Образование по-русски: нет студентам, нет ученым

Проблема высшего образования в России широко обсуждается во властных кругах на протяжении последнего года. Ранее представители правительства говорили об отсутствии необходимости в таком количестве людей с высшим образованием, о диспропорции и несоответствии образования требованиям отечественной экономики, о связанном с этим перераспределением образовательных сфер и т.д.

Сегодня же речь зашла о необходимости балансировки и оптимизации бюджета, следствием которой должно стать урезание числа бюджетных мест в вузах, сокращение числа научных сотрудников и уменьшение размера государственных стипендий, выплачиваемых студентам.

Об этом стало известно в начале августа, после проведения бюджетного совещания в правительстве, из сообщений в СМИ. В частности, сообщалось про утечку документов, которые свидетельствовали про недостаток бюджетных средств на финансирование некоторых государственных программ, что потребует массового увольнения ученых и внедрения ряда других мер экономии.

И хоть впоследствии Министерство образования и науки опровергло такие слухи, назвав их провокацией, сложная экономическая ситуация в стране делает такие инициативы очень даже правдоподобными. На что может распространиться такая экономия и как это все отразится на российских реалиях? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Слухи и немного правды

Еще на июльском заседании правительства были сформированы общие подходы к оптимизации государственных программ. Уже тогда власть имущие решили заморозить номинальные расходы бюджета на 17-19 годы в пределах 15,8 трлн рублей.

Отметим, что государственные образовательные программы уже в прошлом году были недофинансированы почти на 12% от изначально предусмотренных средств. И по слухам, сокращение бюджетов продолжатся – к 2019 году объем расходов на образование должен уменьшиться с 2,75% до 2,45% бюджета.

Все это приведет не только к масштабным увольнениям 8 тыс. ученых, но и сокращению к 2017 году бюджетных мест в вузах на 40%. Хотя, еще этой весной министр Ливанов утверждал, что вступительная кампания 2016 будет предусматривать 507 тыс. бюджетных мест, и эти цифры взяты не с потолка, а рассчитаны, «исходя из требований экономики и соцсферы». Получается, что в следующем году потребности экономики уменьшатся?

Как сообщается, инициатором сокращений выступает Министерство финансов. Минобразования же, наоборот, настаивает на увеличении расходов, якобы для воплощения запланированных государственными программами мероприятий на 17-19 гг, потребуется еще 891 млрд рублей, поскольку ранее Минфин сократил бюджеты некоторых программ.

По словам министра, выделенных на сегодняшний день средств может не хватить даже на прием бюджетных первокурсников и полноценную выплату студенческих стипендий. И это даже не учитывая анонсированное президентом еще в 2012 году повышения зарплаты ученых на 200%.

Однако, еще в открытой части совещания, на которой присутствовали журналисты, премьер сообщил, что сегодняшние условия вынуждают правительство проводить оптимизацию расходов, перераспределять средства в важнейших направлениях, отслеживать неэффективные траты и снижать их. В закрытой же части мероприятия, Медведев предложил ведомствам самостоятельно урегулировать разногласия и прийти к общему знаменателю.

Между тем, предложенные по слухам сокращения расходных бюджетов образования и науки очень даже вписываются в правительственные представления о «перепроизводстве» дипломированных специалистов.

Напомним, что ранее вице-премьер Голодец сообщала о просчитанном балансе граждан без высшего образования и с ним, который должен составлять 65% на 35% соответственно. По ее мнению, в дальнейшем эта пропорция должна увеличиваться в сторону тех, кому вузы не нужны. В качестве примера, высказанного чиновником, послужила профессия системного администратора, для которой по всему миру образование уже не требуется.

Но примеры – вещь субъективная. Ими можно что угодно как оправдать, так и опровергнуть. Например – работники самого Кабинета министров, где первый вице-премьер Шувалов отвечает за экономический блок, хотя по образованию – юрист.
А вот Ольга Голодец, которая отвечает в правительстве за образование, науку, здравоохранение, демографию, культуру и некоторые другие вопросы – экономист и даже кандидат наук в этой сфере… Как мы видим, некоторые совсем нелогичные «несостыковки» наблюдаются и в самом правительстве. Может быть, в этом и есть проблема?!

Образование и международный опыт

Но, видимо, проблема в менталитете – по данным Росстата около 60% из числа отечественных дипломированных специалистов, работают не по специальности.

Еще один интересный факт: результаты переписи населения, проведенной 6 лет назад наглядно показывают, что вузовским образованием на тот момент обладали около 23% населения, что значительно меньше предложенного правительством баланса.
Куда же тогда еще больше уменьшать это количество? Региональные показатели образованности граждан ожидаемо существенно разнятся – если в Москве вузовским дипломом обладает каждый второй, в то время как на Дальнем Востоке – каждый пятый.

При этом российское правительство не спешит перенимать опыт западных товарищей, например, Германии, население которой едва превышает 80 млн человек. В сравнении с нашими 140 млн, Германия имеет большее число студентов университетов, параллельно увеличивая его на 150 тыс. ежегодно. И это несмотря на хваленую немецкую школу подготовки рабочих кадров. Там-то прекрасно понимают, что будущее государства создается в высшей школе…

В РФ же все наоборот: система среднеспециального образования, созданная еще в СССР, постепенно разрушается, доходя уже практически до основания. О строительстве новой системы говорить практически не приходится, хотя об этом и упоминается с очевидной регулярностью. Теперь же над вузовским образованием нависла угроза секвестра…

Еще один пример загнивающего запада – США. По данным, приведенным в докладе Georgetown University, 65% американских рекрутеров требуют от соискателей наличия диплома о высшем образовании.

В этом же докладе утверждается, что 86% граждан Америки, которые не смогли получить высшее образование или вообще не пошли дальше школы, найдут для себя лишь самую низкооплачиваемую работу, подчеркивая тем самым важность диплома. И тут даже дело совсем не в построении карьеры частного россиянина, а уже государственных интересах. Обратим внимание, что эффективность труда американцев, по меньшей мере, в 3 раза выше труда наших соотечественников.

Нет, русские не плохо работают – плохо работают «дедовские» технологии, которые применяются повсеместно. А кто будет их менять на инновационные? Кто будет создавать новые рабочие модели и образцы, внедрять их в производство, тестировать, анализировать? Уже сегодня возраст научных сотрудников большинства НИИ и КБ приближается к пенсионному, что же будет дальше..?

Человеческий капитал

Далеко не всегда научные достижения и технологический прогресс можно считать главными – это лишь крупица в общей копилке благополучия государства. Самым важным фактором успешности, является гражданин. Так вот, одной из основных тем прошедшего в 2013 году в Давосе Всемирного экономического форума, стала тема вложений в «человеческий капитал».

В рамках форума были опубликованы данные исследования 122 стран, относительно достижений в этой сфере. Оценивание производилось по 4 аспектам – медицина, рынок труда, образование и условия для развития.

Лидерами ожидаемо оказались Швейцария, Финляндия, Сингапур, Швеция, США, Канада, Англия и т.д. А вот Россия оказалась лишь на 51 месте, пропустив вперед Эстонию, Литву, Словению, Латвию, Китай и даже Казахстан. Обидно, не правда ли? О благостном «влиянии» высшего образования на граждан и государство в целом утверждают результаты множества других отечественных и зарубежных исследований.

Благо проявляется даже в прикладном смысле – исследования наглядно показывают, что безработица среди дипломированных специалистов существенно ниже, они больше ценятся на рынке, более профессиональны, работоспособны, социально адаптированы и не склонны к совершению преступлений. И именно поэтому для РФ, в современных условиях ее развития (или обратного процесса), чрезвычайно важно делать вложения в человеческий капитал.

Конечно, отечественное высшее образование полнится недостатками – в нем явно не хватает профессионального подхода, оно чересчур коммерциализировано и переполнено коррупцией. Но чиновники работают над этим.

Так, последние 4 года проводился мониторинг эффективности вузов, в рамках которого было преобразовано около 30 государственных высших учебных заведений, ликвидировано 160 филиалов и поставлено на «очередь» еще больше сотни. И это еще не конец – министр анонсировал продолжение «чисток».

Параллельно с повышением эффективности высшего образования, вводятся новые актуальные профессии и специальности, кафедры и факультеты.

Профильное министерство говорит об изменении актуальности ряда профессий уже к 2020 году. Так, говорится о повышении потребности в специалистах IT-сферы, ядерщиках, инженерах, корабельных строителях, ракетных конструкторах, медиках и педагогах. Но, если вместо необходимых государству 500 тыс. студентов по «госзаказу», придет лишь 300 тыс., чего тогда ждать через 5 лет?!

Впрочем, министр-то заявил, что все это – провокационные слухи и правительство не будет принимать подобных сокращений в ближайшие 3 года. Однако, пока бюджет на это время еще не утвержден, говорить о чём-то конкретно пока рано.

Разместить резюме Добавить вакансию