Корпоративный университет, или Зачем учиться на работе?

Корпоративные университеты (КУ) как элемент деловой культуры в нашей стране до сих пор в новинку. Если в США первый КУ специально для сотрудников McDonald’s открылся еще полвека назад, то в России подобные учреждения появились только в постперестроечный период. Причем исключительно в крупных западных компаниях, которые пришли на наш рынок. Сейчас количество корпоративных западных, японских, американских и российских университетов растет день ото дня. Подходы и принципы работы разные, но цель одна – повысить квалификацию сотрудников, поскольку знания устаревают ежедневно. Тем более в наше время – время жесткой конкуренции, мгновенного изменения вкусов потребителей и развития новейших технологий.

Корпоративный университет а-ля рус

Итак, что такое КУ в России и чем он отличается от традиционного учебного центра? Конечно, это не просто некая арендованная площадка, где приглашенный специалист прочитает сотрудникам (бывает, что и насильно загнанным на подобное мероприятие) лекцию по повышению производительности труда. Современный корпоративный университет – это полноценное обучающее подразделение, зачастую оформленное как отдельное юридическое лицо. КУ обладает достаточно сильными собственными мощностями: это современные аудитории, собственные тренеры и, безусловно – не разовая, а системная работа с сотрудниками. В результате квалифицированный персонал должен обеспечить компании стратегическое преимущество на рынке. Потому не стоит недооценивать значение КУ, хотя, что греха таить, в некоторых организациях это пока лишь дань моде. Многие компании используют достаточно примитивный подход: спохватываются, когда возникает сиюминутная необходимость в обучении, но ожидают при этом незамедлительного эффекта. 

Эффективность КУ должна выражаться, прежде всего, в улучшении экономических показателей компании, а также в развитии корпоративной культуры и коммуникационных связей между сотрудниками. 

Сегодня в России наиболее известны корпоративные университеты Сбербанка, «Норильского никеля», «Роснефти», «Северстали», РЖД, «Вымпелкома», «ОКБ Сухого», «М. Видео», «Ростелекома», «Росгосстраха». Если в Москве и Санкт-Петербурге усиливающаяся конкуренция уже давно заставляет руководство вкладываться в обучение и развитие персонала и формировать кадровый резерв, то Новосибирск находится только в начале пути. Необходимо учитывать, что открыть полноценный университет может только крупная организация, малому и среднему бизнесу это задача не по плечу.

Столичный опыт – в Сибирь

Среди новосибирских компаний, которые начинают внедрять у себя корпоративный университет, эксперты называют «Сибирский берег», «УралСиб», «Топ-книгу», «Сибирьтелеком» и «ЭлектроКомплектСервис», которая даже построила для своего корпоративного университета собственное здание, в штате университета есть свои тренеры.

При грамотном подходе кoрпоративный университет может дать синергетический эффект, объединив знания, ресурсы, компетенции и людей. По мнению Михаила Сидорова, начальника отдела оценки и развития «Евросеть Новосибирск», учебный центр, помимо профподготовки сотрудников, помогут сформировать «команду, объединенную общим корпоративным духом».

Специалисты корпоративного университета холдинга «Сухой» запустили на Новосибирском авиационном производственном объединении им. Чкалова программы управленческой подготовки: и для опытных специалистов, и для молодых, но перспективных. Для этого была разработана общая модель компетенций и создана библиотека современных учебных программ, причем на базе собственных разработок. Кстати, одним из основных направлений КУ является обучение актуальным технологиям «бережливого производства».

Сбербанк открыл в Новосибирске третий в России и единственный за Уралом филиал корпоративного университета. Площадка рассчитана не только на сотрудников Сибирского банка, повышать квалификацию здесь будут сотрудники отделений Дальнего Востока и дочернего банка в Казахстане.

А вот креативные находки кoрпоративного университета «РусГидро» – здесь будущих работников растят в прямом смысле этого слова, с детства, с младшей школы. Для дошкольников выпускают мультфильмы о гидроэнергетике, придумали электронную игру «Построй гидроэлектростанцию», для старшеклассников есть программа целевой подготовки, включая специальные гидроэнергоклассы. 

Автор: Вера Лебедева

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — www.novosibirsk.careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию