Несмотря на постоянное усиление антикоррупционного законодательства, масштабы взяточничества и прочих коррупционных проявлений лишь расширяются, доходя до колоссальных объемов во всех эшелонах власти. С недавних пор на высшем уровне даже проводят показательные задержания. Мол, бей своих, чтоб чужие боялись. Но, как показывает полицейская статистика, не меньше половины коррупционных деяний совершается как раз на местах, муниципальными чиновниками. И это при том что количество муниципальных чиновников более чем в 2 раза меньше, чем служащих федерального и регионального уровня – 320 тыс. против 712 тыс. человек. Получается, что аппарат местных служащих куда более коррумпирован, чем остальные.
Дабы обуздать нечистых на руку муниципальных чиновников, еще в декабре президент внес в Госдуму законопроект, усиливающий антикоррупционный контроль в отношении указанных лиц. Сейчас он находится на рассмотрении комитета по безопасности. Согласно предложенным президентом поправкам, ответственность за проверку имущественного состояния (деклараций) местных чиновников возлагается на высшее должностное лицо региона – непосредственно на губернатора. При выявлении фактов коррупции он обязан будет ходатайствовать о прекращении полномочий коррупционера. Карьерист.ру разобрался в этих и других изменениях в антикоррупционные нормативные акты.
Декларации перестанут молчать
ФЗ «О муниципальной службе», а именно ст. 15 закона, требует от чиновников местного уровня, депутатов муниципалитетов, а также членов их семей (супруг, несовершеннолетние дети), предоставления сведений о доходах, имуществе, обязательствах и расходах, путем заполнения декларации. Проверка достоверности внесенных туда сведений осуществляется в общем порядке, согласно действующему антикоррупционному законодательству. Но поскольку местные органы исполнительной власти находятся в непосредственном ведении высшего должностного лица – губернатора субъекта, президент предлагает передать полномочия по проверке деклараций именно им. По итогам проверок, в случае выявления коррупционных правонарушений, главный чиновник региона обязан будет инициировать досрочное увольнение нарушителя, подавая необходимое заявление в конкретных орган власти или суд.
Но вместо того Писарев заверил, что в случае возникновения подозрений в отношении того или иного служащего, его не только проверят и уволят, но и внесут его данные в спецреестр коррупционеров, после чего он больше никогда не сможет устроиться на должности в органах власти всех уровней. Создание такого реестра еще летом 2016 года инициировал Минтруд, а сегодня он уже рассматривается Госдумой. По мнению депутата, принятие предложенного президентом документа – очередной этап антикоррупционной цепочки в рамках объявленной главой государства борьбы с чиновничьим беспределом.
Отметим, что рассматривающие документ комитеты не имеют принципиальных замечаний и будут рекомендовать его к принятию. Однако параллельно рекомендуется внести уточняющие нормы в законодательство, регулирующие принципы местного самоуправления, где будут определены акты, несоблюдение норм которых будет воспринято в качестве коррупции. Мол, во многих муниципальных образованиях отсутствуют юрдепартаменты, что может вызвать у чиновников проблемы с трактовкой законодательства.
Партии, общественность и студенты
Второй блок принципиальных изменений антикоррупционного законодательства касается отмены запретов на участие и руководство чиновниками некоммерческими и партийными структурами. Теперь служащие снова получают право входить в состав любых организаций любой направленности, главное, чтоб они были общественными и не приносили чиновнику доход. Даже управление такими структурами возможно лишь на общественных началах, без какой-либо возмездной оплаты. Тем не менее снятие данного ограничения представляется спорным, ведь некоммерческие организации, как правило, действуют на местном уровне, и могут находиться в сфере влияния муниципального чиновника. Да и потом, некоммерческий характер организации не означает, что она не может получать дохода, которым вполне законно сможет управлять муниципальный служащий.
Аналогичное снятие ограничений касается и партийных организаций, в управлении которых теперь смогут участвовать и чиновники. Нет сомнений, что многие муниципальные управленцы не устоят перед соблазном вполне легально использовать административный ресурс на благо политических партий, членами которых они являются. Но и тут установлены ограничения – не смогут участвовать в политике работники МВД и военнослужащие. Видимо, на принятии такого решения сказался силовой характер их службы. На что ставит президент – можно лишь догадываться. Возможно, это лишь попытка развязать руки огромному аппарату муниципальных чиновников, а, может быть, наоборот – провокация коррупционеров на открытые действия с целью их обличения и дальнейшего увольнения.
Система ответственных
Ранее влияние глав регионов было ограничено и, по мнению Мухина, это привело к расцвету коррупции на местах. Теперь же губернаторы станут ближе и получат необходимые для проверки чиновников полномочия. Но российские реалии не позволяют поверить в губернаторов, как в должностных лиц, заинтересованных в борьбе с коррупцией. Мало того что всем прекрасно известно про кумовство и своячество, распространенное на местном уровне в куда больших масштабах, чем в центре, так есть еще и конкретные примеры. Например, задержанный за мошенничество экс-губернатор Коми Вячеслав Гайзер, задержанный за взятку в 400 тыс.€ экс-губернатор Кировской области Никита Белых, задержанный на взятке губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин и т.д.
Ясно, что масштабы коррупции выходят далеко за пределы этих трех регионов, а объемам коррупционных доходов высшего руководства субъектов федерации могли бы позавидовать многие федеральные чиновники высшего ранга. На фоне этого, идея передать антикоррупционные инструменты губернаторскому крылу, которое уже успело дискредитировать себя, представляется как минимум нелогичной. Нет сомнений, что проверкой деклараций кто-то таки должен заниматься, но далеко не те, у кого «рыльце в пушку». Учитывая масштабы распространенности коррупции на местном уровне, в руках губернаторов, это может стать эффективным инструментом давления на муниципальных чиновников в своих личных целях.
К слову, вопросы вызывают и сами санкции в виде увольнения попавшихся чиновников и недопущения их в дальнейшем к госслужбе. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в середине января, такие меры наказания взяточников одобряет лишь четверть респондентов. Большинство (38%) выступает за штрафование коррупционеров, каждый пятый – за арест, а еще 19% – за конфискацию имущества.
Разместить резюме Добавить вакансию