Налог на тунеядство: кто и как должен будет платить?

В условиях серьезного бюджетного дефицита главная задача властей – это искать новые источники государственных доходов. Одним из них может стать «налог на тунеядство», вопрос о введении которого активно поднимается на протяжении всей осени, после окончания думской избирательной кампании. И чем дальше, тем больше реальных очертаний приобретает данная инициатива – уже как несколько недель известен приблизительный размер платежа, который составит около 20 тыс. рублей. Более того, ситуация развивается настолько быстро, что некоторые парламентарии анонсируют скорейшее введение нового сбора, возможно, даже в текущем году – все зависит от правительства.

Но, несмотря на очевидность законодательного закрепления нового налога, как во властных кругах, так и среди простых людей существует большое количество противоречий относительно его введения. Помимо бури гневных отзывов, недоумения и непринятия таких шагов со стороны масс, обывателей больше других интересует вопрос, кого государство предложит называть «тунеядцем» и заставит платить данный сбор? В свете предложений вице-премьера Голодец лишить неработающих граждан права на бесплатное использование социальной инфраструктуры, многие считают, что новые санкции ухудшат положение и так социально незащищенных членов общества. Карьерист.ру решил разобраться в этом вопросе.

Уклонисты не пройдут

Возможность введения нового платежа открыла в российском обществе широкую дискуссию, как относительно его целесообразности, так и самой формы его уплаты. Результаты опроса ВЦИОМ говорят, что 45% граждан поддерживают введение «налога на тунеядство», правительство прикидывает потенциал такой формы легализации серых платежей, эксперты и оппозиция говорят про отсутствие логики в таком решении, а премьер и вообще утверждает, что это вовсе никакой не налог на тунеядство и называть его так не корректно. Но как бы этот новый социальный взнос ни назывался, сомнений в том, что он будет введен, все меньше и меньше.

Все это лишь вопрос времени.

Например, член Совета Федерации Валерий Рязанский, в интервью Информационному агентству REGNUM, предположил, что соответствующий проект закона может быть внесен в парламент еще до начала зимы. Сенатор утверждает, что соответствующие поправки в налоговое законодательство уже сейчас находятся на согласовании в правительстве и в ноябре могут быть предложены к рассмотрению в Госдуме, чтоб до конца года они могли быть приняты. Однако с этим не согласен сам глава Минтруда, который, как сообщают «РИА Новости», заверил журналистов, что до Нового года подобный документ не будет рассматриваться, и даже не будет внесен в парламент. Как рассказал Топилин, основная проблема в том, что в правительстве не могут определиться с тем, как реализовать взыскание налога технически. Но, по мнению министра, это уже должно служить «сигналом для тех, кто хочет жить за чужой счет».

И, несмотря на отсутствие технических концепций, глава Минтруда уверен – если данная норма таки будет принята, обойти ее «тунеядцам» не удастся даже формально. Как приводят слова министра труда «Известия», законопроект позволит искоренить несправедливость по отношению к тем, кто работает легально и уплачивает страховые взносы за тех, кто от этого уклоняется. На данном этапе правительство планирует исследовать масштабы существующей проблемы, определить, кто входит в данную категорию и узнать причины их такого безответственного поведения.

Вместе с тем министр уточнил и про тех, кто не будет уплачивать такой социальный взнос.
По его словам, налог не будет распространяться на безработных, инвалидов, пенсионеров детей и многодетных матерей, не будет предусматривать платную медицину или другие социальные слуги. Единственные, кто обязаны будут платить «налог на тунеядство» – это работающие россияне, которые уклоняются от налогов, получают зарплату в конвертах или ведут нелегальный бизнес. Но поскольку механизм их выявления пока досконально не определен, каких-либо конкретных инициатив и не наблюдается. Тем не менее глава Минтруда уверен, что сфальсифицировать наличие официальной работы, лишь формально «положив трудовую книжку куда-либо» не получится – государство будет отслеживать таких по уплаченным страховым взносам.

Кто заплатит «за того парня»?

Топилин утверждает, что нынешняя система социальных платежей несправедлива для официально работающих граждан – им приходится платить дважды – «за себя и за того парня». Но в таких заявлениях чиновник лукавит, поскольку он говорит про социальные платежи, а «за того парня» их уплачивают не работающие граждане, а региональные бюджеты, которые, в свою очередь, дотируются федеральной казной. Поэтому забота о социальной справедливости по отношению к трудящимся-плательщикам налогов, которой обосновывают введение налога на тунеядство в Минтруде – всего лишь ширма, при помощи которой попытаются снизить нагрузку на федеральный и региональные бюджеты.

Но даже если планы правительства будут воплощены в жизнь, снять нагрузку не так уж и реально – согласно разным оценкам, в России около 13-16 млн человек, социальные взносы на которых уплачиваются государством. По данным Счетной палаты РФ, ежегодный дефицит страховых фондов составляет около 65 млрд рублей, притом что на обеспечение бесплатной медицины для неработающих только в 2015 году было выделено 616 млрд рублей… Как пишет ТАСС, ссылаясь на свои источники в правительстве, власть реально оценивает возможность собрать налог с 5 млн россиян. Учитывая, что озвученный Топилиным минимальный размер налога должен составить около 20 тыс. рублей, это может ежегодно приносить в казну дополнительные 100 млрд рублей.

Будут платить «налог на тунеядство» – это работающие россияне, которые уклоняются от налогов, получают зарплату в конвертах или ведут нелегальный бизнес.

Такой объем средств неспособен покрыть расходы государства, но справится с дефицитом – более чем.
Сама же концепция представляется действительно справедливой по отношению к обществу. Но возможный механизм взыскания этих средств, по крайней мере, на данном этапе утопичен – странно было бы надеяться, что граждане сами придут в ФНС и законопослушно уплатят полагающийся налог. Поэтому на первый план выходит даже не определение конкретных критериев самих плательщиков, а механизм сбора налога, ведь именно он будет включать в себя и выявление потенциальных тунеядцев, их дифференциацию и порядок принудительного взыскания.

Бесполезный белорусский опыт

В этой связи, российское правительство вполне может перенять опыт соседней Беларуси, который, собственно, еще весной был взят для изучения отечественными властями – но тогда еще ничего «не предвещало беды». Там все просто: они не выделяют конкретных категорий плательщиков налога – его должны уплачивать все, кто на протяжении более чем 183 календарных дня проживал на территории страны, но не участвовал в финансировании бюджета (не платили налогов), независимо от того, работали они или нет. Такой подход гораздо больше похож на советскую концепцию борьбы с тунеядством и несколько отличается от российской инициативы – в отличие от озвученных в РФ предложений, белорусский налог рассчитан на финансирование государства в целом через налоги, а не обеспечения функционирования социальной инфраструктуры.

Но, несмотря на различия в форме, выбранные белорусами подходы к взысканию представляются наиболее эффективными, по крайней мере, с точки зрения собираемости. Они просто обязали всех, кто попал под формальные признаки уплачивать налог или представить справку о трудоустройстве и уплате налогов. Нет доказательства – должен платить. Поэтому первое, что нужно для эффективного сбора – определится, кто таки должен платить, и как сказал глава Минтруда – это работающие, но не отчисляющие взносы россияне. Такие узкие, в отличие от Беларуси, критерии не позволяют четко выявить плательщика, даже используя данные всех государственных реестров. Поэтому российским властям придется установить что-то вроде презумпции вины, когда легально неработающий гражданин будет считаться потенциальным плательщиком налога до того момента, пока не сможет доказать обратное.

Россия перенимает опыт у соседней Беларусии

Это, конечно, вызовет недовольство со стороны граждан, особенно тех, кто работы реально не имеет, но иного пути выявления нелегалов и обременения их социальными взносами попросту нет – без индивидуального подхода выявить их в общей массе безработных попросту невозможно. А вот как реально безработные будут доказывать свой статус – вопрос второй. Самый простой способ – стать на учет в центр занятости, как, вероятно, и поступят миллионы россиян. Но аналогичным образом могут поступить и участники теневого рынка – законных препятствий для этого просто не существует.

Остается только догадываться, как в связи с этим вырастут расходы на выплату пособий по безработице…

Учитывая возможные волнения в обществе, особенно среди незаслуженно обложенных налогом безработных, потенциальные потери могут оказаться гораздо выше дополнительных средств, которые будут привлечены в бюджет. Радует уже хотя бы то, что инициаторы введения «налога на тунеядство» смогли публично озвучить критерии плательщика и развеять слухи, что под них подпадут социально незащищенные граждане. Хотя, судя по всему, это придется еще доказать.

Разместить резюме Добавить вакансию