Налоговые маневры: какие изменения предложит правительство для покрытия дефицита бюджета?

Stacks of coins and a down trend chart as the background

Осень – пора очередной бюджетной покройки для правительства, ведь именно сейчас формируется государственная «смета» на следующий год. Когда запасы Резервного фонда постепенно иссякают, а доходы от энергоносителей продолжают падать, властям нужно искать все новые источники поступлений в государственную казну. В качестве одного из эффективных инструментов может стать налоговая реформа, обсуждение возможности введения которой в правительстве, на протяжении всего лета «перетирали» в СМИ. Как сообщалось, основная «революционная» идея состоит в уменьшении страховых взносов, при повышении ставки НДС, что может быть воплощено в жизнь в 2018-19 годы.

И хотя официальных подтверждений таких планов правительство не высказывало, аналитики финансового конгломерата HSBC Holdings plc уже успели подсчитать, что подобные меры «фискальной девальвации», помогут бюджету сократить дефицит на 2,7% ВВП из необходимых 4%. И пока Минфин перед выборами думает, под каким соусом это все преподнести, Аналитический центр Карьерист.ру решил разобраться, почему правительство решило об этом задуматься, и как такие решения отразятся на гражданах.

Причины

Как сказал в начале месяца замминистра финансов Илья Трунин, к концу сентября его ведомство планирует обнародовать предложения по балансировке бюджета на следующие 3 года. И при его разработке планируется исходить из ежегодных расходов, на уровне в 15,8 трлн рублей, которые будут зафиксированы на каждый из периодов, при дефиците будущего года в 3,2% от ВВП. По словам Антона Силуанова, указанный дефицит планируется постепенно снижать, и чтоб не принимать радикальных мер – по 1% ежегодно. Для этого бюджет должен увеличивать доходы, которые в период 2017-19 годы должны составить дополнительно не меньше 3,5 трлн рублей.

По словам еще одного замминистра финансов Алексея Лаврова, планируется задействовать средства Резервного фонда, однако, его хватит лишь на несколько месяцев будущего года. Как только он исчерпается, в расход пойдут деньги из Фонда национального благосостояния. Так, только в этом году бюджетный дефицит потребовал три «транша» из Резервного фонда, которыми последний был разорен почти на 1,2 трлн рублей. Уже сейчас его размер едва превышает 3 трлн рублей, и до конца года аналитики планируют уменьшение объемов фонда до 900 млрд.

В качестве еще одного источника покрытий дефицита выступают банковские займы. В сравнении с текущим годом, программа государственного «заимствования» на 2017 год расширена в 4 раза – теперь государство готово взять в долг почти 1,3 трлн рублей. Но в то же время сам министр уже говорил, что такое расширение несет определенные риски, ведь для более плодотворного участия на рынке вполне вероятно потребуется переформатирование в краткосрочное государственное «заимствование». А на него пойдут далеко не все банки, ведь вложение в 15-летние государственные облигации для них не самый выгодный вариант. При этом очередное возвращение к краткосрочным государственным облигациям представляется для министра финансов неприемлемым вариантом, ввиду чего снижение дефицита необходимо достигать иными способами, которыми и может стать налоговая реформа.

Пострадают нефть и газ

По словам некоторых чиновников, один из возможных вариантов, где найти часть денег, уже найден: ходят слухи о том, что повышенная ставка налога на полезные ископаемые, установленная в начале текущего года, продлит свое действие и на 2017 год. Как говорят в министерстве, НДПИ для Газпрома и других нефтегазовых компаний поднимался сроком на один год, а поэтому с начала 2017 года налоговая нагрузка на них упадет, что недопустимо в условиях, когда дефицит бюджета составляет 4%. Например, только с Газпрома в будущем году планируется собрать около 100 млрд рублей при сохранении текущей нагрузки, будут ли дополнительные сборы, свыше этой суммы, в правительстве пока не решили.

В общей сложности Газпром должен принести около 170 млрд рублей налогов, еще около 200 млрд принесут остальные представители нефтегазового промысла.
Однако, из-за введения налога на добавленный доход, который многие приравнивают к налоговой льготе для этой отрасли, бюджет потеряет около 50 млрд рублей. Таким образом, в этой сфере соберут около 320 млрд рублей.

И видимо, в Газпроме уведомлены про возможные налоговые инициативы лучше общественности, поскольку они уже предупредили, что в случае повышения налоговой нагрузки, компания немедленно сократит объем выделяемых инвестиций. По словам Александра Иванникова, начальника финансово-экономического департамента компании, повышение налогов ухудшит итоговые результаты компании, которые потребуют внесения изменений в бюджет, увеличения числа кредитов и сворачивания инвестиционных программ.

Вообще, новая система налогообложения для нефтегазовиков обсуждается на протяжении нескольких лет. Эта же тема стала основной для совещания, проведенного вице-премьером Аркадием Дворковичем на прошлой неделе. Известно, что ранее свои предложения вносило как Минэнерго, так и Минфин. По результатам встречи Илья Трунин подытожил, что оба ведомства таки пришли к общему знаменателю, по которому для разных типов месторождений будут применяться разные типы налогов, однако, основным определяющим размер ставки фактором, будет добавленный доход. На разработку соответствующего документа был выделен месяц, но, по словам чиновника, надежд на то, что система заработает с будущего года, нет.

Ждать ли повышения или снижения налогов?

На данном этапе, по мнению многих чиновников из «Белого дома», распространено мнение, что повышение каких-либо налогов для населения, не должно состояться раньше 2018, а то и 2019 года, поскольку в 18-м все-таки должны пройти президентские выборы. Впрочем, никто не отрицает факта активного обсуждения в финансово-экономическом блоке повышения НДФЛ, и НДС и даже налога на прибыль. Некоторые эксперты уже подсчитали, что повышение каждого из указанных трех налогов только на 1% вполне реально принесет в казну до 324 млрд рублей. Тем не менее конкретных решений по дате введения каких-либо изменений, как и по самим изменениям, пока нет, хотя по словам некоторых аналитиков, обсуждения этих вопросов ведутся активно. Сегодня есть лишь прогнозы по последствиям, которые могут наступить, если ничего не повышать, и они неутешительны.

По словам Юлии Цепляевой, директора ЦМИ Сбербанка, повышение значимых для населения налогов не может произойти раньше 2018 года, поскольку иначе это может вызвать серьезный общественный резонанс на фоне фактического отсутствия результатов выхода из кризиса. По ее мнению, к такому шагу общественность должна быть хорошо подготовлена. В то же время бывший министр экономразвития Андрей Белоусов, комментируя предложение Минфина повысить основной спектр налогов (НДФЛ, на прибыль, на добавленную стоимость и т.д.), заявил, что они должны только снижаться.

Такое заявление может подтверждать просочившиеся в прессу слухи о возможной налоговой девальвации, которая будет призвана сгладить результат повышения основных налогов. Напомним, что такой инструмент рекомендовался Международным валютным фондом в качестве способа преодолеть кризисную ситуацию в ЕС. Вся суть фискальной девальвации сводится к уменьшению издержек на труд для производителей, ориентированных на экспорт, уменьшая тем самым номинальную цену продукции. Это повысит ее конкурентоспособность для экспорта без ущерба для рубля.

Один из возможных вариантов – снижение объёма уплачиваемых страховых взносов, сопровождаемое подъемом НДС после президентских выборов. Еще один вариант, с небольшой отсрочкой до начала 2019 года – это увеличение НДС, сопровождаемое снижением ставки налога на прибыль. Но независимо от выбранного механизма, уже сейчас ясно, что покрытие дефицита будет осуществляться через продолжение эффекта девальвации. И поскольку потенциал рубля в вопросе его искусственного обесценивания уже исчерпан, вероятнее всего, будет задействован фискальный механизм, расчеты по которому мы, скорее всего, увидим сразу после думских выборов.

Возвращаясь к августовским исследованиям аналитиков из финансового конгломерата HSBC Holdings plc отметим, что по их прогнозам, снижение ставки страховых взносов всего на 10%, и увеличение НДС на 7%, приведет к серьезным убыткам казны, сравнимых с 300 млрд рублей.

Иным ухудшением, которое будет вызвано увеличением НДС, станет разгон инфляции. При этом Центробанк России обещал выйти на уровень инфляции, который не должен превысить 4%. И так как данное обещание нужно выполнить, а рост НДС может помешать этому, подобный налоговый маневр, скорее всего, отложат если не до 19-го, то 2018 года уж точно.

Так, вполне очевидным представляется сценарий, когда всю тяготу преодоления бюджетного дефицита возложат в основном на бизнес, поскольку поднимать НДФЛ – решение чересчур непопулярное. Конечно, все это будет преподнесено под маркой послаблений, ведь снижение страховых взносов действительно облегчило бы жизнь предпринимателей, но повышение НДС наверняка сделает свое дело.

Разместить резюме Добавить вакансию