МРОТный интерес: власть сравняет минималку и прожиточный минимум к 2020 году

Минимальный размер оплаты труда – один из самых спорных показателей среди российских нормативов, определяющих благосостояние граждан. Поднятый в 2016 году сразу на 20%, сегодня он составляет 7,5 тыс. рублей, а с середины 2017 года вырастет до 7,8 тыс. рублей. Трудовое законодательство требует его определения на федеральном уровне, а также допускает определение региональной минималки, по соглашению внутри субъекта федерации. Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ, МРОТ, определенный на федеральном уровне не может быть ниже прожиточного минимума (ПМ), хотя по факту, на протяжении всего срока существования данной нормы, она попросту игнорируется.

Например, сегодня, величина среднего по России ПМ для трудоспособных граждан составляет около 10,67 тыс. рублей, в то время как минимальная зарплата составляет лишь около 70% от данной суммы. Уравнивание этих показателей – одно из приоритетных направлений работы Минтруда и отдельных комитетов Госдумы за последние несколько лет. Но в этом процессе существует множество препятствий, самым большим из которых является разный уровень жизни, а соответственно и прожиточный минимум, в разных регионах страны. Карьерист.ру выяснял, когда власти планируют реализовать собственную инициативу, и какие варианты при этом возможны.

Инициатива 2020

О том, что показатели минимальной зарплаты и прожиточного минимума нужно уравнивать говорили уже давно, но конкретных цифр и сроков никто не называл. Впервые стратегии поэтапного повышения услышали в апреле 2016 года из уст премьер-министра Дмитрия Медведева, вместе с заявлением о «сенсационном» поднятии МРОТ более чем на 20%. Тогда поручение о разработке стратеги повышения на период до 2020 года было дано премьером министру труда Топилину, министру финансов Силуанову, и прежнему министру экономического развития Улюкаеву. Свои согласованные предложения они должны были представить правительству до 1 сентября 2016 года. Однако дальше указанного премьерского поручения работа не пошла – ограничились лишь периодическими оценками данного процесса от Топилина в СМИ.

Тема поэтапного уравнивания минималки и ПМ снова была поднята 1 февраля 2017 года, в рамках «правительственного часа», прошедшего в Совете Федерации. Тогда Максим Топилин, отвечая на вопрос одного из депутатов, отметил, что МРОТ должен быть приравнен к ПМ на основании отдельного федерального закона, и это должно произойти в течение 3-5 лет. Кроме того, министр отметил, что этим вопросом уже занимается депутатская рабочая группа, которую возглавляет зампред Госдумы Александр Жуков. При этом чиновник отметил, что Минтруд настаивает на определении минималки именно в региональном измерении.

Заседание межфракционной депутатской группы во главе с Жуковым состоялось 21 февраля, где сам ее глава очередной раз отметил, что показатели минимальной зарплаты и ПМ могут быть приведены в соответствие на протяжении следующих трех лет. Для минимизации негативных последствий данного процесса, уравнивание должно быть поэтапным. Для этого, как утверждает Жуков, чьи слова передает «Российская газета», минималку можно было бы ежегодно увеличивать на 10%, и таким образом к 2020 году она бы достигла установленного в законе (с 2006 года) уровня. Трехлетний план повышения МРОТ устраивает и бизнес. Как сказал председатель РСПП Александр Шохин, трехлетняя модель, обеспечивающая сравнивание показателей к 2020 году – оптимальный вариант. С такими темпами, что интересно, согласны и профсоюзные организации.

Но нужно уточнить: участники заседания, вероятно, имели в виду не повышение, а поэтапное сокращение разницы МРОТ и ПМ на 10% ежегодно, ведь ПМ тоже имеет свойство меняться, и одно лишь повышение минималки может не дать ожидаемого результата.

Возможные сценарии

Помимо сроков исполнения требований трудового законодательства, власти обсуждают и возможные варианты достижения требуемых нормативов. Максим Топилин, выступая на все том же заседании депутатской группы, назвал 3 потенциальных сценария. Первый и самый очевидный вариант – это доведение установленной общей минималки до среднего по стране ПМ. Второй вариант – определение такой обязанности для каждого из регионов, которые должны будут определить собственный МРОТ не ниже собственного ПМ. Последняя возможная конструкция – отказ от минимальной зарплаты как таковой и переход на почасовую тарификацию. Каждый из вариантов, в той или иной форме, уже обсуждался экспертами, и по каждому из них у участников заседания есть собственное мнение.

В частности, Топилин очередной раз настоял на наиболее оптимальном, по мнению Минтруда, варианте региональной минимальной зарплаты. Он, по словам Топилина, позволяет учесть цены в субъекте федерации, и поэтому привязка зарплат именно к ним будет действительно справедливой. Общий же прожиточный минимум, рассчитанный на основе средних показателей, министр назвал «средней температурой». Более полусотни регионов имеют ПМ гораздо ниже федерального, в то время как ряд других – на порядок выше. По этой причине, привязка к федеральному показателю как минимум несправедлива. Ну а про почасовую оплату, по мнению министра, пока придется забыть – в связи с возможными злоупотреблениями со стороны работодателей, Россия пока не готова к ее введению. Назвав такую конструкцию «опасной затеей», министр заверил, что она нарушит баланс трудовых взаимоотношений. Например, желая сэкономить на зарплате, работодатели будут переводить сотрудников на неполную рабочую неделю.

В октябре 2016 года, кстати, в Госдуму уже вносили законопроект о введении минимальной почасовой оплаты – предлагалось платить россиянам по 100 рублей в час, что обеспечило бы минимальную месячную зарплату, превышающую 16 тыс. рублей. Но правительство негативно отозвалось об этой идее, поскольку, во-первых, это бы потребовало от бюджета лишних 230 млрд рублей, а во-вторых, поставило бы зарплату работника в зависимость от формального рабочего времени.

Возвращаясь к уравниванию МРОТ и ПМ, Топилин отметил, что оно должно быть постепенным и взвешенным. На сегодняшний день ведутся переговоры с социальными партнерами, и то, что МРОТ уже достиг 70% от ПМ, министр считает «удачным продвижением». Что же касается итоговой стратегии, региональный МРОТ, в пользу которого он высказался, поддерживает Минтруд, Минэкономразвития и Минфин – в правительстве же единой позиции пока нет. Министр уверен, что каждая из стратегий требует тщательной проверки.

Спросят у регионов

Обсуждая стратегии повышения МРОТ до ПМ в рамках заседания рабочей группы, чиновники пришли к выводу, что неплохо было бы выяснить и позицию субъектов федерации по этому поводу. Глава группы Александр Жуков, чьи слова цитирует «Российская газета», заявил, что регионы тоже имеют право голоса, и их позицию, нужна ли единая или дифференцированная цифра, поручено выяснить представителям думского Комитета по труду и соцполитике. В это же время Жуков высказал уверенность в том, что субъекты поддержат региональную дифференциацию – за единый показатель МРОТ для всех выступит не больше 30% – главную роль сыграют финансовые обстоятельства. Так, больше всего неудобств получат дотационные регионы, не имеющие собственного МРОТ до сегодня – им крайне сложно дотягивать до федерального ПМ.

Кроме этого, поднимался вопрос предотвращения нивелирования зарплатных систем в тех субъектах, где работникам положены региональные компенсации. Например, регионы Крайнего Севера, где за работу в таких условиях осуществляются доплаты, при привязке МРОТ к прожиточному минимуму в рамках субъекта федерации, могут потерять такие возможности. Глава рабочей группы призвал избежать подобных последствий при проработке одного из возможных вариантов развития событий, подчеркнув, что такие гарантии необходимо сохранить для всех, кому они сегодня положены. О необходимости включения в минималку региональных надбавок и районных коэффициентов говорил еще осенью и министр труда Максим Топилин.

Несмотря на декларируемое отсутствие единой позиции, озвучивание разными чиновниками хоть и примерных, но одинаковых нормативов, говорит само за себя – подходящий сценарий уже выбран, осталось лишь постепенно формализовать его в оптимальной нормативной оболочке. Интересно, что обсуждаемое заседание рабочей группы было проведено впервые, хотя о ее создании говорили еще с середины 2016 года, в рамках выполнения поручения премьер-министра. Ранее, как утверждал еще один зампред Госдумы, единоросс Андрей Исаев, данная рабочая группа создана для подготовки законопроекта об уравнивании МРОТ и ПМ, и он должен быть создан уже к осенней сессии 2017 года. Как пел один из классиков русского рока: – «Все идет по плану».

Разместить резюме Добавить вакансию