На телевидении заняты люди самых разных профессий: электрики, водители, гримёры, художники, осветители, операторы, монтажёры, редакторы, режиссеры, журналисты и ведущие. Известность, слава, деньги — вот постоянные спутники ведущих и тележурналистов, которые так привлекательны для простых смертных. На самом деле всё сложнее: успех и деньги не всегда идут рука об руку с теми, кто сообщает нам последние новости или ведёт развлекательные передачи, а для большинства из них такая работа — тяжёлый труд. К тому же, вопреки расхожему мнению, попасть на телевидение можно без блата и связей: эта сфера деятельности открыта практически для каждого, но выдерживают напряжённый трудовой ритм не все. Конечно, путь на ТВ не усыпан розами, он может быть довольно тернист, но пройти его под силу многим.
Все пути ведут на TV
Решив связать свою карьеру с телевидением, для начала определитесь, чем именно вы хотите заниматься. Если ваша мечта — стать ведущим ток-шоу или развлекательной программы, стоит сосредоточиться на кастингах: развлекательные каналы часто ищут новые лица. Если ваша цель — телевидение вообще, шансы на успешное трудоустройство повышаются: можно устроиться не только журналистом или ассистентом редактора, но и оператором или монтажёром, попытать счастья в новостях, производстве передач и других подразделениях.
Единственный момент: сразу занять ответственный пост вряд ли получится — на них берут специалистов с опытом, которых приглашают с других телеканалов или «выращивают» с нуля под себя.
Попасть на телевизионную кухню можно по-разному, но основных путей три: пресловутые «связи», целенаправленный поиск работы и удачное стечение обстоятельств — иногда «звёздами» становятся люди, вообще не планирующие карьеру на телевидении.
Связи
По опыту Ангелины Суриной, в Москве в 90% случаев на хорошую должность «в телевизор» устраиваются по знакомству, людей с «улицы» берут не часто. Но если берут, то только за профессионализм и настойчивость. Кстати, очень часто такие «продвиженцы» вполне профпригодны, более того, они могут быть из телевизионной среды, т.е. их не нужно учить. Руководителям проектов подчас проще взять человека по знакомству, чем искать кота в мешке, выбирая из сотни претендентов, жаждущих славы. В качестве «связных» можно использовать знакомых, работающих на любых ТВ-проектах: чаще всего они в курсе, что та или иная редакция ищет стажёров, журналистов, ведущих и других сотрудников.
Ангелина Сурина, редактор программы «Здравый смысл» национального образовательного телеканала «Просвещение»:
— Мне никто не помогал в поиске работы в Москве, хотя у меня есть знакомые на телеканале «Россия», НТВ, бизнесмены, у которых есть друзья на телевидении. Но не все знают меня как профессионала, поэтому и не хотят брать на себя ответственность за другого человека. Я искала работу сама, ходила по собеседованиям, звонила в отделы кадров, добивалась разговора с главными редакторами.
Тест для тележурналиста
На телевидении для журналиста важны наблюдательность, креативность и инициативность, поэтому именно эти качества и проверяют на собеседовании. Например, могут спросить: «Что находится в коридоре?». Если соискатель припоминает, что там стоит шкаф и висят дипломы на стене, могут последовать уточняющие вопросы: какие дипломы, сколько дверей у шкафа и т.д. Так проверяется не только внимательность соискателя, но и его интерес к компании.
Конкурс
Если полезных знакомых у вас нет, а счастливый случай пока не подвернулся, пробиваться к цели придётся своими силами. Делать это можно по-разному: искать в СМИ объявления о найме журналистов, помощников режиссёров или ведущих или по собственной инициативе обращаться в телекомпании. Учтите, что печатные издания не эффективны для поиска работы на телевидении: в них можно найти вакансии журналистов и редакторов для «бумажных» СМИ, а вакансий для телевизионщиков там практически нет.
Обращаться в конкретную телекомпанию — один из лучших способов поиска работы на ТВ. Выбрали телекомпанию? Узнайте о ней как можно больше: историю создания, особенности работы, вакансии. Этот метод поиска работы весьма эффективен: любой соискатель может оказаться будущей «звёздочкой», и новичку, скорее всего, предложат испытать свои силы: правда, внештатно и «за интерес».
Если в данный момент в телекомпании нет вакансий, уточните, когда будет набор, и отправьте на будущее своё резюме. Нужно точечно бить по заинтересовавшей компании — это дольше по времени, чем отклик на открытые вакансии, но и гораздо действеннее. Такой способ подойдёт, скорее, специалистам с опытом: как правило, они точно знают, в какой компании хотят работать и чем заниматься, и целенаправленно ищут подходящее место.
Похвали себя сам
На телевидение ежедневно пытаются попасть сотни людей: они звонят, пишут и присылают резюме. Чтобы выделиться из общей толпы и получить хотя бы небольшую гарантию того, что вас заметят, имеет смысл подготовить интересную самопрезентацию, собрать портфолио (любые работы, которые отражают ваши навыки: статьи, клипы, видео, фотографии, сценарии праздников) и продумать внешний вид.
Самопрезентация. Если открытых вакансий нет, можно добиться разговора с главным редактором телеканала или другим ответственным сотрудником и рассказать ему о желании работать на канале. Свои карьерные планы стоит излагать быстро и чётко — чем выше должность, тем меньше у человека свободного времени. В конце беседы не забудьте оставить свои контактные данные.
Терпи, кандидат!
«Поиск работы на телевидении — это долгий процесс, — предупреждает Ангелина Сурина. — Желаю всем соискателям терпения и несокрушимой веры в победу, т.к. в поисках может пройти не один месяц. И всё это время нужно оптимистично и уверенно идти к своей цели, не опускать руки. Самообразование в телевизионной журналистике, качественная подготовка к встрече с работодателем — и успех обеспечен».
Собеседование. На официальном собеседования времени на самопрезентацию тоже будет немного: для телевидения вообще характерен бешеный темп жизни. Лучше всего заготовить рассказ о себе заранее и отрепетировать. Среднестатистическая «визитка» может выглядеть так:
— Добрый день, меня зовут Мария, я в журналистике 10 лет. Я знаю специфику работы и на практике, и в теории, у меня высшее образование, работала там-то, хочу у вас работать. Мне очень нравится работа журналиста (редактора, режиссёра). Думаю, что смогу с ней справиться, потому что ранее уже работала над подобными проектами (занималась в студии, создала свою группу, снимала любительское видео).
И пусть последняя фраза звучит несколько самонадеянно, но на телевидении без наглости никак. Если никаких околотелевизионных заслуг у вас нет, можно припомнить свои успехи на ниве самодеятельных театров, КВН, устройства вечеринок, фотодела, конферанса и прочих областей, раскрывающих ваши таланты. Совсем хорошо, если вы разбираетесь в том, как создаются программы и в чём заключается работа журналистов, редакторов, операторов.
Тестовые задания. Многие работодатели в конце собеседования дают тестовые задания, чтобы проверить профессиональные навыки кандидата. Кто-то может попросить написать сценарий новостного сюжета или передачи, другие предложат взять интервью. Обычно через несколько дней обсуждают — понравилась ли представленная работа или нет.
Жизнь в телевизоре
Итак, вас пригласили на ТВ. Скорее всего, не в штат, может быть — на общественных началах или на должность младшего ассистента старшего помощника заместителя редактора, но начало положено. Теперь главное — проявить себя, доказав, что вы полезный телеканалу человек.
Конечно, специалистам с опытом лезть из кожи вон не придётся — на них будет работать репутация, а вот новичкам нужно будет постараться.
Самопрезентация
«В резюме главное кратко и понятно изложить информацию о своём профессиональном опыте: не просто перечислить места работы и учёбы, а обязательно указать достижения и выполняемые обязанности, — советует Ангелина Сурина. — Можно отметить, что вы самостоятельно придумали такой-то проект, получали награды, чтобы компания увидела ваши лидерские качества. Работодатели обязательно смотрят на образование, но во вторую очередь. А в первую — на личностные качества и достижения соискателя.
На собеседовании необходимо без лишних деталей рассказать о своём опыте. Только факты, без подробностей! Говорите быстро, уверенно и спокойно — в этом случае собеседник будет вас слушать и воспримет как профессионала. Ваша задача — за пару минут заинтересовать потенциального работодателя, ведь ему важно, чтобы человек мыслил на его волне. Даже если у кандидата не хватает навыков, работодатель поймёт, что он будет готов учиться».
Журналисты
Журналиста, как известно, ноги кормят: многие из них, даже популярные, работают на гонорарной основе, и их доход зависит от количества и качества продукции: текстов, сюжетов, программ. Чаще всего новичку сразу предлагают выйти на работу, иногда прямо в день собеседования — чтобы оценить его профессионализм. От начинающего журналиста сразу ждут инициативы: новых тем передач, договорённостей об интервью с известным человеком, нестандартных решений съёмок и т.д. Если информация покажется интересной редактору — стажёру позволят снять собственный небольшой сюжет или написать текст для чужого.
Нужно быть готовым к тому, что такая неопределённость может продлиться довольно долго, особенно если вы никак себя не проявите. Стажёры не сильно мешают процессу, и даже могут быть полезны, поэтому новичкам позволяют приходить чуть ли не каждый день, но такая «работа» редко приносит пользу самим новичкам. Стоит учесть, что если не проявить себя в самом начале, можно стать «вечным студентом»: вы сможете находиться в телевизионной атмосфере, но не получать ни денег, ни профессионального удовлетворения.
Тех же, кто сможет на «отлично» выполнить несколько первых заданий, скорее всего, возьмут на работу, хотя бы внештатно. Если вам повезло, и вы сразу попали в творческую группу — тем более нельзя расслабляться: претендентов на ваше место предостаточно, и вас всегда могут заменить более активным и творческим.
Результат встречи
«Если вы понравились, то чаще всего уже в конце собеседования руководитель предлагает выйти на работу, — делится опытом Ангелина Сурина. — Если ответа вы не получили, обязательно звоните сами и узнавайте результат. Такая настойчивость показывает заинтересованность в работе и идёт в плюс».
Ведущие
С одной стороны, стать ведущим проще: достаточно соответствовать представлениям телеканала о том, каким должно быть лицо новой программы. Кстати, речь идёт не только о внешности: сюда относится и умение держаться перед камерой, общаться с людьми, энергичность, креативность, ответственность, находчивость и многое другое — всё зависит от проекта. В одних случаях ведущие сами работают над программой — ищут участников, звёзд, беседуют с ними до программы и во время съёмок, в других — раз в неделю (или чаще — в зависимости от графика выхода передачи) записывают несколько выпусков в студии, читая чужой текст. Ритм работы у ведущих может быть значительно ниже, чем у журналистов новостных программ, поскольку им не приходится искать по два-три интересных сюжета ежедневно, но и получить эту должность сложнее.
Материал проекта Карьерист.ру
Автор: Ирина Исаева
Публикации могут быть воспроизведены только со ссылкой на Карьерист.ру (careerist.ru).
Разместить резюме Добавить вакансию