Аналитические материалы

«Не для нуждающихся»: до бедняков доходит лишь 10% помощи

Ежегодно из государственного бюджета на социальные выплаты выделяется около 3% ВВП – слишком много, как для развивающейся страны с переходным типом экономики. Больше впечатляет лишь количество выплат, узаконенных на федеральном и региональном уровне: около 800 федеральных и еще примерно по 100 местных в каждой из областей и республик. Такое количество видов социальной помощи делает Россию мировым лидером в этом вопросе, что, однако, вовсе не находит отражения в уровне благосостояния населения и борьбе с бедностью. Если говорить о последней, так вся эта многосторонняя и сверхдорогая помощь попросту не имеет никакого смысла.

Большинство программ, направленных на борьбу с бедностью, действует для тех граждан, чьи доходы, независимо от причин такого положения дел, оказались ниже прожиточного минимума. В той или иной форме социальная поддержка выделяется для 2/3 всех россиян, в число которых входят и получающие помощь 85% откровенно нищих (малоимущих). Но все это, как говорится, «прах и суета», если верить экспертам Всемирного банка и НИФИ: согласно данным их совместного доклада, из каждого рубля, выделенного на социальные программы, до бедняков в общем порядке доходит лишь 11 копеек, а по адресным программам – 25 копеек. Куда деваются все средства, выделяемые государством на социальную помощь?

Всем по льготе!

Как бы это ни было странно для современной России, но ответ на этот вопрос лежит вовсе не в коррупционном поле, разбазаривании государственных денег, «мертвых душах» и чиновничьих схемах. Вся перешедшая от советской России в наследство система помощи на протяжении последних 25 лет только то и делала, что разрасталась. Как итог, мы имеем более трех сотен категорий получателей разных льгот и пособий. И все бы хорошо, но социальная помощь гораздо чаще оказывается вовсе не тем, кто в ней нуждается, а скорее тем, кто имеет те или иные «заслуги перед отечеством». Аналитики подсчитали, что на те или иные поощрительные выплаты уходит около четверти всех бюджетных средств, выделяемых в качестве социальной помощи. Это, ни много ни мало, более 700 млрд рублей! Так, в число наиболее «благополучных» получателей помощи попали госслужащие и армейцы – на их обеспечение уходит примерно 12% от всей помощи, выделяемой независимо от уровня финансирования.

Наиболее затратными для бюджетов субъектов федерации оказались ветераны труда – 9 млн из них положены выплаты, льготы на проезд, скидки на оплату коммунальных и т.д. Но много ли среди них реальных бедняков? В процентном соотношении их в 5 раз меньше, чем общие показатели по стране… Но когда возникает необходимость оптимизации региональных бюджетов, по традиции под нее в первую очередь попадают льготы, выделяемые на поддержку семей. При этом из общего числа выделяемых средств, по данным экспертов, на реальную помощь идет лишь 1,9% ВВП – остальное расходится на преференции, вроде бесплатного проезда студентам, стипендий лучшим спортсменам или обеспечения жилья победительницам конкурсов красоты. Но даже этих денег достаточно хотя бы для формальной борьбы с бедностью – совокупно беднякам, для достижения прожиточного минимума, необходимо всего 1% ВВП…

Все это говорит лишь о том, что государство имеет необходимые средства для борьбы с бедностью – достаточно будет даже трети выделяемых средств. Но их распределение по категориальному принципу делает все то, чтоб деньги шли кому угодно, но только не нуждающимся. Пособия «за особые заслуги», «за особо сложные условия труда», всякого рода компенсации и т.д., лишают помощи тех, кто в ней реально нуждается. Другой вопрос, что многие из тех, кто такие пособия получает, реально их заслужили. Кто скажет, что, например, шахтеры недостойны доплат? Но такая ситуация далеко не у всех. К тому же далеко не все, кто имеют формальные основания на получение помощи, реально являются нуждающимися.

Адресность и нуждаемость

Рассматривая данный вопрос в контексте снижения бедности (что было бы наиболее правильно), в первую очередь, нужно говорить о распространении принципа адресности и изменении критериев нуждаемости. Низкая продуктивность системы социальной помощи обусловлена в основном двумя проблемами: примитивностью нормативной базы, определяющей правила проверки доходов, и низким размером социальной помощи, который неспособен помочь беднякам покинуть армию нищих. При этом адресные меры распространяются в лучшем случае на 2-10% получателей помощи, в зависимости от региона. При этом каждый десятый получатель такой помощи – отнюдь не бедный.

Тем не менее сомнений в том, что адресность поможет понизить уровень бедности, нет. Эксперты уверены – потенциал для перераспределения социальной помощи в пользу малоимущих составляет как минимум 1,5 трлн рублей. Но толк от этого будет лишь в случае, если на законодательном уровне будут введены критерии нуждаемости, которые помогут определять реальных бедняков. Параллельно специалисты НИФИ предлагают отменить некоторые налоговые льготы, например, по НДС, так как из-за них бюджет в прошлом году уже недополучил свыше 450 млрд рублей. По мнению экспертов, это несправедливо, поскольку в силу действия льгот для бизнеса, преференции получают производители продукции и далеко не самые бедные граждане.

Кроме того, справедливым в НИФИ считают исключение из социальной помощи части тех выплат, которые предоставляются госслужащим, учителям, военным и иных защищенным категориям. Дело в том, что данные выплаты имеют яркую профессиональную окраску, а сам принцип социальной помощи не имеет ничего общего с трудовыми признаками – он предусматривает лишь сглаживание последствий наличия социальных рисков. Ученые уверены: федеральным законодательством должны быть определены критерии нуждаемости, которые учтут не только официальный доход отдельных граждан, но и доход членов их семей, наличие в собственности налогооблагаемого имущества и т.д.

Следует отметить, что сегодня каждый регион самостоятельно решает, кого считать нуждающимся в социальной помощи: кто-то получает помощь в силу наличия инвалидности, кому-то – при отсутствии доходов, а кому-то – из-за тяжелой жизненной ситуации. Еще большего перераспределения требует та помощь, которая вообще выделяется даже без формальной нуждаемости. У экспертов есть еще множество предложений на этот счет – это и введение ряда ограничений на получение одновременной помощи из нескольких источников, и создание единого пособия вместо сотен других, и даже отмена материнского капитала – мол, он бесполезен…

Не все сразу

Очевидно, что предложения ученых найдут поддержку и понимание далеко не у всех слоев населения – многие будут откровенно против таких реформ, лишающих их дополнительных средств. Но те настаивают на том, что иначе справиться с проблемой бедности попросту невозможно. И как мы знаем, стратегии введения подобного рода инициатив уже имеют место: повсеместное применение принципа адресности начнется в ближайшие 3-4 года. До этого в задачи чиновников входит создание реестра физических лиц и домохозяйств, с указанием дохода и имущества каждого из членов семьи – иначе определить реальное положение дел с бедняками попросту невозможно. В силу отсутствия такой информации, реальный уровень бедности, несмотря на наличие статистики, попросту невозможно, что особенно ярко выражено среди работающего населения.

Это создает ряд внушительных рисков: аналитики побаиваются, что в случае перераспределения социальной помощи, государство имеет все шансы забрать деньги у тех же ветеранов труда, перенаправив их в пользу неформально занятых россиян, которые фактически могут зарабатывать в 2-3 раза больше средней зарплаты по стране.

С другой стороны, ликвидация бедности в стране потребует выделения пособия, размером не менее чем 10 тыс. рублей на семью. Однако такие сравнительно высокие выплаты способны сегодня даже превысить зарплату многих низкооплачиваемых категорий работников. В итоге такие категории населения могут вообще отказаться от работы, полностью переходя на пособие. Поэтому, в первую очередь, нужно законодательно поднять до прожиточного минимума минимальную зарплату, а только потом браться за социальную помощь – это даст гражданам больше стимулов не бросать работу. Параллельно должны модернизироваться программы помощи безработным, государственные программы временного трудоустройства, когда все желающие получать деньги в безработный период привлекаются к общественно полезному труду.

Само собой, что в России существует множество нетрудоспособных категорий нуждающихся, и они, как никто требуют полноценной защиты. Но среди трудоспособного населения трудовой заработок должен занять центральное место в структуре дохода домохозяйств – это ключевой принцип. Так что вместе с сокращением категорий получателей социальной помощи, правильно было бы обеспечить людей местом официального трудоустройства. Но об этом в современной России приходится только мечтать.

 

Разместить резюме Добавить вакансию