Людям с ограниченными возможностями в России сегодня найти работу крайне сложно. В стране, где каждый 5-й человек в возрасте до 45 лет – инвалид, не создано практически никаких условий, которые бы не только защищали социальные права, а и повышали качество жизни путем трудоустройства таких граждан.
Льготы, квоты и обеспечение равных условий труда в некоторой мере прописаны в Трудовом кодексе РФ и Федеральном Законе, но, фактически, вакансии, которые предлагают территориальные органы службы занятости или частные компании, в большинстве случаев, не нацелены на заполнение их людьми с ограниченными возможностями.
Если инвалиды 2 и 3 группы вполне конкурентоспособны на рынке труда, то инвалиды-колясочники и инвалиды 1 группы зачастую остаются незамеченными работодателем.
В 2016 году Минтруд России взял курс на переформатирование работы территориальных органов службы занятости по части трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Карьерист.ру узнавал, как сегодня законом защищены права граждан с инвалидностью на трудоустройство и как нужно стимулировать работодателей быть открытыми к таким людям.
Законные основания трудоустройства людей с инвалидностью
На сегодняшний день права инвалидов, в том числе и на работу, регламентированы Федеральным законом РФ, а точнее – статьей 1 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это, пожалуй, единственный полный нормативный документ, который регламентирует права инвалидов на осуществление трудовой деятельности.
В то же время, в Трудовом Кодексе, а точнее – в статье 252, более подробно указаны основные особенности регулирования труда граждан с ограниченными возможностями. Статья 251 этого же документа гласит о том, что для работников с инвалидностью можно частично ограничить правила труда, распространяющиеся на обычных сотрудников или вовсе устанавливать новые.
Сегодня государство может гарантировать только квоты для трудоустройства и льготные условия в процессе трудовой деятельности, как показывает практика специальных условий работы, индивидуальных программ адаптации, повышения квалификации и стимулирования к расширению рабочих мест для людей с инвалидностью компании частного и госсектора практически не практикуют. А все потому, что квотный принцип набора на работу уже отжил себя.
Что касается квот, по Закону в компании с численностью более 100 человек минимум два рабочих мест должны быть заняты человеком с органичными возможностями. Квотный принцип регламентирован в ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Получить работу по квоте не так сложно, первое что нужно сделать – обратиться за направлением в территориальный орган центра занятости по месту прописки. Стоит учесть, что инвалид , получивший отказ работодателя в заключении трудового договора, согласно статье 64 Трудового Кодекса имеет право на письменное объяснение причины. Необоснованный отказ в трудоустройстве может быть обжалован в суде.
Все остальные права и правила, которые не освещены в нормативных документах, могут быть урегулированы коллективными договорами и внутренним регламентом.
Как решается ситуация на федеральном уровне
Министр труда и соцзащиты Топилин уже анонсировал намерение его министерства провести активную работу со службами занятости и обеспечить эффективную кооперацию между сотрудниками МСЭ и центрами занятости на местах.
По состоянию на сегодня, на государственном уровне выданы два приказа: один закрепляет порядок взаимодействия МСЭ и службы занятости, а второй – определяет порядок отчетности по проделанной работе перед МСЭ по части реабилитационных и адаптационных мероприятий.
По данным Минтруда, в России трудоустроены только 23-30% всех трудоспособных инвалидов, а это более 1 млн человек, остальные просто не верят в возможность быть социально-активным и эффективным членом трудового коллектива, и при этом получить защиту и особые условия труда.
По сводкам, полученным с регионов, в службы занятости обращается не более 5% трудоспособных инвалидов, и только 2,5% из них получают работу. Так происходит потому, что люди физически не могут прийти на прием либо просто не верят в то, что им помогут.
С начала 2016 года МСЭ направляет документы людей с инвалидностью в центры занятости, а там, в свою очередь, составляют рабочий профиль соискателя. Далее сотрудники службы должны прийти к инвалиду лично, чтобы подробно узнать о возможных барьерах для осуществления трудовой деятельности. Закона или другого акта, который регламентировал бы такую процедуру пока нет, он пока находится на стадии разработки.
Также в Министерстве уточнили, что порядок обновленной работы служб занятости будет утверждаться на местах, таким образом, каждый регион будет работать исходя из условий и потребностей местности.
Инициатива властей в целом достаточно перспективна и оптимистична, но сегодня в службы занятости в основном обращаются люди с третьей группой инвалидности, которые могут работать в обычных условиях труда. Колясочникам, инвалидам по слуху и зрению крайне трудно найти общей язык с территориальными органами, ведь они попросту ограничены в передвижении.
Как заявляет менеджер проектов региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Михаил Новиков, только инициативности от служб занятости недостаточно, нужна подробная программа стимулирования как работодателей, так и людей с инвалидностью, а еще масштабная кампания на федеральном уровне, которая снизит социальные барьеры в обществе.
Какие инициативы будут самыми эффективными
Первое что нужно – это программа профессиональной поддержки человека с инвалидностью. В нее должна войти помощь по поиску подходящих вакансий, уроки самопрезентации на собеседовании и обучение составлению резюме. Также это бытовая помощь решение трудовых задач – звонки работодателю, сопровождение на собеседование.
Немаловажным вариантом для адаптации в рабочей атмосфере будут стажировки, в процессе которых каждый кандидат с ограниченными возможностями сможет себя проявить и научиться чему-то новому.
По мнению экспертов, стимулировать нужно и работодателей. Во время кризиса лучшим стимулом будет реальный экономический эффект, например, субсидии, отсрочка платежей в фонды (для компаний с хорошей кредитной историей), а также доступ к получению хороших госзаказов, которые помогут предприятиям достойно пережить кризис.
Если работодатели в России сами заявят властям то, что они готовы трудоустраивать людей с инвалидностью, готовы регламентировать их труд внутренними нормативными документами и не откупаться от квот, возможно власти ускорят процесс обеспечения охраны труда для таких людей на высшем федеральном уровне, и ведь в статье 37 Конституции РФ сказано, что «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду», а понятие «каждый» людей с инвалидность не исключает.
Разместить резюме Добавить вакансию