Малый бизнес, как основа экономики и главный работодатель

К. Маркс утверждал, что вся история, есть не что иное, как образование человека человеческим трудом. Само собой, что известный немецкий философ вложил в эту фразу переносный смысл, акцентируя внимание именно на труде, как важнейшем аспекте человеческой жизни, сословий, государств и развития общества в целом. Именно труд становится двигателем повышения благосостояния граждан любой страны и Россия не исключение. И в условиях нынешних российских реалий, государственный сектор не в состоянии обеспечить граждан трудом в той степени, которая необходима для обеспечения их благосостояния.

И тут особую важность приобретает частное предпринимательство, которое в странах с рыночной экономикой занимает ведущие позиции, создавая 60 – 80% национального продукта, множество рабочих мест и являясь ведущим сектором экономики.

К сожалению, в нашей стране показатели малого бизнеса на порядок ниже, но и сам институт предпринимательства имеет довольно короткий период становления и развития. К Празднику Весны и Труда, отмечаемому в 142 странах мира 1 мая, Карьерист.ру поздравляет российских частных предпринимателей, желает им успехов и удачи в ведении бизнеса. А кроме этого, мы расскажем об истории развития института частного предпринимательства в России, положении дел в этой сфере, а также основных проблемах прослойки, которая, несмотря на экономические проблемы, ежедневно создает рабочие места и обеспечивает наших сограждан возможностью трудиться.   

Этапы развития российского малого предпринимательства

Безусловно, лицом любого государства являются крупные промышленные гиганты, разного рода металлургические комбинаты и топливные корпорации. Однако подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия и индивидуальные предприниматели, поскольку именно они представляют наиболее массовую, гибкую и динамичную форму деловой жизни страны. Именно в сфере малого предпринимательства генерируется и используется основная масса ресурсного потенциала государства, что и создает питательную среду уже для крупного бизнеса.

Развитие малого предпринимательства в России имеет совсем недолгую историю, которая ограничивается рамками экономического развития самой страны. Оно берет свое начало с 90-х годов, когда начали организовываться разного рода общества с ограниченной ответственностью, ставшие преемниками создаваемых ранее кооперативов.

В целом становление института малого и среднего предпринимательства, с начала 90-х можно поделить на 4 этапа:

  1. Конец 80-х – начало 90-х. Характеризовался внушительными льготами для начинающих предпринимателей, чем способствовал быстрому накоплению частного капитала. Предприимчивые граждане наладили производство дефицитных товаров, начала развиваться розничная торговля и сфера общественного питания. В то же время практически отсутствовало законодательное регулирование хозяйственной деятельности, что негативно повлияло на общий вид развития сферы.  
  2. 19911995 годы. Второй этап характеризовался экстенсивным развитием, направленным в большей степени на количественный, нежели на качественный рост. Новому витку развития способствовала массовая приватизация государственного имущества, которая, кстати, продолжается и по сей день. До 1994 года, было приватизировано около 113 тыс. государственных предприятий, 85 тыс. из которых относились как раз к малому предпринимательству – магазины, рестораны, предприятия служб быта и т.д. Кроме передачи в частные руки госимущества, был снят запрет на внешнюю торговлю, а также было принято ряд законов, регламентирующих деятельность предпринимателей. За этот период число малых частников увеличилось до 1 млн., что подняло занятость в РФ свыше, чем на 3,3 млн человек.
  3. 1996–2003 годы. Этап характеризуется принятием нового законодательства и ужесточением требований к созданию и ведению малого предпринимательства, а также увеличению налоговой нагрузки. В итоге еще до кризиса 2000-х, с рынка ушли более четверти частников. С приходом кризиса половина работающих легально ушла «в тень». В 2002-2003 гг., снова начал наблюдаться рост малого предпринимательства, который существенно увеличил их долю во внутреннем валовом продукте до 10,4%.
  4. С 2003 года и по сегодня. С этого момента российский малый бизнес и предпринимательство начало качественно новый виток своего развития. Открываются новые отрасли, многие входят из тени, а государство, в призме правильного экономического курса, старается оказывать максимальную поддержку предпринимательству.

Значение малого предпринимательства для РФ сегодня

Российское малое предпринимательство прошло хоть и короткий, но достаточно противоречивый путь своего развития. На протяжении всей своей истории, отечественный малый бизнес значительно отставал в развитии от зарубежных стран. И это даже несмотря на то, что в малом бизнесе доля государственного сектора полностью отсутствует (в экономике в целом доля государственных предприятий составляет около 50%, однако до 2018 года ее планируется уменьшить до 25%).

Для компенсирования такого разрыва, власти РФ уже давно декларируют разного рода меры по поддержке предпринимательства. В частности, были приняты программы по снижению административной нагрузки, ограничению административного давления, множество послаблений в части регистрации, лицензирования, государственного контроля. Такое внимание малому бизнесу уделяется неспроста – он имеет огромное значение для России, особенно в условиях нынешнего кризиса.

Так, малый бизнес, это:

  • Важный сектор экономики государства. Индивидуальным предприятиям и малым предприятиям куда проще переносить даже существенные изменения «внешне среды». Несмотря на то, что они более чувствительны к ней, в кризисных условиях их намного проще перепрофилировать. Малый бизнес демонстрирует гибкость и мобильность, предоставляя значительную помощь в укреплении рыночной экономики в РФ.
  • Один из основных источников налоговых поступлений. На малый бизнес сегодня приходится около 21% от всего российского ВВП. Очевидно, что размер уплачиваемых предпринимателями налогов и предприятиями налогов колоссален. Кроме того, выступая налоговыми агентами для своих работников, предприниматели и малые предприятия обеспечивают отчисления в бюджет налога на доходы физических лиц, которые составляют около 25% от общих отчислений НДФЛ в России.
  • Фактор социально-экономического развития государства. Малый бизнес создает огромное количество рабочих мест, обеспечивая трудоустройством совершенно разные слои населения. Сегодня в нем занято свыше 17 млн трудоспособных граждан, среди которых, около 5,5 млн задействованы в индивидуальной трудовой деятельности и более 12 млн – на малых предприятиях. Обеспечивая наших соотечественников работой, предприниматели создают подспорье для развития экономики и благосостояния россиян.

Проблемы отечественного малого бизнеса

Несмотря на такую значимость для государства и постоянно декларируемую поддержку со стороны правительства, последнее время предприниматели жалуются на увеличение фискальной нагрузки, введение новых административных барьеров и множество других проблем, которые в кризисное время усугубляют положение малого бизнеса.

Среди самых серьезных, которые мешают полноценному развитию малого предпринимательства, выделяются:

  • Проблемы кредитования малого бизнеса. Нехватка инвестиционных ресурсов касается как начинающих предпринимателей, так и взявших курс на расширение. Программ государственного инвестирования практически не существует, а частные кредитные организации предоставляют средства только по серьезные гарантии, которые далеко не все участники рынка способны предоставить. Оставаясь без финансовой поддержки в сложные моменты, сворачиваются даже перспективные и инновационные проекты, что говорить про обычные торговые точки или, например, сферу предоставления услуг.
  • Высокие налоги. В зависимости от типа налогообложения, предприниматели уплачивают 6 до 15% своего дохода в качестве налогов в бюджет. Помимо самих налогов, они уплачивают страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования и пенсионный фонд. Из оставшихся доходов им необходимо оплатить труд рабочих, а также снабдить свой бизнес необходимым сырьем или товарами. Во многих случаях, такая финансовая нагрузка делает ведение бизнеса убыточным, что становится причиной ухода предпринимателя с рынка.
  • Коррупция и административные барьеры – самая серьезная проблема для малого бизнеса. Наличие огромного количества регулирующих деятельность нормативных актов, большой объем отчетности, серьезная документальная нагрузка, недобросовестные контролирующие органы, непомерные взятки за получение лицензий и прочих разрешительных – все это усложняет ведение своего дела, независимо от его направленности и масштабов и делает неблагоприятным инвестиционный климат.

Безусловно, это не все, но самые важные проблемы российского малого бизнеса, благодаря которым, уровень его развития не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни будущим требованиям глобализирующегося мирового рынка. Таким образом, чтоб не оставаться вечно в качестве догоняющих, уже сегодня нужно поставить решение вопросов по развитию малого бизнеса в качестве основного вектора развития рыночных отношений в РФ. И несмотря на то, что правительство прилагает множество усилий для поддержки и развития предпринимательства, в нынешних условиях для полноценного функционирования института малого бизнеса в РФ их явно недостаточно.

Оказывая малому бизнесу полноценную поддержку, государство способно решить ключевые проблемы повышения качества жизни населения и увеличения числа граждан, которых можно отнести к среднему классу. Кроме этого, развитие института существенно увеличит поступления в бюджеты муниципальных образований, где крупный бизнес не зарегистрирован. При всем этом, удастся повысить уровень социальной ответственности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, ведь именно их деятельность наиболее ориентирована на нужды общества.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию