Совет HR-консультанта

Мне бы в небо: летное дело в России и востребованные профессии

Наверное, каждый советский и российский мальчишка, узнав историю нашего великого соотечественника и космического первопроходца Юрия Гагарина, грезил такой далекой для всех профессией космонавта. И не зря, ведь в понимании каждого ребенка (и не только), космонавтика – полная романтики и приключений работа. Но относительно короткому промежутку исследований и работ, проводимых на орбите, предшествует долгая и нудная работа на земле, допущенными к которой смогут быть только те, кто пройдут тщательный отбор. Так, сегодня отряд действующих космонавтов Роскосмоса состоит всего из 38 членов, и только 23 из них посчастливилось покинуть пределы Земли. Однако возможно мечта покорить небо ближе, чем кажется?

Возможность преодолеть земное притяжение и посмотреть на окружающий нас мир с высоты облаков позволяет отечественная авиация. Более того, существует множество сопутствующих ей профессий, которые позволяют непосредственно иметь дело с перелетами, заниматься обслуживанием «железных птиц», но не участвовать в них лично.

В преддверии Международного дня космонавтики и авиации, отмечаемого 12 апреля и посвященного первому настоящему шагу на встречу неизведанному, Карьерист.ру расскажет посетителям портала об отечественной авиации, некоторых профессиях и состоянии рынка труда авиатранспортной отрасли, как ранее о метеорологии и архивной службе.

Разновидной российской авиации

В такой огромной стране как Россия, авиация имеет стратегическое значение. Помимо привычных всем гражданских международных и внутренних перелетов, авиация выполняет массу задач, начиная от перевозки грузов и охраны государственной границы, и заканчивая решением военных задач, в т.ч. за пределами нашей страны. Так, согласно ст. 20 Воздушного кодекса РФ, различают гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Каждый из этих видов имеет свои задачи и функции, а также деление на иные разновидности. А поэтому каждый из нормативно закрепленных видов стоит рассмотреть отдельно.

  • Гражданская авиация. Формально, данный вид авиации делят на пассажирскую, транспортную, грузопассажирскую и общего назначения. В функции первых трех входит коммерческая перевозка граждан и грузов в конкретные пункты назначения. Проще говоря, это привычные всем перевозки авиакомпаниями. Набирает также обороты так называемая деловая авиация, предусматривающая использование суден малой вместимости для корпоративных и частных перелетов. Авиация общего назначения – особый вид гражданской авиации, не занятый в коммерческих грузопассажирских перевозках. Он используется в самых разнообразных целях – начиная от сельскохозяйственных работ и заканчивая медицинскими срочными перевозками. К ней также следует относить малую авиацию, задействованную для обучения летному делу, в спортивных мероприятиях и при прыжках с парашютом.
  • Государственная авиация. Данный вид используется для исполнения военных, пограничных, полицейских, таможенной и прочих функций государства, в т.ч в части космических исследований. Ее делят на военную авиацию (которая, в зависимости от выполняемых функций, также имеет свою градацию) и авиацию специального назначения, в которую входит авиация других силовых ведомств (МВД, ФСБ и т.д.), авиация МЧС, авиация РОСТО и авиация Роскосмоса.
  • Экспериментальная авиация. Используется для проведения разного рода конструкторских опытов и испытаний в научных и промышленных целях. Вся такая авиация находится в ведении Роскосмоса и Министерства промышленности и торговли. Как и государственная авиация, она может использоваться в коммерческих целях в специально установленном законом порядке.

Наиболее распространенной и привлекательной для желающих начать летную карьеру является, конечно же, гражданская авиация. Она пестрит разнообразием профессий, как непосредственно связанных с летным делом, так и обслуживающих полеты, пассажиров и аэропорты специалистов. Вся гражданская авиация входит в компетенцию Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), которое, в свою очередь, входит в структуру Министерства транспорта РФ.

Авиационные профессии, их ответственность и опасность

Так, как уже сказано гражданская авиация предусматривает множество профессий. Их количество ограничивается исключительно потребностями авиакомпаний, аэродромных и аэропортовых служб, цехов обслуживания и административного персонала конкретных ведомств, структур и компаний – конкретного перечня попросту не существует. В зависимости от того, насколько они приближены к самому процессу полета, варьируется и их ответственность и связанная с этим опасность. Поскольку количество таких профессий огромно, Карьерист.ру рассмотрит 5 самых известных:

  • Гражданский летчик (пилот). Наиболее романтическая и известная авиационная профессия. Основной функцией таких специалистов является управление воздушным судном, отчего она является самой ответственной и опасной, независимо от уровня перевозок. Поскольку именно летчик отвечает за безопасность всех на борту, он должен обладать не только специальным образованием, лицензией и летным опытом, но и высоким интеллектом, отменной физической подготовкой, выносливостью и расторопностью, в случае необходимости принятия экстренных решений. При этом такая специальность сопряжена с массой опасностей, связанных с погодными условиями полета, исправностью воздушного судна и даже международным терроризмом, так как именно самолеты чаще всего становятся предметом террористических атак и захватов. (К числу таких специалистов также стоит относить вторых пилотов, выполняющих аналогичные функции летчика, однако, не являющихся командирами судна.)
  • Бортпроводник (стюард, стюардесса). Не менее известная, чем пилот, летная профессия. Эти специалисты рядового кабинного состава обеспечивают обслуживание пассажиров самолетов и отвечают за их безопасность. Несмотря на то, что изначально эту функцию выполняли мужчины, сегодня – практически все бортпроводники – женщины. Ввиду выполняемых задач, к бортпроводникам предъявляются требования относительно знания иностранных языков, привлекательной внешности, общительность и определенные физические качества. Несмотря на куда меньшую ответственность, стюарды подвергаются аналогичной с пилотами опасности.
  • Авиадиспетчер. Эти специалисты осуществляют контроль и управление воздушным движением с диспетчерского пункта. Его главной функцией является обеспечение безопасного и упорядоченного движения самолетов в пределах конкретного аэропорта. Авиадиспетчеры наделены огромной ответственностью. Поскольку последствия их ошибок могут иметь масштабы, сравнимые разве что с ошибками пилотов, к ним предъявляются не меньшие требования относительно образования и регулярного прохождения курсов повышения квалификации. Поскольку работа диспетчеров выполняется с земли, она является безопасной, но сопряжена с высоким моральным напряжением.
  • Досмотрщик багажа. Специалист, входящий в состав аэропортового персонала, отвечающий за легальность перевозимых пассажирами грузов. Как правило, входят в состав служб безопасности аэропортов. Выполняют как сканированный, так и ручной досмотр, часто находят оружие, наркотики и прочие «запреты», от чего считаются уважаемыми работниками. В то же время, никак не связаны с процессами полетов, от чего такая профессия лишена всякой романтики.
  • Агент перронного обслуживания. Они первыми встречают севшие в аэропорту самолеты, отвечают за безопасное прибытие самолетов к воротам, его «парковку», подготовку к обслуживанию, вызов другого персонала и контроль над погрузкой-разгрузкой. Выполнение таких функций сопряжено с определенной ответственностью, однако, вместе с тем это вполне безопасная авиационная профессия, поскольку выполнение возложенных функций осуществляется всегда на земле. Таким образом, замещение должности агента перронного обслуживания – отличный и самый быстрый способ попасть в авиацию.

Международный день космонавтики и авиации

Состояние рынка труда авиатранспортной отрасли

Несмотря на всю важность данной отрасли, последние 2 года рынок пассажирских авиаперевозок отмечает внушительное падение, связанное с массой факторов, начиная от валютных скачков и заканчивая падением уровня популярности международных перевозок. Все это отражается крайне неблагоприятной ситуацией на рынке труда авиационной отрасли – по данным рекрутинговой компании «Авиаперсонал», без работы сегодня остается порядка 13 тыс. специалистов разнообразных профессий. В таких условиях, компании отрасли переходят от подбора нового персонала к оптимизационным процедурам своего бизнеса, в рамках которых проводится:

  • Оценка компетенций работников и их эффективности, путем разработки и внедрения профилей должностей, перепрофилирования и обучения работников, совмещения некоторых смежных функций и т.д.
  • Сокращение численности персонала, которое в некоторых компаниях, особенно связанных с чартерами и ориентированными на туристические перевозки, достигло 20% от общего штата;
  • Сокращение зарплат и премиальных выплат, что в некоторой степени способствует сохранению персонала. В зависимости от специальностей и должностей, в сравнении с 2015 годом, сокращения зарплат составят от 5 до 40% — больше всего пострадает летный состав и высший менеджмент;

Несмотря на всю плачевность ситуации, нельзя говорить про полное отсутствие открытых вакансий. Проведенный компанией «Авиаперсонал» опрос лидирующих работодателей показал, что среди приоритетных и востребованных на сегодняшний день авиа-профессий вполне можно выделить:

  • Пилотов;
  • Бортпроводников;
  • Инженеров аэродромной службы;
  • Приемостадчиков груза и багажа;
  • Агентов перронного обслуживания;
  • Агентов по организации обслуживания перевозок;
  • Инспекторов службы авиационной безопасности;
  • Специалистов по ТО ВС.

Таким образом, даже в условиях современного кризиса, при желании и наличии необходимых работодателю навыков, пусть не все, но многие соискатели смогли бы сделать первые шаги в авиацию и приблизить осуществление своих детских или взрослых грез о небе…

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию