«Нет инвалидов? Плати!»: работодатели компенсируют отсутствие сотрудников с ограничениями

Проблема социальной адаптации и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями существует в стране давно – легально работает лишь каждый четвертый инвалид, способный к труду. По этой причине многие чиновники резко критикуют существующий в стране механизм квотирования рабочих мест для таких людей – мол, он существует лишь на бумаге, а в реальности работодатели обходят требования. В Минтруде, например, настаивают, что он требует немедленной модернизации. Похожую инициативу в начале марта высказал и премьер-министр Дмитрий Медведев, призывая работодателей повысить число трудоустроенных инвалидов в среднесрочной перспективе.

Чтоб заставить работодателей выполнять требования закона, в Минтруде предлагают обязать те компании, которые не имеют соответствующих рабочих мест и не в состоянии обеспечить инвалидов рабочими местами, уплачивать компенсационные взносы. Их, по словам главы ведомства, не следует рассматривать в качестве наказания – это якобы «гибкий механизм», позволяющий избежать дополнительной нагрузки на работодателей. Карьерист.ру выяснял, насколько это может быть эффективно, и чем эти выплаты будут отличаться от существующих сегодня штрафов.

«Гибкая» финансовая мотивация

На прошедшем на днях заседании правительства, премьер Дмитрий Медведев призвал чиновников принять меры, дабы удвоить численность трудоустроенных инвалидов. Дедлайн – 2020 год. Для этого, по мнению чиновника, необходимо модернизировать систему квотирования и законодательно обеспечить особое право инвалидов на труд. Проблема действительно существует – по словам чиновников, в России более 3,7 млн людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, а работают не более 1 млн. Чтоб повысить долю занятости среди этой категории граждан, не обойтись без комплексных решений, направленных на налоговое стимулирование работодателей и создание необходимой инфраструктуры. По словам Медведева, к 2020 году необходимо достичь условий, когда не меньше половины инвалидов смогут беспрепятственно трудоустроиться.

Более подробно ситуацию очертил министру труда Максим Топилин, по словам которого, существующая сегодня система квот для инвалидов существует лишь де-юре, по факту какой-либо взаимосвязи между выделяемыми рабочими местами и квалификацией имеющихся соискателей с ограниченными возможностями не существует. В связи с этим Минтруд готовит поправки в законодательство, которыми планируется сделать систему квотирования «более гибкой» для работодателей. В частности, если существующие на предприятии технологические особенности не позволяют принимать инвалидов или те сами не имеют потребности в трудоустройстве на предприятие, предлагается «подумать о механизме компенсационных выплат».

По концепции, предлагаемой Топилиным, собранные деньги вполне могли бы быть направлены на целевые мероприятия по трудоустройству, в том числе создание адаптированной среды, переоборудование рабочих мест, образовательные программы, персональные профориентационные программы и т.д. В результате Минтруд планирует достигнуть 800 тыс. квотируемых рабочих мест, занятых инвалидами. Отметим, что по официальной информации ведомства на 2016 год, в России существовало около 350 тыс. рабочих мест для инвалидов, из которых занято лишь 65%. Более того, в результате предлагаемых изменений планируется повысить количество вакансий для людей с ограниченными возможностями в службах занятости: если сегодня их не больше 70 тыс., то к 2020 году количество предложений должно вырасти до 250 тыс.

Отметим, что сегодня, в случае нарушения квотного принципа и отказа в трудоустройстве инвалида, работодателя можно привлечь к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП, что влечет наложение на должностное лицо штрафа в размере 5-10 тыс. рублей. Механизм компенсаций, по сути, будет выглядеть аналогичным образом. Единственная адекватное оправдание – способность целевого перераспределения средств.

Принуждение – не выход

Совершенствование системы квот, безусловно, необходимо, ведь безрезультатность существующего механизма очевидна – без создания новых, адаптированных рабочих мест не обойтись. Другой вопрос, что каждая из таких точек должна реально решать проблемы трудоустройства инвалидов – какой толк от того, что сегодня мы уже имеем треть невостребованных рабочих мест? С другой стороны, очевидно, что иной механизм, кроме системы квотирования, будет нежизнеспособен – насильно обязать к найму инвалидов можно лишь государственные структуры, частный бизнес, если не будет в этом заинтересован, найдет лазейки и обойдет требования закона. Например, нанимая таких людей лишь формально.

Как говорит Сергей Смирнов из НИУ ВШЭ, чьи слова приводит «Газета.ru», реальная помощь людям с ограничениями по здоровью лежит в иной плоскости. По мнению эксперта, куда правильнее было бы решать эти проблемы, внедряя масштабные программы и создавая предприятия, где использовался бы исключительно труд инвалидов. Мотивировать работодателей, как считает Смирнов, можно лишь точечно. В рамках же государственной политики нужны более масштабные и действенные меры. Существуют, в частности, прекрасные отраслевые решения. Например, в «Бауманке» готовят высококвалифицированных специалистов в группах для слабослышащих, которые, из-за своих проблем со слухом, востребованы на предприятиях с повышенным уровнем шума.

Наиболее яркий пример таких решений – Всероссийское общество слепых, на предприятиях которого работает около 6 тыс. инвалидов по зрению. Хотя в 90-х количество сотрудников превышало 50 тыс. человек. Причина «проседания» – отсутствие государственных заказов, а в рамках открытой конкуренции такие предприятия явно уступают китайским производителям, рассказал «Русской службе ВВС» Константин Лапшин и з аппарата управления обществом.

Хотя, такую позицию разделяют далеко не все.
Представители бизнеса сетуют, что работодатели недостаточно мотивированы и заинтересованы, чтоб брать на работу людей с ограничения по здоровью и трудоспособности. Существует ряд объективных причин, по которым работодателей не интересует труд инвалидов: низкая продуктивность их труда, необходимость предоставления льгот и поблажек и т.д. Но если бы государство компенсировало возникающий «дискомфорт», тем самым стимулируя бизнес, работодатели посмотрели бы на таких сотрудников с другой стороны.

Ответить некому

Эксперты из «Деловой России» отмечают существенное снижение занятости среди трудоспособных инвалидов, что наблюдается, начиная с 2012 года. Связано это с отменой льготных ставок по страховым платежам, которые ранее имели работодатели, устраивающие на работу лиц с инвалидностью. Сегодня же предприятия платят одинаково и за всех. Как утверждает Александр Лысенко из «Деловой России», одной только системы квот для решения проблемы недостаточно, по его мнению, чиновникам нужно разработать целый комплекс стимулов для работодателей, который бы включал в себя как меры налогового послабления, так и мотивационные программы, например, предоставление государственных заказов. При этом чиновникам следовало бы взять ситуацию под жесткий государственный контроль, поскольку вакансии для людей с ограничениями лишь в исключительных случаях соответствуют их квалификации. В итоге их зарплата, как правило, в 3 раза ниже средней по субъекту федерации.

Препятствует нормальному развитию и тот факт, что на федеральном уровне сложно отыскать ответственных за всю эту политику лиц. В Минтруде существует Департамент по делам инвалидов, в прямые функции которого, правда, не входит обеспечение занятости подопечных. Следуя логике, этим должен заниматься Департамент занятости, но у него и с трудоспособными особых успехов нет, что говорить про людей с ограничениями.

Существующая сегодня система квот распространяется на всех работодателей, штат которых превышает 30 сотрудников. Таким образом, инвалиды должны работать на каждом среднем предприятии, но предпринимателям гораздо выгоднее уплатить установленный законом административный штраф и попросту не заморачиваться с трудоустройством сотрудников с ограничениями. В конце концов, что такое 10 тыс. (максимальный штраф) для предприятия со штатом в 30 человек? Вероятно, обсуждаемые в Минтруде компенсационные выплаты будут заменять штраф, но их размер на данном этапе неизвестен.

Если высвобожденные за этот счет средства действительно пойдут на трудовые программы для инвалидов – это поможет снять множество существующих сегодня барьеров между такими людьми и полноценным трудом. Множество, но далеко не все, ведь ключевая проблема – это мотивация работодателей. Возможность «откупиться» от трудоустройства инвалидов едва ли может быть стимулом для них. Скорее даже, наоборот.

Разместить резюме Добавить вакансию