Аналитики международной рекрутинговой компании Hays, совместно с экспертами по прогнозированию из Oxford Economics провели глобальное исследование, в рамках которого определили рейтинг 33 стран по индексу навыков сотрудников и напряженности на рынке труда. Наша страна заняла 23 место, в то время как многие прямые конкуренты оказались гораздо ниже – рейтинг замкнули США, ФРГ и Испания. Оценка ситуации проводилась по нескольким критериям, среди которых гибкость образования и законодательства, соответствие навыков кандидатов потребностям рынка, давление на общие, отраслевые и должностные заработные платы и т.д.
В итоге исследователи присвоили каждой стране индекс – чем он ниже «5», тем ситуация благоприятней.
Давление на зарплаты растет
Как говорит Мария Орлова, руководитель отдела кадровой политики IT-компании «СКБ Контур», на протяжении последних двух лет, соискатели, которые приходят наниматься на работу, навязывают свои требования по заработной плате. И это касается не только продвинутых программистов – даже айтишники-середнячки имеют ряд запасных зарплатных предложений в валюте из стран ближнего зарубежья. По словам эксперта, если раньше приходящие программисты просто называли размер необходимого им жалования, то сегодня они «шантажируют» работодателя тем, что рассказывают про суммы сторонних предложений. И вся беда в том, что отечественные разработчики не могут конкурировать по зарплатам с иностранными.
Про аналогичную ситуацию рассказывают и эксперты из области финансов. Так, по словам Вячеслава Кочеткова, председателя правления инвестиционной группы «Финам», в отрасли наблюдается откровенный дефицит высококвалифицированных кадров, на который не смогло повлиять даже тотальное лишение банков лицензий на работу – количество свободных специалистов не увеличилось. Более того, падение национальной валюты негативно сказалось на заработных платах сотрудников, так что конкуренция в борьбе за них с зарубежными компаниями растет.
И действительно, согласно результатам вышеописанного исследования, давление на зарплаты – один из основных ограничителей HR-рынка, его зафиксировали в большинстве исследованных стран. Самое высокое давление отмечается в Люксембурге, Голландии и Швеции. В России его можно назвать умеренным, но оно также понемногу растет – эксперты компании Hays зафиксировали его в фармацевтике и IT.
Как говорит Анна Пахарукова, маркетолог Hays, давление на должностные зарплаты высококвалифицированных специалистов в России в этом году осталось на прежнем месте, и это можно считать заслугой работодателей. Они прилагают максимум усилий для удержания в компании действительно ценных сотрудников: в основном их мотивируют оплатой дополнительного обучения и прибавкой, в случае переманивания со стороны конкурирующих компаний. По словам эксперта, основной акцент сегодня делается на уменьшение текучки и удержание ценных кадров, дабы минимизировать трудоустройство «со стороны».
Тем не менее в России далеко не самая «плохая» ситуация – например, в Америке и ФРГ зарплатное давление в отраслях с высококвалифицированным трудом выше как минимум на 30%. Эксперты объясняют это чрезмерной бюрократией, которая распространена в этих странах в подготовке кадров.
Собственные воспитанники
Исследователи зафиксировали некоторую деградацию рынка труда европейских стран. Например, в этом году на 15% хуже соискатели из Европы соответствуют ожиданиям своих работодателей. Чего нельзя сказать про нашу страну – в России данный показатель улучшился на 20%. Как говорит Пахарукова, сократить разрыв помогли программы корпоративного образования, которые были активизированы работодателями в условиях кризиса. Рекрутеры поняли, что гораздо выгоднее воспитывать собственных «высоких» специалистов под конкретные условия и требования, нежели нанимать их с рынка.
Как говорит Георгий Самойлович, эксперт рекрутинговой компании «Юнити», с приходом кризиса отечественным компаниям пришлось проводить массовые сокращения, которые позволили им освободиться от неэффективного персонала. Теперь же они работают над подготовкой оставшихся и куда более эффективных кадров. Поменялась и политика стороннего найма. Так, если раньше менеджерам, нанятым из иных сфер, давали некоторое время дабы вникнуть в особенности и специфику работы компании, то сегодня рекрутеры не имеют права на ошибку и не дают такого права новым сотрудникам – подход к найму работников стал гораздо скрупулезней.
К тому же в нашей стране гораздо проще сменить специализацию своей работы – многие без промедлений меняют профессию на более востребованную и оплачиваемую. В Европе с этим сложнее – став электриком, люди остаются верны профессии до пенсии. Все это в совокупности позволило России занять 6 место в глобальном рейтинге соответствия навыков персонала требованиям работодателя, что является довольно высоким показателем.
Образовательная жесткость
Чего нельзя сказать про гибкость отечественного образования, которое оставляет желать лучшего. По словам Пахаруковой, это свидетельствует про то, что российское профессиональное и высшее образование не следит за тенденциями рынка труда и не успевает им соответствовать. Так, отечественные ВУЗы, кроме самых прогрессивных, крайне редко создают новые кафедры и открывают новые востребованные профессии, в результате чего рекрутерам приходится нанимать персонал за границей или заниматься его подготовкой самостоятельно. Российскому образованию нужно брать пример с азиатских стран – согласно исследованию, самыми гибкими считаются университеты Китая, Сингапура и Индии.
Самойлович утверждает, что в РФ действительно есть очень востребованные профессии, например, разработчики мобильного софта, но такие специальности не пользуются у будущих студентов популярностью. Конечно, дефицит таких специалистов на рынке можно объяснить маленьким количеством ВУЗов, которые ведут их подготовку, но, их число точно не расширится, пока абитуриенты не заинтересуются профессией.
В то же время эксперт считает, что открытие новых специальностей не позволит сполна разобраться с возникшим дефицитом. Как минимум потому, что для подготовки толковых спецов нужно достаточно много времени – 7-8 лет, с учетом обучения и необходимой практики.
Еще одна проблема, вытекающая из «жесткости» отечественного образования и потому зафиксированная в исследовании Hays – низкое участие специалистов в экономике. Причем в этом году отмечается даже ухудшение ситуации на 15%. Как утверждает Пахарукова, это свидетельствует не только про дефицит хороших специалистов, но и про отсутствие на рынке соискателей, которые готовы на трудоустройство с одновременным повышением квалификации.
Гибкость законодательства
Один из самых худших показателей проявило трудовое законодательство – его «жесткость» исследователи оценили в 7,3 из 10 баллов, что позволило России занять в этом рейтинге лишь 27 позицию. Более того, как отмечают аналитики, ситуация с законодательством ухудшается – только в этом году мы потеряли 0,1 балла за счет всего лишь одного нормативного акта, исключающего заемный труд из правового поля. Кроме него исследователи отмечают примитивность и сложность законов, регулирующих трудоустройство иностранцев с высокой квалификацией – они явно требуют упрощения.
По оценкам Hays, самым приспособленным к изменениям считается трудовое законодательство Сингапура.
Хотя с другой стороны, оно не позволяет обеспечить работнику полноценную защиту его прав. И, вероятно, именно это сыграло основную роль в расстановке оценок. В целом же позитивная динамика рынка труда не может не радовать, особенно когда ее замечают на международном уровне.
Разместить резюме Добавить вакансию