НЕпрожиточная пенсия: выплаты старикам упадут ниже уровня выживания

Объем пенсий, в пропорции к устанавливаемому для пенсионеров прожиточному минимуму, будет снижаться на протяжении будущей трехлетки. Но если средние пенсии по старости хоть и упадут, но все-таки сохранят положительный тренд, то социальные пенсии, по прогнозам государственных экономистов, уже к 2018 году преодолеют прожиточный минимум (ПМ) и будут находиться ниже его. К таким выводам приводит информация из презентации главы ПФР Антона Дроздова, которую он презентовал 23 ноября на экономическом форуме в Финансовой академии при правительстве.

Что интересно, отношение показателей ПМ и средних пенсий уменьшалось на протяжении последних нескольких лет. Теперь же, когда пенсионерам отказывают в индексации пенсий, их благосостояние продолжит ухудшаться, причем на протяжении следующих нескольких лет, снижение будет неминуемым. И хоть позже Пенсионный фонд открестился от озвученных данных, сославшись на информацию экспертов из Минэкономразвития, а потом и вовсе удалил презентацию, это, все же, заставляет задуматься о будущем пенсионной системы. В чем причина ухудшения благосостояния стариков и что мешает улучшению ситуации? Карьерист.ру попробует ответить на эти вопросы.

Минимум выше пенсии

Фактическое повышение пенсий в будущем, а также обещанное их индексирование по размеру инфляции неспособны сохранить уровень благосостояния стариков. По данным Пенсионного фонда, которые удалось изучить «Газета.ru», за следующие 3 года средняя пенсия по старости потеряет больше 12%, в сравнении с ПМ, снизившись по отношению к нему со 160 до 148%. Это кажется довольно странным, поскольку показатель ПМ ежегодно рассчитывается по стандартной формуле, с учетом стоимости продуктовой корзины, цена которой увеличивается лишь по размеру инфляции. Аналогичным образом растет и пенсия – для этого предусмотрен инструмент индексации – так как в будущем ее обещано проводить в полном объеме, теоретически размеры пенсии и прожиточного минимума должны находиться в устойчивой пропорции.

Впрочем, понижение пенсии по отношению к ПМ не окажется новостью для пенсионеров – если верить статистике, то за последние 2 года показатель соотношения уже упал больше чем на 13%. Так, если в докризисном 2014 году выплачиваемая средняя пенсия по старости составляла около 173% от ПМ, то сейчас этот показатель на уровне в 160%. Что касается будущего, то самое существенное снижение прогнозируется в 2018 году – оно может достигнуть 10%. Так, по прогнозам на будущий год, средняя пенсия составит 13,6 тыс. рублей (минимум для пенсионеров составит 8,5 тыс. рублей), в 2018 – 14 тыс. и 9,3 тыс. рублей, в 2019 – 14,4 тыс. и 9,7 тыс. рублей.

За следующие 3 года средняя пенсия по старости потеряет больше 12%

Но такое падение не кажется существенным, если сравнить его с социальными пенсиями – выплатами, которые получают пенсионеры, не наработавшие необходимого количества трудового стажа. Например, сейчас их размер составляет 105% от величины минимума для пенсионеров. К 2018 году в ПФР планируют, что размер пенсии будет поднят до 9,1 тыс. рублей, но положительное соотношение к минимуму сохранить не удастся – оно составит лишь 98%. Хотя, к 2019 году, вместе с очередным повышением до 9,9 тыс. рублей, соцпенсия прогнозировано вернется в положительный сегмент и составит 102% к минимуму. Правда, если это позволит фактическая инфляция.

Дело в том, что регулярное проведение индексации исключает такие прыжки показателя пропорции.
Поэтому, если они имеют место, то либо индексация не была проведена, либо она учитывала необъективный размер инфляции. Впрочем, в ПФР находят несколько иное объяснение – там считают, что причиной таких скачков выступает отказ от индексации пенсий лишь работающим пенсионерам. Каким образом он отражается на социальных пенсиях, в ПФР не объяснили. При этом они уточняют, что это не прогноз фонда – все данные рассчитывались исходя из информации Минэкономразвития.

Для социальных доплат

Важным моментом является и тот факт, что минимумы, определяемые на государственном и региональном уровнях, влияют на размер социальных доплат, которые призваны компенсировать разницу пенсии и ПМ, если второй выше первой. Таким образом, если социальная пенсия (напомним, ее размер для всех одинаковый) в 2018 году упадет ниже ПМ, то все ее получатели, а это 3,1 млн человек, будут претендовать на социальные доплаты. Отметим, что сейчас количество стариков, претендующих на такие доплаты, составляет около 4 млн человек. И это даже не учитывая тот факт, что ПМ для пенсионеров в 2017 году снизится на 300 рублей! Но, далеко не все из них получат такую компенсацию.

Дело в том, что при расчете учитывается не только пенсия, но и размер всей остальной социальной соцподдержки, которую может получать пенсионер. Это может быть, например, финансовая помощь от субъекта федерации, компенсация стоимости телефонной связи, оплата коммунальных, разного рода льготы, оплата проезда и прочая помощь, кроме той, которая выделяется в натуральной форме или единовременно. Если их совокупная стоимость, вместе с пенсией, будет ниже ПМ, то только в таком случае возникнет право на социальную доплату.

Данных относительно количества получателей такой помощи в открытых источниках нет.
Логично предположить, что далеко не все из получателей социальной пенсии выступают получателями дополнительной поддержки. Поэтому часть из них в любом случае будет претендовать на доплаты. Об этом говорят и прогнозы ПФР, согласно которым, количество получателей доплат к 2019 году вырастет на 70%! Однако объем выделяемых средств на выравнивание пенсий вырастет не так существенно. Если в текущем году планируется потратить около 106 млрд (хотя в начале года прогнозировалось потратить лишь 48 млрд), то к 2018 – лишь 118 млрд. Напомним, что сами доплаты могут быть как государственными, так и региональными – в зависимости от того, чей прожиточный минимум выше.

Проблемы и препятствия

Возвращаясь к вышеупомянутой презентации председателя правления ПФР, нужно отметить, что негативные тенденции пенсионной системы, которые наблюдаются сегодня и будут наблюдаться в будущие годы, обусловлены рядом обстоятельств внешнего и внутреннего характера. В фонде сетуют на низкую производительность труда, на демографическую яму, которая понижает количество занятых, на огромные масштабы теневой занятости, что прямо отражается на бюджете ПФР и т.д. Среди внутренних проблем пенсионной системы отмечается низкий порог трудового стажа, наличие права выхода на пенсию досрочно, отсутствие толковой системы пенсионных накоплений и т.п.

Если оставить все так, как есть, специалисты фонда прогнозируют повышение довольно опасных рисков в системе – продолжение раздувания бюджета ПФР, повышение количества пенсионеров с низкими доходами, увеличение трансфертов из государственной казны и т.д. Последние, правда, за счет прогнозируемого роста ВВП, должны уменьшиться в процентном отношении к валовому продукту – на 0,4% к 2019 году. Дополнительные возможности для этого предоставляют замороженные накопления, объем которых к 2019 году превысит 500 млрд рублей.

В фонде сетуют на низкую производительность труда, на демографическую яму, которая понижает количество занятых, на огромные масштабы теневой занятости, что прямо отражается на бюджете ПФР

В общественности периодически «всплывают» предложения от тех или иных ведомств, которые могут стабилизовать ситуацию.
Но из всего этого спектра, принятыми оказались лишь три – лишение работающих пенсионеров индексации, попытки легализации серых зарплат, а также повышение возрастного ценза выхода на пенсию для чиновников. Но, главный потенциал высвобождаемых средств кроется, по мнению Антона Дроздова, в повышении пенсионного возраста для всех пенсионеров. По озвученной им в рамках презентации информации, постепенное повышение приведет к уменьшению бюджета фонда почти на 640 млрд рублей к 2030 году. Кроме этого, потенциал есть и в отмене ведомственных льгот, увеличении ставки страховых отчислений работодателей, повышении требуемого стажа для выхода на пенсию и т.д.

Все эти предложения уже давно являются предметом дискуссии среди экспертов – это подтверждает Юрий Горлин из РАНХиГС, чьи слова приводит «Газета.ru». По его словам, меры, которые могут спасти пенсионную систему давно озвучены, но они не находят понимания у чиновников в первую очередь потому, что они являются довольно непопулярными для населения. По этой причине ПФР, как и правительство, «открещиваются» от того, что озвученные в рамках презентации меры – их идеи, ссылаясь на то, что это лишь мнение экспертов. Впрочем, даже принятие всех вышеизложенных мер едва ли спасет российскую пенсионную системы. Разворовываемая годами, она требует капитальной перезагрузки и перестройки на структурном уровне. В противном случае она обречена, как обречены и 35 млн пенсионеров, которые всю жизнь исправно платили налоги, надеясь на государство, и теперь оказываются за чертой бедности.

Разместить резюме Добавить вакансию