Кто в России зарабатывает больше всех?

Проблема зарплатных диспропорций в разных отраслях отечественной экономики существует давно, и даже в усредненных показателях она может превышать 200-300%. Это подтверждается и свежими данными Росстата, которые на днях обнародовал в своем сообщении Минтруд, назвав сферы с самыми высокими и самыми низкими зарплатами. Традиционно самые большие зарплаты получают представители финансового сектора, нефтегазовой промышленности и добывающих углеводороды отраслей. Среди работников низшей зарплатной сетки также без сюрпризов – завсегдатаями списка работников с низкими зарплатами остаются представители сельхоз и легкой промышленности. При этом их зарплаты остаются гораздо ниже официальных средних показателей по стране.

Эксперты уверены – ситуация для России устоявшаяся и серьезных изменений в краткосрочной перспективе ожидать не стоит. При этом в каждой из отраслей имеются настоящие профессионалы, которые могут претендовать на более высокий уровень оплаты труда, чем средняя зарплата в отрасли. Но даже среди тех, кто недоволен собственным окладом, все меньше людей ищет вторую работу – в условиях падения доходов россияне все чаще переходят от сбережений к текущему потреблению. Карьерист.ру разбирался, что ждет страну в ближайшее время.

Зарплатные диспропорции

Как утверждают в Росстате, за 2016 года самый высокий уровень официальных зарплат отмечался в финансовом секторе – как сообщает «RT», среднемесячный доход работников отрасли достиг 78,3 тыс. рублей. Не далеко ушли представители углеводородного комплекса – на добывающих предприятиях усредненные оклады составили 77,6 тыс. рублей, а на коксовых и нефтепродуктовых производствах даже превысила 88 тыс. рублей, пишет «Газета.ru». Гораздо хуже чувствуют себя представители сельских и лесных хозяйств – при зарплате в 21,4 тыс. рублей они входят в число самых низкооплачиваемых работников по стране. Еще хуже ситуация на текстильных и швейных предприятиях, а также кожфабриках и обувных заводах – на них зарабатывают по 17 и 20 тыс. рублей соответственно. Недалеко ушли и представители деревообработки, средняя зарплата которых едва превысила 22 тыс. рублей.

Как ни странно, но эксперты отмечают сохранение сложившейся ситуации – подобные диспропорции наблюдались и в 2015 году, и 2, и 3 года назад. Но примечательно, что в финансовом секторе за 2016 год зарплата выросла на 8,8 тыс. рублей (с 69,5 тыс. рублей в 2015 году), а в сельском хозяйстве всего на 2 тыс. рублей (с 19,4 тыс. рублей). Напомним, что средняя зарплата по стране в прошлом году составила внушительные 36,7 тыс. рублей, поднявшись за год на 2,7 тыс. рублей. Такую серьезную разницу между зарплатами в отраслях эксперты оправдывают дифференциацией труда: если в сельскохозяйственно отрасли все получают примерно одинаковую низкую зарплату, то в финансовых учреждениях больше всего по стране топовых должностей, которым выплачиваются высокие и сверхвысокие зарплаты. Они и формируют высокий средний доход по отрасли.

Впрочем, как показывает практика, даже в низкооплачиваемых отраслях встречаются исключения. Например, работники тепличных производств могут получать до 46 тыс. рублей, управляющие фермой – до 70 тыс. рублей, а трактористы, готовые работать вахтовым методом – вплоть до 100 тыс. рублей. Аналогичным образом в финансовом секторе могут встречаться и низкооплачиваемые вакансии бухгалтеров и экономистов. Вообще, эксперты уверены, что в скором времени финансовый сектор пострадает от автоматизации труда, которая позволит повышать производительность работы при одновременном удешевлении рабочей силы. Пока это можно наблюдать лишь в столице, но курс на роботизацию уже взят.

Сколько нужно россиянам?

Но несмотря на такие колоссальные диспропорции, неблагоприятные прогнозы и даже сравнительно высокую среднюю зарплату почти в 37 тыс. рублей, запросы наших соотечественников продолжают расти. Согласно ежегодному соцопросу социологического центра «Ромир», результаты которого сообщают «Рамблер Новости», среднестатистической семье для жизни необходим доход в 83,6 тыс. рублей в месяц. Так, около 17% семей готовы жить на 45 тыс. рублей, 65% нужно 45-120 тыс., а 20% — более 120 тыс. рублей в месяц. При этом за последний год оценки стоимости «нормальной жизни» в понимании россиян выросли на 15% или 11 тыс. рублей, достигнув самых высоких показателей за все время проведения подобных социологических исследований. Так, если в прошлые кризисные годы граждане поумерили свои аппетиты, то теперь показатель снова пополз вверх, существенно превысив показатель официальной инфляции. И это может говорить лишь о том, что официальный показатель роста цен не отражает реальной картины.

В самом «Ромире» говорят, что показатель инфляции вообще не имеет значения для россиян – они самостоятельно ходят в магазины, видят, как растут цены, и на основании этого уже формируют собственную позицию. Россияне запомнили период 2014-2016 санкциями, кризисом и серьезным ухудшением материального положения, поэтому сегодня «рекордно низкими показателями инфляции» (Центробанк объявил о замедлении годовой инфляции до 4,1%) россиян не успокоить. При всем этом, запросы граждан трудно назвать завышенными, поскольку они отражают реальное положение ситуации с ценами – 83 тыс. рублей в месяц на семью из трех человек – деньги, из которых даже сбережений особо не сделаешь.

Впрочем, эксперты довольно скептически относятся к названым цифрам, утверждая, что подобные «хотелки» россиян, тем более в усредненном выражении, не говорят абсолютно ни о чем. Так, все дело, в частности, в разнице в стоимости жизни между регионами – чего будет мало жителями Москвы, более чем достаточно для жителей Адыгеи, Пензы или Чечни. Это подтверждает исследование «Ромира» в региональном разрезе, где необходимость в 83 тыс. на месяц характерна больше всего для представителей Дальнего Востока, где, собственно, уровень зарплат жителей позволяет даже превысить этот показатель. В остальных же регионах разница между зарплатами и запросами достигает практически 100%.

Вторую работу не ищут

Сложившаяся ситуация оставляет свой отпечаток на социальном самочувствии россиян, которые в результате падения доходов все чаще отказываются от сбережений в пользу текущего потребления. При этом несмотря на декларируемые властями положительные прогнозы в экономике, более половины граждан негативно оценивают ситуацию в ней.  Много таких и среди трудящихся: 25% рабочих и 20% специалистов разного уровня отмечают ухудшение ситуации с семейными доходами.  Но есть и те, кому ситуация в экономике представляется с позитивной стороны. Как отмечают аналитики РАНХиГС, которые обнародовали результаты социологического исследования, увереннее всех чувствуют себя государственные и муниципальные служащие, а также представители силовых структур. Примечательно, что они не только заметили существенные улучшения в экономике, но даже говорят про стабилизацию ситуации. Бюрократы чувствуют себя хорошо – среди них нет прослойки, которая полноценно ощущает кризис.

Тем не менее, даже среди тех, кто дает негативные оценки экономической ситуации, рассматривают такое положение дел лишь в качестве временного явления – мало кто пытается поправить свое финансовое положение. Как пишет «Газета.ru», ссылаясь на представителей ИНСАП, самая популярная модель адаптации среди россиян, это экономия и сокращение потребительских расходов. Активное приспособление, вроде поиска дополнительной работы, смены профессии, повышения квалификации и образовательного уровня практикует лишь 15%. Все это приводит к ухудшению имущественного положения, обеднению населения и его привыкания к новой реальности, без попыток что-либо исправить.

Эксперты винят в таком пассивном поведении россиян сырьевую ориентацию экономики – мол, люди ассоциируют собственное благополучие непосредственно с государством и его доходами. По мнению исследователей, граждане рассчитывают на ренту от успехов в продаже нефти, в чем в принципе трудно узреть что-то плохое – углеводороды считаются народной собственностью, но сверхдоходы получают лишь руководство Газпрома, Роснефти и прочих государственных корпораций. В условиях экономического кризиса и его дальнейшего продолжения, эксперты прогнозируют дальнейший отказ от сбережений в пользу потребления, усиление неформальной занятости и повышение тенизации доходов. Параллельно меняет свое поведение и государство, отказываясь от социальных реформ и тем самым подогревая негативное отношение со стороны общества.

Одним словом, лучше не становится и в ближайшее время не станет. Всех, кроме прослойки бюрократии и представителей высшего руководства в бизнесе ждет период длительной стагнации, которая была предсказана еще на заре 2014 года.

Разместить резюме Добавить вакансию