Аналитические материалы

«Не заметили сокращений» или как россиян от увольнений спасали?

e260aab0e11a68c123560aca9e1377be_rsz_690

Внушительное влияние кризиса на российский рынок труда ощутили многие: кому-то урезали зарплату, у кого-то стало больше нагрузки за те же деньги, кому-то не провели индексацию, а многим не повезло, и их просто уволили. Пик увольнений пришелся на 2015 год – сокращения наблюдались во всех отраслях, но особенно массово они проходили в промышленности, автопроме, туризме, авиакомпаниях, оборонке и финансовой сфере. Последняя, кстати, на фоне внушительного объема отзывов лицензий у финансовых организаций, продолжает падение до сих пор. На фоне прошлогодних тенденций, эксперты прогнозировали их проекцию и на 2016 год, но прогнозы, благо, не сбылись.

Как заявляют в правительстве, массового упадка рынка труда в текущем году не наблюдалось.
 Благодаря Российской трехсторонней комиссии (РТК), сокращения персонала, снижение зарплат и прочие негативные факторы обошли стороной российский рынок труда. Но, самое главное, что всего этого негатива удастся избежать и в будущем году – представители комиссии подписали Генеральное соглашение для этого. Но не все так однозначно. Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

«Миллионы восстановленных договоров»

РТК по урегулированию социально-трудовых отношений – консультативно-согласительный орган при кабмине, в который пропорционально входят чиновники из самого кабмина, представители бизнеса и профессиональных союзов. На их заседаниях рассматриваются главные вопросы социального и экономического характера, и рынка труда России. Все правительственные решения принимаются по согласованию с комиссией, а иначе они считаются незаконными. И именно ей в кабмине приписывают то, что в этом году не было массовых сокращений. Как «Российской газете» рассказала вице-премьер Ольга Голодец, в сложные времена, когда показатель безработицы прогнозировался очень высокий, «подключились коллеги» и в реальном времени реализовывали меры для погашения зарплатных долгов, остановки сокращений и т.д.

Как говорит чиновница, результаты работы комиссии можно оценить миллионами восстановленных трудовых контрактов и выплаченных зарплат. Высоко оценивая результаты труда комиссии, ее члены решили, что, Генеральное соглашение, принятое между ними в 2013 году на 2014-16 годы, нужно продлить и на 2017 год. Мол, это позволит сохранить существующие сегодня на рынке труда тенденции к восстановлению.

bigstock_corporate_downsizing_4068347

Отметим, что указанное соглашение содержит 7 разделов, каждый из которых содержит перечень мероприятий и совместных действий комиссии¸ призванных урегулировать социально-трудовые отношения, в том числе в части зарплат и доходов, развития рынка труда, охраны труда и т.д. Дополнительное соглашение о продлении сроков его действия не содержит новых векторов, принципов и мер, а поэтому напрашивается вывод, что заложенные в документ 2013 года меры так и не были выполнены полностью. Но, обойдемся без подробностей.

Несмотря на это, дискуссии комиссии бывают довольно острыми.
Одной из самых резонансных тем стало повышение МРОТ до прожиточного минимума. Минтруд, напомним, предлагает механизм, по которому показатели МРОТ и ПМ будут выровнены на региональном уровне до 2020 года. Но, против такой модели и работодатели, и профсоюзы. Первые настаивают на увеличении сроков уравнивания, а вторые, наоборот, на ускорении этого процесса и исключения привязки к региональным цифрам. Были и единогласные решения, например, в отношении электронных больничных листков. Главной заслугой РТК Голодец называет реализацию на практике более 800 профессиональных стандартов, которые уже сегодня меняют систему профессиональной подготовки. Кроме того, комиссия разработала единые рекомендации по оплате труда бюджетников, которые начнут работать в 2017 году.

Были и другие полезные решения. Но как сильно они повлияли на ситуацию на рынке труда?

Все же сокращали

Несмотря на уверенность Голодец в том, что массовых сокращений удалось избежать, статистика говорит об обратном.
Так, по разным оценкам рекрутинговых агентств, массовых сокращений не удалось избежать 3-5% российских работодателей. Остальные ограничивались либо оптимизацией, увольняя лишь самые неэффективные кадры, либо урезая зарплаты, премии и прочие выплаты, но сохраняя штат. Тем не менее общие цифры выглядят более-менее стабильно, если не затрагивать конкретных крупных работодателей. Например, Российские железные дороги к середине осени уже успели сократить около 30 тыс. человек только за 2016 год. Там это все объяснялось изменением организационной структуры, оптимизацией расходов и прочими стандартными отговорками.

Снижением издержек аргументировал массовые увольнения и Ростелеком – телекоммуникационная компания избавилась от более чем 9 тыс. сотрудников. Не отставал и «Автоваз», сокращения на котором продолжаются уже третий год – в 2016 году уволили почти 8 тыс. сотрудников, притом, что в 2014 году уже было уволено 12 тыс. а в 2015 году – около 20 тыс. человек, вместе с персоналом дочерних предприятий. Кроме этого, в ближайшее время там планируют избавиться от 5 тыс. сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста – им предлагают уйти добровольно, а за это обещают приплачивать к пенсии некоторую сумму на протяжении 5 лет.

Business concept: manager firing a worker

Сокращений не удалось избежать 3-5% российских работодателей

Наблюдались сокращения и в финансовой сфере. Например, один только Центробанк России уволил около 3 тыс. человек, что на фоне сокращения 10% штата за последние 3 года кажется мелочью. Сбербанк, в свою очередь, уволил около 6 тыс. человек и это, по их мнению, далеко не предел. Его глава Герман Греф, в интервью «России 24» сказал, что организация планирует закрыть в ближайшие годы половину всех своих отделений. Более того, по информации Bloomberg, в 2017 году Сбербанк планирует сокращать расходы на зарплаты работников, в результате чего будут уволены 26 тыс. сотрудников самого крупного банка страны. В целом сфера финансов пострадала больше всех – анализ банковской отчетности показывает, что каждый второй крупный российский банк (26 из 50 крупнейших) прибегал к сокращению штата.

В среднем увольнениям подверглись от 15 до 20% сотрудников.

И это мы затронули лишь крупных российских работодателей, для которых увольнение нескольких тысяч сотрудников – лишь оптимизационная процедура, которая не отразится катастрофически на работоспособности предприятия. Ввиду этого, выводы вице-премьера Ольги Голодец можно поставить под большое сомнение.

Граждане недовольны

Еще одним аргументом, не позволяющим согласиться с выводом вице-премьера, можно считать и увеличение количества россиян, не довольных существующими условиями труда.
Как на днях в интервью «РИА Новости» рассказал глава питерского центра «Трудовые конфликты» Евгений Макаров, согласно данным проведенных ими исследований, численность социально-трудовых конфликтов в 2016 году, зафиксированных центром, выросла на 13%, в сравнении с прошлым годом, и на 28%, в сравнении с 2014 годом. В общей сложности увеличилось и количество митингов, забастовок и пикетов – только крупных акций в центре насчитали около трех сотен.

Интересно, что самой главной причиной были долги по заработной плате, для погашения которых, по словам Голодец, в рамках трехсторонней комиссии принимались неотложные меры – на них пришелся 41% всех конфликтов. Недовольство массовыми сокращениями и увольнениями сотрудников вызвали лишь 13% конфликтов, понижение зарплат – 11%, а ликвидация предприятий – 8%. При этом спровоцированные социально-трудовые конфликты далеко не всегда разрешались в пользу работников – полное удовлетворение требований отмечалось лишь в 28% случаев. В большинстве случаев – в 66%, отмечалось лишь частичное удовлетворение отдельных из них, а в 6% случаев недовольным сотрудникам и, вообще, полностью отказывали.

1-7

Численность социально-трудовых конфликтов в 2016 году, зафиксированных центром, выросла на 13%, в сравнении с прошлым годом

Не утешают и прогнозы на будущий год – по словам Макарова, надеяться на понижения уровня напряженности и конфликтности на рынке труда не приходится – негативные настроения граждан, как и раньше, будут иметь место. Как и в этом году, «лидерами» общественного негодования будут зарплатные долги, которые, к слову, последнее время опять растут, массовые сокращения и увольнения, а также банкротства. Причем сосредоточены они будут далеко не в самых дотационных регионах – в Приморье, Забайкалье, Карелии, Хакасии и некоторых других.

Безусловно, с общими позитивными трендами на будущий год сложно не согласиться – кризис снижает свое влияние на рынок труда, и ситуация в целом улучшается. Но улучшения идут далеко не такими темпами, чтоб правительство могло записывать их в собственные достижения. Возможно, именно это и толкает граждан на социально-трудовые конфликты в условиях в общем улучшающейся ситуации.

Разместить резюме Добавить вакансию