью «корпоративной политики» находившихся на грани банкротства предприятий. Повсеместное отсутствие денег у населения приводило к проблемам со сбытом, что в итоге приводило к переизбытку товара, который и выдавался работникам в качестве зарплаты. Но если тогда это было вызвано экономическими проблемами, то сегодня бартерные схемы часто применяются, например, в сельском хозяйстве, где выплаты зерном и прочей сельхозпродукцией вполне привычны. Но что, когда такие расчеты становятся обременением для сотрудника, особенно если объемы выдаваемых товаров выходят за рамки потребления? Мы ведь не раз слышали истории, когда сотрудникам оборонных предприятий выдают зарплату продуктами питания, а работникам агрохолдингов – наборами с просроченной бытовой химией…

Еще недавно мы были уверены – все это осталось в прошлом.
Но, нет – как сообщает «Российская газета», ссылаясь на Общероссийский народный фронт, в коалицию поступают сообщения от россиян, получивших заработную плату товарами тех предприятий, на которых они работают. «Очагами» называются Ульяновская и Омская области, однако, представители ОНФ отмечают, что полученная информация требует проверки. Кроме этого, представители организации настаивают на пресечении подобной практики и советуют гражданам, столкнувшимся с ней, обращаться в региональные отделения ОНФ или сразу в правоохранительные органы. Они обязаны дать правовую оценку деятельности таких предприятий и их руководства.

По словам парламентария и члена ОНФ Михаила Старшинова, законодательство четко регламентирует порядок оплаты труда работников. Поэтому ОНФ обратится в Генеральную прокуратуру с требованием расследовать каждый из эпизодов и оценить с точки зрения закона поведение руководства предприятий, которое приняло решение платить зарплату бартером. Согласен с ним и единоросс Виталий Милонов. По словам парламентария, которые приводит Life.ru, «этого (платить зарплату бартером) делать нельзя». Он считает, что такой способ расчета вызван неспособностью предприятий самостоятельно реализовать произведенную продукцию, но это должны быть его проблемы, а не проблемы работников. Называя такое поведение «навязыванием», депутат утверждает, что это негативно сказывается на экономике и возвращает ее в «хаос 90-х». Милонов уверен – ни одно приличное предприятие не будет так нарушать закон.

Но, действительно ли работодатели, выдавая зарплаты бартером, нарушают закон?

По правилам

Достоверно узнать это мы сможем лишь после проверки со стороны трудовой инспекции или прокуратуры, или же хотя бы после установления конкретных подробностей, которые в ОНФ пока не сообщали. Дело в том, что Трудовой кодекс допускает возможность расчета за труд между сторонами трудовых отношений в неденежной форме. Согласно ст. 131 ТК, часть зарплаты, выданная в виде бартера при этом не может быть больше 20% от начисленной зарплаты. Кроме того, Пленум ВС РФ, в своем постановлении №2 от 17.03.04, определил ряд требований, при которых бартер между работодателем и сотрудниками правомерен. Помимо предельной доли в 20%, бартер невозможен без письменного согласия сотрудника на получение оплаты труда в такой форме.

Касаются требования и самой продукции. Так, натуральная форма оплаты должна быть привычной для отрасли, в которой задействован работник (сельское хозяйство, отдельные виды промышленности). Товары должны подходить работнику для его быта или быта его семьи, или как минимум приносить ему пользу. Исходя из такой формулировки, не допускается выдача зарплаты алкоголем, наркотиками и токсичными веществами, оружием и прочими предметами, оборот которых в России запрещен. Возможность натуральной оплаты должна быть предусмотрена внутренними нормативными документами, а стоимость продукции не может быть завышена – она определяется по уровню рыночных цен или ниже.

Трудовой кодекс допускает возможность расчета за труд между сторонами трудовых отношений в неденежной форме.

Большинство критериев при бартерных схемах обычно соблюдается.
Но бремя реализации перекладывается предприятием на работников неспроста – часто, предоставляемый товар имеет проблемы с таким показателем, как «польза» для работника. Нам, например, уже приходилось слышать про истории, когда на деревообрабатывающих предприятиях выдали зарплаты дровами или диванами, агропромышленникам платили хозяйственными наборами, а работникам чулочных и электроламповых заводов – коробками с чулками и лампами соответственно. А это уже вполне тянет на нарушение законодательства и требует разбирательства со стороны трудовых инспекций.

Масштабы проблемы

Сообщения из регионов, на которые ссылается Общероссийский народный фронт – лишь отголоски проблемы, пик которой, как оказалось, пришелся на текущий кризис. В его разгар – в 2015 году, одно из московских рекрутинговых агентств провело среди трудящихся разных регионов опрос относительно бартерной оплаты труда. По его результатам, в такой форме частичную или полную зарплату получали 2% российских трудящихся или каждый 50-й. Причем «ассортимент зарплат» пестрил необычайным разнообразием: бухгалтерам платили колбасой, работникам птицефабрик – курицами, металлопрокатчикам – мангалами и теплицами, менеджерам турагентств – турпоездками, сотрудникам деревообрабатывающих предприятий – пиломатериалами, а строительных заводов – кирпичами.

Тем не менее несмотря на такие внушительные масштабы бартеризации фонда оплаты труда в кризисный период, жалобы в Роструд по этому поводу не поступали. Начальник УГНСТ Роструда Егор Иванов рассказывал «Известиям», что граждане привыкли к таким формам оплаты с 90-х, поэтому не жалуются. Тем более что многим это даже выгодно. Например, в сельском хозяйстве считается нормальным получать зарплату ячменем, сеном, соломой или пшеницей – так как в селе такие продукты нужны всем, очень заманчиво получить их по себестоимости.

Даже если товар не имеет целевого применения в быту, он все равно остается товаром, который можно продать.
В 90-е, когда бартерная зарплата выдавалась повсеместно, вокруг фабрик и заводов вырастали целые предпринимательские колонии, а дирекция заводов «колотила» настоящие семейные бизнесы на реализации. А ведь тогда еще не было Всемирный паутины – все продажи велись исключительно напрямую. Развитие технологий открывает для натурального расчета совершенно новые возможности: по крайней мере, они позволяют работникам гораздо быстрее монетизировать собственную зарплату.

Другой вопрос, что натуральный расчет – это не что иное, как перекладывание проблем работодателя на плечи сотрудников. В современном развитом обществе это невозможно – труд должен быть оценен в заранее оговоренной форме, подходящей в первую очередь работнику. Навязывание продукции предприятия под предлогом отсутствия свободных средств, или же прямое и безальтернативное предоставление ее в виде зарплаты недопустимо. Конечно, проблему неликвидности продукции предприятий моногородов нужно решать, возможно, даже за счет государственных закупок, но точно не за счет сотрудников – они имеют на это полное право. Правда, реализовать его без привлечения правоохранительных органов удается далеко не всегда.

Разместить резюме Добавить вакансию