МРОТ в призме государственной экономической политики

Как известно, в нашей стране нормативно закрепленный федеральным законом МРОТ, существенно ниже и так неприлично низкого прожиточного минимума – сегодня их соотношение составляет немногим более 53%. И это даже несмотря на то, что МРОТ ежегодно повышается, а прожиточный минимум, накануне даже был несколько понижен. При этом множество россиян, по подсчетам правительства их около 1 млн душ, действительно получают минимальную зарплату, которая, как показывают цифры, составляет лишь половину от необходимых для сохранения здоровья и трудоспособности граждан средств.

Для исправления сложившейся ситуации, еще несколько лет назад правительством была озвучена стратегия, по которой к 2020 году планируется уровнять МРОТ и прожиточный минимум. Этому во многом препятствует инфляция, которая увеличивает цены на продукты, а следовательно, и прожиточный минимум. Однако твердое политическое решение об этом уже принято и с начала этого года минимальная зарплата даже была поднята на 4%. И даже несмотря на сложную экономическую ситуацию в РФ, с середины года анонсировано новое повышение на 21%, что должно ускорить процесс уравнивания МРОТ и ПМ.

Зачем это нужно государству? Каковы косвенные последствия таких изменений? Карьерист.ру поможет посетителям портала разобраться в данных вопросах.

Что такое МРОТ?

Исходя из положений ФЗ № 82 от 19.06.2000 г., МРОТ – это нормативно установленная минимальная сумма, размер которой зафиксирован на определенный период, и которая применяется для регулирования размеров зарплаты и некоторых других страховых выплат. Согласно ст. 133 ТК, месячная зарплата работника, полностью выполнившего свои функции не может быть ниже указанного в законе минимума (за исключением совместительства, ухода на больничный и иных случаев невыработки нормы труда).

Данная минимальная единица устанавливается и действует на территории всей РФ, однако, предусматривается также возможность установки регионального МРОТ (ст. 133.1 ТК), который, во многих субъектах РФ, существенно выше – например, в Москве он равен 17300 рублей, а в Санкт-Петербурге – 11700 рублей. Помимо этого, для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним регионах, применяются районные коэффициенты от 1,15 до 2,1, что увеличивает зависящие от МРОТ страховые и социальные выплаты. Так, помимо регулирования заработной платы, МРОТ используется для:

  • определения размера уплачиваемого незанятым гражданам пособия по безработице;
  • определения размера пособия по беременности и родам:
  • иных целей обязательного социального страхования;
  • определения размера страховых платежей ИП в Пенсионный фонд и фонд ОМС.

Отметим, что с 1 января текущего года, после повышения на 4%, федеральный МРОТ равен 6204 рублей.

Предложенное повышение

В конце марта, глава Правительства РФ, Дмитрий Медведев заявил, что принятого ранее повышения МРОТ на 4% в нынешних условиях явно недостаточно, в связи с чем необходимо ускорить процесс его уравнивания с прожиточным минимумом и провести еще одно повышение в текущем году. Более того, в начале апреля нескольким министерствам было поручено в срок до 1 сентября, представить правительству план поэтапного уравнивания минимальной зарплаты с ПМ. Однопартийцы из «Единой России» поддержали премьер-министра и оперативно внесли в Госдуму законопроект, согласно которому с 1 июля 2016 года МРОТ увеличивается до 7500 рублей, т.е. еще на 20,9%. Не затягивая процедуру, 13 апреля Правительство опубликовало заключение, которым поддержало указанный проект федерального закона.

Таким образом, повышению МРОТ быть (при условии, конечно, поддержания его Госдумой)!

По мнению главы комитета Госдумы по труду и соцполитике, Ольги Баталиной, принятие данного закона позволит существенно приблизить уравнивание МРОТ и ПМ, которое станет возможным уже в 2017-18 годах. Это станет серьезным решением по поддержке граждан с минимальными доходами в нынешних кризисных условиях. По ее словам, в большей степени это коснется работников, занятых на низкооплачиваемых должностях бюджетной сферы – младший персонал учреждений образования, поваров детских садов, вахтеров и прочих работ, которые, как правило, выполняют женщины.

В то же время, по мнению некоторых экспертов, например, первого вице-президента организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Павла Сигала, такое повышение МРОТ направлено также на борьбу с «серыми» зарплатами. Оно обяжет работодателей «серого» рынка труда повышать официальное жалование работников и уменьшать количество средств, выплачиваемых им в конвертах. Однако такой способ «давления» на нарушителей представляется ему неэффективным – куда разумнее было бы снижать налоговую нагрузку, что дало бы более ощутимый эффект.

Между тем как утверждают авторы проекта федерального закона, его принятие позволит вернуть соотношение минимальной зарплаты и прожиточного минимума, которое имело место в предкризисный период, еще в 2011 году. По их данным, это позволит повысить заработную плату около 1,07 млн наших сограждан, подавляющее большинство которых – 87%, составляют работники, занятые в государственных и муниципальных структурах. На все это потребуется выделение не более чем 6,1 млрд рублей в год.

Несмотря на такое обоснование, далеко не все законодатели поддерживают нормы законопроекта. По словам депутата и члена КПРФ и комитета Госдумы по бюджету Владимира Федоткина, предлагаемое увеличение МРОТ неспособно решить проблемы бедности в стране, которые существуют даже среди работающего населения. Он считает, что от повышения даже на 20% никому легче жить не станет, поэтому необходимо настаивать на немедленном уравнивании МРОТ и прожиточного минимума.

В общем, как мы можем заметить, мнения по этому поводу разнятся.

Последствия повышения МРОТ

Несмотря на всю очевидность благотворности и заботы о людях, получающих минимальную зарплату, повышение минимального размера оплаты труда имеет как позитивные, так и негативные последствия. Безусловно, это немного повысит неприлично низкие зарплаты целого миллиона наших работающих сограждан (а также пособия по безработице и выплаты роженицам), однако, имеются и отрицательные аспекты.

  • Как утверждает ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы Полякова А., в масштабах страны увеличение минимальной зарплаты останется незамеченным. По ее мнению, такое нововведение не принесет ожидаемого эффекта как минимум потому, что сегодня ценообразование на рынке труда никоим образом не связано с МРОТ. На реальное увеличение могут рассчитывать лишь бюджетники, так как большинство заявленных минимальных зарплат в негосударственном секторе, следует относить к «конвертникам».

 

  • Помимо отсутствия ощутимого эффекта, нельзя забывать про увеличение финансовой нагрузки на самозанятых и индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают фиксированные платежи в государственные внебюджетные фонды ПФР (26% от МРОТ) и ФОМС (5,1% от МРОТ). В общей сложности, это увеличит затраты бизнесменов на сумму, около 30 тыс. рублей в год, что сравнимо с 1-2 месячными зарплатами наемных работников, в зависимости от региона. Правда, необходимость уплаты повышенных страховых платежей возникнет лишь с начала 2017 года, т.к. они рассчитывается исход из показателей, установленных на начало финансового года.

 

  • Как утверждает Сергей Капелюк, профессор Сибирского университета потребительской кооперации, увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей ведет к увеличению издержек на содержание рабочей силы. С одной стороны, в глобальном масштабе это становится причиной роста цен на производимую продукцию, а с другой стороны – к уменьшению издержек за счет сокращения штата сотрудников, а это уже влечет увеличение уровня безработицы. Проведенные им исследования эффективности повышения МРОТ показали, что только прошлогоднее 10-процентное увеличение стало причиной увеличения уровня безработицы как минимум на 1%.

Если же не брать в счет вышеуказанные аспекты и рассмотреть увеличение минимальной зарплаты в призме государственной политики, то остается не менее негативный осадок. Так, мы уже указали, что повышение МРОТ влечет за собой повышение размера страховых платежей. В то же время март ознаменовался понижением Правительством прожиточного минимума на 2,3%, который теперь составляет 9452 рубля в месяц. Показатель ПМ влияет на определение размера стипендий, детских пособий, пособий малоимущим гражданам, субсидий на ЖКУ и федеральных и региональных надбавок к пенсиям.

Несмотря на кризис, Правительство одновременно повышает МРОТ и понижает ПМ. Первое внушительно увеличивает поступления в казну государства, а второе – уменьшает издержки на социальные выплаты гражданам. Очевидно, что такая стратегия властей направлена на стабилизацию бюджета в кризисных условиях. О реальной заботе о гражданах говорить довольно сложно.

Для реального сближения МРОТ и ПМ, по мнению специалистов Карьерист.ру в сфере экономики, нужна совсем другая государственная экономическая модель, которая будет предусматривать совершенно иную производительность труда, повышая благосостояние граждан, которое можно будет измерить их реальными доходами.

И простого увеличения минимальной зарплаты для этого недостаточно. Безусловно, повышение МРОТ – существенный и серьезный шаг к увеличению зарплаты почти 1 млн бюджетников, получающих сущие копейки для современных цен, которых, однако, даже после повышения ОФИЦИАЛЬНО не будет хватать для обеспечения здоровья и жизнедеятельности трудящихся. Но с учетом всех остальных аспектов, которые повлечет за собой такое повышение, едва ли его можно назвать действительно взвешенным инструментом социальной поддержки российских граждан.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию