Минтруд разработал алгоритм, который поможет отслеживать россиян, занятых в теневом секторе

Чиновники из Минруда РФ планируют ввести в практику алгоритм, позволяющий выявить число лиц, которые с доходов не платят налоги. Законодательная инициатива позволит на региональном уровне установить KPI по «легализации» тех, кто задействован в теневом секторе экономики. Предполагается, что уже через 3 года сотрудников, которым зарплата полностью выплачивается в конвертах, станет как минимум на 30% меньше.

Эксперты отмечают, что власти озаботились вышеуказанной проблемой в целях увеличения пополняемости бюджетов на местах, поскольку основной процент отчислений в казну субъектов РФ приходится на НДФЛ.

Как будут производить расчеты на практике

Процедура по выявлению количества лиц, официально не состоящих в трудовых отношениях, предусматривает несколько этапов.

На первом будет определяться численность безработных лиц из трудоспособной категории. Алгоритм расчета прост: из общего количества нетрудоустроенных граждан, зарегистрированных в системе ОМС (по итогам 2022 года их насчитывалось почти 91 млн человек) вычтут страхователей из следующих категорий: подростки (до 15 лет) и лица, вышедшие на заслуженный отдых.

На следующем этапе будет выявляться численность тех, кто работает по серым схемам. Указанная задача решается путем вычитания: от результата, полученного на первом этапе, нужно отнять количество тех, кто имеет законные основания не состоять в трудовых отношениях (инвалиды, женщины в декретном отпуске, старшеклассники, студенты до 16 лет и прочее .

Какие KPI предусмотрены на периферии

Чиновники, руководствуясь мониторингом тех, кто работает в формате теневой занятости, будут как минимум один раз в три года, предлагать варианты по улучшению ситуации в регионах.

Стандартизированный показатель KPI, позволяющий снизить долю «теневого сектора», составит не более 30% от потенциального объема тех, кто полностью получает зарплату в конвертах (за трехлетний период). Он будет одинаковым для всех российских регионов. Чиновники планируют использовать  сниженный показатель KPI для того, чтобы в дальнейшем включить в формулу расчета граждан, которые находятся в поиске работы, но не состоят на учете в СЗ (Служба занятости), а также лиц, находящихся на материальном обеспечении у родственников. Исходя из экономического смысла понятия «неофициальное трудоустройство», указанные категории в алгоритме учитываться не должны.

Ожидается, что уже в первый год введения законодательной инициативы, пополняемость местных бюджетов увеличится на 20%. Во второй и третий годы показатель вырастет до 50% и 100% – соответственно. Но чиновники заявляют, что предлагаемый алгоритм не лишен недостатков, и в будущем он должен быть дополнен новыми категориями лиц, которые теоретически могут иметь неофициальные источники доходов. В Минтруде допускают, что формулу подсчета «теневиков» в дальнейшем можно доработать, если включить в нее тех, кто работает по фиктивным договорам, условия которого нарушают нормы трудового законодательства. Альтернативный вариант усовершенствования алгоритма – это выявление фактов умышленного искажения размера зарплаты в налоговой декларации, которые выявляются путем мониторинга разницы в доходах и расходах гражданина.

В дальнейшем чиновники из профильного ведомства намерены акцентировать внимание на иностранцах, которые находятся длительное время в РФ, но нигде официально не трудоустроены.

Какие еще недочеты содержит законодательная инициатива

Некоторые эксперты считают алгоритм по выявлению граждан, задействованных в теневом секторе, несовершенным по целому ряду причин. Так, Александр Сафонов (профессор Финансового университета при Правительстве) заявил, что предлагаемая властями формула не охватывает тех, кого работодатели переводят в статус самозанятых. Еще один нюанс, по мнению эксперта, алгоритм не касается лиц, которым работодатели выплачивают только часть денег «в конвертах». Вне мониторинга остаются и выходцы из среднеазиатских стран, приезжающие на заработки в Россию. Многие мигранты занимаются трудовой деятельностью без соответствующего патента, а в случае проверок заявляют, что находятся в стране в статусе туриста. Александр Сафонов выделил еще один существенный недостаток формулы – она не охватывает процессы, происходящие во внутренней миграции.

«Сегодня можно трудоустраиваться и получать зарплату в одном субъекте РФ и одновременно числиться страхователем в системе ОМС (как безработный) в другом. Такой диссонанс отчетливо прослеживается в столичном мегаполисе (гражданин трудится в Москве, а зарегистрирован как безработный, например, в МО). Если воспользоваться предложенной методикой Минтруда, то по месту регистрации человека могут признать теневиком» — отмечает  Александр Сафонов. Эксперт уверен, что оптимальный способ улучшить алгоритм расчета – это предусмотреть систему учета дохода и расхода каждого лица, теоретически относящегося к «группе риска». Сафонов подчеркнул, что такая задача легко выполнима в рамках компетенции налоговиков.

А вот Елена Варшавская (профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами ВШЭ) считает, что работа в формате теневой занятости – это не первостепенная проблема в современных реалиях.

«На практике, процент людей в сегменте неофициального трудоустройства не очень высок. Нужно понимать, что такой формат – это обоюдное согласие подчиненного и работодателя, и выгоден он обеим сторонам», – добавила эксперт. Варшавская считает, что сегодня гораздо опаснее для рынка – проблема нехватки кадров и попытки скорректировать показатели теневой занятости кардинально не повлияют на ее решение.

«Те, кто трудятся неофициально – это преимущественно представители профессий, которые не считаются дефицитными. Перейдя в формат официальных отношений с работодателем, маловероятно, что они массово выберут работу на заводах и других производственных площадках, где недобор кадров приобретает угрожающие масштабы», – отмечает эксперт.

Разместить резюме Добавить вакансию