Кому в России доступно высшее образование?

За всю историю России, высшее образование у населения никогда не приобретало настолько серьезных масштабов распространения. Право массово получать качественное образование возникло у людей ровно 100 лет назад, после становления советской власти. Тем не менее на момент получения независимости дипломы имели лишь около 25% взрослого населения страны. За 25 лет самостоятельности число россиян с высшим образованием выросло вдвое, как и число учебных заведений – с 500 до почти 900. По подсчетам ученых, дипломы ВУЗов сегодня имеют более 54% населения страны, находящие в возрастном диапазоне 25-64 года. Такой показатель выводит Россию в число стран с самыми образованными нациями в мире.

Молодое население России оказывается более образованным – в диапазоне 25-34 года диплом «вышки» имеют 58% граждан, а в старшей возрастной группе 55-65 лет – лишь 50%. Но такой уровень образованности, по «старой» российской традиции является лишь «средней температурой по палате» – если учитывать региональные показатели, то ВУЗовское обучение доступно далеко не всем и не везде. Аналитики из Института образования ВШЭ провели исследование и попытались определить региональную доступность высшего образования для россиян.

Не для всех, кто хочет

Оценка доступности образования проводилась по трем базовым факторам, первым из которых была обеспеченность в ВУЗах необходимым количеством мест. Проще говоря, это показатель наличия возможности получить диплом всеми теми, кто имеет для этого желание и необходимый уровень интеллекта. Фактически это соотношение количества мест в ВУЗах с численностью населения, являющегося потенциальными абитуриентами (17-25 лет). Статистика утверждает, что средний показатель по стране – это 33% – треть молодых россиян может получить диплом. В регионах, однако, фигурируют совершенно другие цифры.

Тройка лидеров – это Курская, Московская и Томская области. Тут уровень охвата достигает 46-49% в основном за счет широкой сети учебных заведений, с учетом численности молодого населения. Кроме них внушительные показатели охвата показывают Ленинградская область, Тюмень, Орловская и Омская области – во всех этих регионах количественный показатель превышает 40%. В половине (из 82) регионов уровень охвата не превышает 27-29%, что существенно хуже общероссийского тренда. Но в некоторых регионах ситуация и вовсе катастрофическая. Например, НАО, где попросту нет ВУЗов, а также ЯНАО и Чукотка, где количества мест хватает лишь для 10% целевой аудитории.

Серьезно отстают и кавказские регионы.
В число аутсайдеров эксперты ВШЭ также относят Ингушетию, Чечню, Дагестан, Тыву, Алтай, Кабардино-Балкарию, Хакасию и Сахалин – здешний уровень охвата составляет 15-18%, что фактически дает право на высшее образование лишь для каждого шестого жителя молодого жителя региона. Однако данные цифры не учитывают уровня мобильности абитуриентов – местные жители представляют большинство, но далеко не всех поступающих в ВУЗы.

Вместе с соотношением мест, исследователи ВШЭ определили уровень «интеллектуальной миграции». Выявив ВУЗы, где средний балл ЕГЭ у поступающих превышает 70, были определены регионы, куда по факту массово съезжается самая умная молодежь. Нет ничего странного в том, что первой в этом рейтинге стала Ленинградская область, 65% студентов первых курсов которой имели высокий показатель оценивания. Далее идут Томск (57%), Свердловск (47%) и Москва (38%). Интересно, что средний показатель по стране не дотягивает и до 25%, а в трети регионов (29 из 82) и вообще отсутствуют учебные заведения, где средний балл студентов можно назвать высоким.

Кому хватит денег?

Но наличие мест – далеко не самый объективный показатель доступности высшего образования. Не менее значимым аспектом является финансовая доступность, определить которую ученые взялись исходя из соотношения платежеспособности населения, объемов государственной поддержки и стоимости образования. В расчет последней, кстати, вошла не только непосредственная стоимость заключения контракта, но и бытовые расходы, например, стоимость питания и проживания, образовательных пособий, транспортных затрат и т.д. Тут, как ни странно, первенство по финансовой доступности занял Санкт-Петербург: в нем ученые отметили наличие достаточно большого количества дотированных государством бюджетных мест, доступность общежитий, не самая высокая стоимость образования в сравнении с другими регионами и доходами местного населения.

С небольшим отставанием от Питера идут Амурск, Вологда и Магадан – стоимость образования, доходы и прочие издержки делают образование посильным для населения этих регионов. Куда хуже ситуация на Кавказе – Чечня, Ингушетия и Дагестан выступают явными аутсайдерами – уровень финансовой доступности образования здесь минимум в 4 раза ниже, чем в Санкт-Петербурге. Но это лишь совокупный показатель доступности – если исходить исключительно из стоимости получения образования, тут оно будет гораздо дешевле, чем в подавляющем большинстве регионов России – всего 10-25 тыс. рублей в год. В отличие от, Тюмени, Нижнего Новгорода, Москвы, Камчатки и ЯНАО, где образование обходится в 60-92 тыс. рублей в год.

Тем не менее сама стоимость, по мнению исследователей, необъективно отражает картину финансовой доступности – сопровождающие траты являются важным аспектом этого вопроса. Так, низкая развитость образовательной инфраструктуры, слабая финансовая поддержка, небольшое количество дотационных мест и прочие факторы делают образование попросту недоступным для абитуриентов нижней части доходной сетки. Несмотря на низкую стоимость образования, именно северокавказские регионы отличаются инфраструктурной неразвитостью при далеко не самом приемлемом соотношении стоимости жилья и уровне доходов населения. Именно такой расчет доступности исходя из сопутствующих затрат, представляется ученым куда более объективным. Правда, стоит делать уточнение: расчет финансовой доступности делается исключительно для жителей конкретного региона – получение диплома в Чечне будет гораздо доступнее для питерца, чем получение диплома в Питере для чеченца.

Расстояние – помеха?

Имея самую большую территорию на планете, доступность российской образовательной системы не может не учитывать территориального аспекта. Для оценки территориальной доступности взяты региональные усредненные показатели расстояния, которое необходимо преодолеть местным жителям от места их жительства до места обучения. Сами аналитики из ВШЭ признают – территориальный показатель довольно субъективен, ведь расстояние может быть оценено разными способами, с учетом и без существующей инфраструктуры, по прямой или по существующим развязкам, разными видами транспорта или лишь одним из них и т.д. Дабы упростить задачу, в качестве мерила ученые взяли километровое расстояние автомобильных дорог, как самого доступного вида транспорта.

И как оказалось, проще всего до высшего образовательного учреждения добраться в Москве и области – количество ВУЗов здесь настолько огромно, что среднее расстояние, которое приходится преодолевать студентам по дороге в университет, не превышает 8 км. Карачаево-Черкесия и Ингушетия хоть и заметно отстают в территориальной доступности, имея средний показатель в 25 и 22 км соответственно, тем не менее идут сразу следом за Москвой. Гораздо хуже ситуация в Хабаровске, Магадане, Бурятии и Забайкалье – здешним студентам, по расчетам ВШЭ, приходится преодолевать 330-470 км. Понятно, что данный показатель нельзя воспринимать буквально – огромная площадь конкретных регионов априори определяет низкую территориальную доступность, ведь территориально большие субъекты федерации изначально не имеют большой сосредоточенности ВУЗов «по соседству».

Это, правда, вовсе не мешает россиянам быть, по сути, самой образованной нацией планеты.
Разделяя данный титул с жителями Канады, мы имеем самое большое соотношение количества граждан с числом лиц, имеющих диплом «вышки». Но скептики наверняка скажут, что это лишь количественный показатель объема полученных дипломов – к уровню образованности и качеству высшего образования он не имеет никакого отношения. И к сожалению, они окажутся правы – колоссальный рост числа граждан с дипломом, произошедший в период с 1991 года по настоящее время, обусловлен ростом престижа ВУЗовского диплома, но никак не уровня образованности населения. По факту, появление за 26 лет почти четырех сотен новых образовательных учреждений повысило лишь доступность «корочки», способствуя падению качества образования.

Об этом говорят все: работодатели (87%), к которым массово трудоустраиваются некомпетентные молодые специалисты, сами граждане (56%), большинство из которых оценивает уровень ВУЗовской подготовки ниже среднего, а также международные рейтинги. Например, согласно британскому рейтингу стран с лучшей системой высшего образования (QS SAFE National System Strength 2016), Россия заняла лишь 26 место. По уровню образованности, исследуемому ежегодно ООН, наша страна занимает лишь 32 место. И доступность образования не в состоянии повлиять на эти, уже качественные показатели.

Разместить резюме Добавить вакансию