Минздрав предупреждает: родственники в подчинении – это коррупция

О профессиональных династиях во многих отраслях современной жизни, будь то финансовая сфера, культура или медицина, говорят давно. Многие, в том числе и чиновники, уверены, что нахождение в прямом подчинении сотрудника, при наличии с ним родственных связей, есть не что иное, как потенциал для совершения коррупционных деяний. Дабы противодействовать этому, летом текущего года в антикоррупционное законодательство даже была внесена норма, запрещающая такое подчинение и предписывающая необходимость руководителя уволить сотрудника, если он является прямым родственником или свояком.

Теперь же, когда соответствующие правки внесены, борьбой с коррупцией занялись на местах. Еще осенью, в подконтрольных ведомству учреждениях, наведением порядка занялось Министерство культуры. Теперь же соответствующие «письма счастья» с разъяснениями законодательства разослал по федеральным медицинским клиникам Минздрав. Интересно, что в Минтруде согласны, что в творческих профессиях, науке и медицине, профессиональная преемственность складывалась исторически, ввиду чего предложили узаконить «династии». Но до изменений в законодательство пока не дошло. Карьерист.ру решил разобраться в проблеме.

Или ты, или тебя

Министерство здравоохранения разослало главврачам подведомственных ему региональных медицинских центров письма от имени помощника главы Минздрава Дмитрия Костенникова, с требованием расторгнуть трудовые отношения со всеми подчиненными, с которыми имеются родственные или свояческие связи. Как пишет «Газета.ru», в чьем распоряжении оказалось одно из таких писем, Минздрав предупреждает руководителей – если этого не будет сделано, увольнению будут подвергнуты уже они сами. В своем требовании Минздрав ссылается на принятое летом антикоррупционное постановление Правительства, положения которого подлежат «неукоснительному выполнению».

Письмо содержит и разъяснение: ввиду того, что главврачи контролируют абсолютно весь персонал вверенных ему учреждений, единственной возможной практикой соблюдения запрета станет увольнение всех без исключения родственников и свояков. При нарушении такого запрета, руководитель утрачивает доверие и по этой причине трудовые отношения с ним подлежат расторжению. Срок выполнения – не позднее 16 декабря.

Несмотря на это, многие врачи уверены, преемственность профессиональных знаний в медицине – нормальная практика, и это совсем не связано с коррупционными деяниями. Не новость, что в больницах часто работают целыми семьями – женятся, заводят детей, потом эти дети сами приходят в больницы работать и т.д. Как изданию рассказал главврач ФЦ «СПИД» Вадим Покровский, разосланные Минздравом установки едва ли будут способствовать борьбе с коррупцией, это, скорее, показательная мера во исполнение предписаний кабмина.

Семейные династии в больницах – нормальная практика

И многие с такой позицией согласны. Минтруд, например, уже анонсировал в октябре разработку соответствующих поправок в вышеуказанное постановление, которые позволят сохранить традиции и историческую преемственность поколений в медицине, образовании, науке, культуре и соцзащите. Такие исключения нужны дабы сохранить профессиональные династии, количество которых в указанных сферах исчисляется если не сотнями, то десятками. В случае принятия такого исключения, оно не будет обязательным – окончательное решение останется за главой федерального ведомства, который должен будет принять ряд превентивных мер, чтоб избежать коррупции. Распространить их планировалось исключительно на бюджетные организации – в государственных структурах такое недопустимо. Тем не менее поправки пока не внесены в постановление.

Без уточнения

Само постановление, направленное на противодействие коррупции, начало действовать с июля текущего года.
По нему, родственникам и своякам запрещается трудиться в прямой «подчиненности или подконтрольности», если они являются работниками учреждений и фондов федерального уровня. Разъясняются и категории родственников, которые подпадают под действие постановления – таковыми считаются близкие родственники и супруги, близкие родственники супругов и супруги близких родственников. Документом определяется, что такие лица не могут осуществлять трудовую деятельность в одном учреждении, однако, каких-либо норм, порядков противодействия, сроков увольнения и наказания, если такая трудовая деятельность все же осуществляется, прямо в постановлении не указано. Все это создает неразбериху при реализации антикоррупционного законодательства, и предоставляет ведомствам право самостоятельно определять такие порядки.

Несмотря на несовершенство законодательства, многие все же предпочитают выполнять его предписания. К примеру, как пишет деловой медицинский журнал «Vademecum», во исполнение разосланного Минздравом письма был уволен замдиректора московского ФГБУ ГНЦДК, который приходится сыном Анне Курбановой, действующему члену РАМН и главе этого учреждения. Аналогичная информация есть и относительно Онкологического центра им. Блохина, где руководителем НИИ является (или являлся) сын главы всего центра. Многие, тем не менее отказываются комментировать административную политику учреждений здравоохранения, называя ее конфиденциальной информацией.

Родственникам и своякам запрещается трудиться в прямой «подчиненности или подконтрольности».

 

Стоит отметить, что помимо конкретных сроков, санкций и порядка увольнения, постановление правительства не содержит и самого требования об увольнении родственников, работающих в подчинении – оно лишь регламентирует невозможность их работы в одном учреждении. Таким образом, нельзя исключать, например, возможность перевода сотрудника, работающего в подчинении. В любом случае все это требует уточнения, ведь иначе разные ведомства будут определять указанный порядок самостоятельно, а это как минимум несправедливо.

Коррупция в цирке

Аналогичные рекомендации еще в начале осени в подведомственные себе учреждения разослало Министерство культуры.
Мол, руководители цирков, домов культуры и музеев должны тоже уволить своих сотрудников из числа родственников. Но если в здравоохранении профессиональные династии встречаются лишь изредка, то в культуре они формировались вековыми традициями, причем практически во всех сферах, от театра до цирковой арены и музеев. Так, по словам Эдгарда Запашного, которые приводит «Российская газета», ему придется уволить из цирка своего брата и мать, Олегу Табакову – свою жену, а Михалковым и Кончаловским придется уходить из культуры целыми семьями.

Интересно и то, что само постановление содержит некоторые противоречия. Например, документ рассматривает в качестве инструмента коррупции работников тех учреждений, которые созданы для решения задач федеральных ведомств. Очень сомнительным представляется то, что Эрмитаж, Большой Театр, театр Табакова или Цирк братьев Запашных создавались для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры… В Минкульте, конечно, согласны с тем, что форма реализации антикоррупционного законодательства в сфере культуры как минимум некорректна, однако, это постановление кабмина, подконтрольным которому они являются. В качестве компромисса там предложили исключить творческие профессии из сферы действия постановления Правительства, но до самого исключения, как и в случае с медициной, дело так и не дошло.

«Газета.ru» сделала соответствующий запрос в Министерство труда, и там ответили, что на данный момент каких-либо исключений относительно подчиненности родственников антикоррупционное законодательство не содержит. Помимо самих ведомств, надзор над его исполнением осуществляется со стороны органов прокуратуры. Насколько серьезно они взялись за контроль над исполнением соответствующих предписаний пока неизвестно – о конкретных мерах в отношении нарушителей правоохранительные органы не сообщали.

Другой вопрос, насколько действенными представляются такие методы борьбы с коррупцией?! Мы уже писали о том, как Минтруд напоминает чиновникам о незаконности принятия подарков от лиц, связанных с исполнением их полномочий, и новые методы борьбы с коррупцией в виде запрета на профессиональные династии не особенно отличаются от этих мер. Куда более правильным представляется, например, ужесточение уголовного наказания за коррупцию, но отечественные чиновники идут совершенно другим путем, который, судя по всему, с антикоррупционной борьбой не имеет ничего общего.

Разместить резюме Добавить вакансию