«МРОТ станет прожиточным»: премьер поручил поднять минималку

zarplata0206

Тема приравнивания МРОТ к величине прожиточного минимума обсуждалась в правительственных кругах достаточно давно – как минимум на протяжении года чиновники высказывали разные предложения и модели повышения. И вот идея уравнивания этих показателей похоже вплотную подошла к воплощению – чиновникам поручено подготовить соответствующий законопроект, причем в достаточно сжатые сроки. Ранее предполагалось, что для обеспечения такого уравнивания показатели двух величин будут дифференцировать по региональному признаку, определяя их индивидуально на федеральном уровне.Но такой формат решено не применять, делая уравнивание повсеместным.

В целом же цель данного мероприятия благая – считается, что повышение минималки позволит исключить из числа бедняков работающее население, среди которых, по оценкам социального блока, около 5 млн трудящихся, живущих за гранью бедности. Но поднятие общего благосостояния россиян за счет повышения минимальной зарплаты не решает всех государственных проблем с бедностью, и при этом несет скрытые угрозы и подводные камникак для государственного бюджета, так и для самих работников, находящихся в нижней части зарплатной сетки. Карьерист.ру разбирался, чего ждать от нового витка событий вокруг МРОТ и ПМ.

Приближать к федеральному

Поручение по разработке соответствующего нормативно-правового акта, который уравняет величины МРОТ и ПМ, выдал премьер Дмитрий Медведев по итогам ежегодного отчета перед парламентом, о чем говорится на сайте кабмина. Документ должен быть подготовлен за ближайшие 2 недели и согласован в Минэке, Минфине и Минтруде, после чего уже к 20 мая представлен непосредственно правительству. Свои планы о повышении минималки Медведев уже высказывал в середине апреля, выступая перед Госдумой – тогда чиновник говорил, что для этого уже «есть все возможности». Но тогда задача уравнивания показателей была лишь перспективой ближайших лет – о скоропостижной подготовке нормативной базы для увеличения речь не шла. Как неоднократно говорил министр труда Максим Топилин, этот процесс должен занять около 3-5 лет.

Параллельно в Минтруде настаивали на региональной дифференциации минимальной зарплаты – мол, у каждого субъекта федерации свой уровень жизни и прожиточный минимум, и в таких условиях уравнивать МРОТ по федеральному показателю неправильно. Но несмотря на позитивные предварительные оценки, от модели регионализации минималки в кабмине предпочли отказаться. Как в интервью «Interfax»заявила вице-премьер Ольга Голодец, в созданном законопроекте государственная минималка приравняется к государственному показателю ПМ. Впрочем, как поделилась чиновница, далеко не все вопросы решены на данном этапе, и разработка законопроекта к 20 мая вовсе не означает быстрого процесса уравнивания величин.

Он, кстати, и является самым существенным предметом для дискуссии.
Так, по словам Голодец, отдельные стороны Российской трехсторонней комиссии не могут договориться о темпах роста МРОТ – одни считают, что его нужно поднять уже до конца года, другие настаивают на плавном росте на протяжении 3-5 лет. Напомним, про более медленные темпы уже неоднократно говорил и сам премьер-министр, и министр труда, и другие эксперты. Хотя активизация работы по этому профилю налицо.

Отметим, что по итогам 2016 года МРОТ уже успели поднять дважды, и тогда он составил 7,5 тыс. рублей. С середины текущего года к нему добавят еще 300 рублей, и он достигнет 7,8 тыс. рублей. Если же отталкиваться от существующей сегодня величины прожиточного минимума, то МРОТ должен составить 10,4 тыс. рублей. Следует отметить и тот факт, что величина ПМ постоянно колеблется, в зависимости от уровня инфляции в стране, и это может создать определенные трудности при определении темпов приравнивания.

Сократить число работающих бедняков

Вообще, делать из приравнивания МРОТ к ПМ новость достаточно странно, учитывая, что согласно Трудовому кодексу первый не может быть ниже второго уже лет как 15. Но в России «так сложилось», что в определенный момент от подъема минималки на несколько лет попросту отказались, что в итоге привело к такому существенному различию, которое мы имеем сегодня. Исходя из этого, решение об уравнивании назрело давно – оно поможет не только восстановить законность на рынке труда, но и поднять благосостояние россиян, постепенно сокращая число бедняков, которые являются таковыми, даже при наличии официального трудоустройства. Таковых – тех, чей трудовой доход находится на уровне около 7-8 тыс. рублей, Ольга Голодец насчитывала около 5 млн человек. Если посмотреть на разрыв со средней зарплатой, которая превышает 36 тыс. рублей, 5-кратная разница кажется просто колоссальной.

Понятно, что примерно треть из всех, кто официально получает минималку, дополнительно получает зарплату в конверте. Но даже учитывая это, оценки вице-премьера представляются достаточно скромными, ведь по информации государственных статистов за 2016 год, численность работников, имеющих зарплату ниже прожиточного минимума практически достигла 20 млн человек. Таким образом, анонсированное нововведение наверняка коснется многих россиян, и тем более затронет тех, кто находится в низшей зарплатной сетке. Параллельно с этим, такая мера позволит повысить объемы социальных платежей, поскольку в теории зарплатные фонды должны будут вырасти. С одной стороны, это привлечет дополнительные средства для бюджетов всех уровней, с другой стороны, существенно повысит нагрузку на предпринимателей и эти же самые бюджеты.

В конце концов, как мера борьбы с бедностью, данный шаг представляется больше формальным.
Даже если дальнейшего понижения прожиточного минимума наблюдаться не будет, и МРОТ будет в мгновение ока поднят до 10,4 тыс. рублей, на эти деньги прожить все равно достаточно сложно. По факту, величина прожиточного минимума имеет мало общего с реальным потреблением и воспринимается скорее как норма статистики. Как минимум потому, что в потребительской корзине, из которой и рассчитывается ПМ, вовсе не учтены расходы скажем на транспорт, жилье, аренду, ипотеку и прочие товары длительного потребления.

Неочевидные выгоды

Так что даже теоретические выгоды не представляются столь очевидными в первую очередь даже для государства – практика вносит свои существенные коррективы. Прежде всего, нужно учитывать, что как минимум 50% населения получают трудовой доход из бюджетов разных уровней – это и государственные служащие, и работники бюджетных структур, и государственных корпораций, и унитарных предприятий, и правоохранительных органов и т.д. Таким образом, расходы на их содержание наверняка вырастут, как только будет повышена минимальная зарплата. Плюс, подавляющее большинство всех тех, кто сегодня получает зарплату на уровне МРОТ, по заверениям самой Голодец, работники бюджетных структур, так что расходы на них вырастут не менее существенно.

Отдельно нужно отметить негативную составляющую, которая будет преследовать бизнес – очевидно, что расходы предпринимателей на оплату труда персонала существенно вырастут – даже те, кто платил минималку, обязаны будут повысить расходы на 38% + социальные взносы. Нет сомнений, что представители бизнеса не будут нести эти расходы самостоятельно: они либо заложат расходы в стоимость конечного продукта, либо откажутся от уплаты социальных платежей, либо прибегнут к сокращению персонала. По мнению экспертов, вероятность каждого из этих вариантов одинакова. В итоге получается, что повышение МРОТ до ПМ может оказаться невыгодным не только бизнесу и самому государству, но и многим трудящимся.

Помимо прочего, открытым остается вопрос динамики ПМ, которая привязана непосредственно к показателям инфляции, а минимальная зарплата определяется исключительно при помощи волевого постановления правительства. Так что даже в случае их искусственного уравнивания нельзя исключать их дальнейшего расхождения уже по итогам следующего квартала после уравнивания. Для решения этого вопроса в законодательство должны быть внесены нормативы, обязывающие кабмин определять МРОТ параллельно с ПМ, иначе это теряет всякий смысл.

Впрочем, хватает и тех, кто воспринимает сам факт государственного регулирования минимальной зарплаты архаизмом советского прошлого. Мол, в условиях рыночных отношений работодатель и работник вправе самостоятельно определять уровень оплаты труда, который будет приемлем для обеих сторон трудовых отношений. И все бы ничего, если бы права работников никто не пытался нарушить, а профсоюзы занимались их защитой. Пока же в России существует некая иная трудовая реальность, об актуальности определения минимальной зарплаты на государственном уровне не стоит и заикаться. Хотя даже так ее размер не способен обеспечить трудящихся даже элементарными средствами для выживания, что говорить о достойном уровне жизни и борьбе с бедностью.

 

Разместить резюме Добавить вакансию