Практически каждый человек слышал такое выражение как: «Инициатива на работе наказуема»! Но именно от начальства зачастую исходит требование о том, чтобы подчиненные демонстрировали это качество, которое обеспечивает высокую зарплату и продвижение по карьерной лестнице. Как правильно проявлять инициативу на работе, чтобы одновременно не разгневать и угодить своему боссу? А всегда ли она уместна? Ответы вы найдете в этой статье.
Что значит инициатива подчиненных для компании-работодателя
Зачастую инициативными сотрудниками принято считать тех, кто готов рисковать, мыслить нестандартно и нести ответственность за предлагаемые решения.
Степень активности подчиненного должна соотноситься с уровнем развития той фирмы, в которой он трудится.
На начальной стадии, когда юридическое лицо только завоевывает рынок, а штат сотрудников компании ограничен, важна предпринимательская инициатива. Ее и обеспечивают те, кто генерируют новые идеи и не боятся рисковать.
На второй стадии, когда костяк трудового коллектива сформировался, фирма по-прежнему заинтересована в подчиненных, проявляющих креативность и нестандартный подход к работе.
На третьей стадии, когда компания прочно закрепила свои позиции на рынке, ее потребность в проактивных сотрудниках может быть снижена.
На четвертой стадии, когда коммерческая структура демонстрирует финансовую устойчивость и ее экономические показатели стабильны, она редко нанимает в штат новых людей, которые предлагают новые и рискованные проекты. Но в таких условиях компания не может полностью отказаться от инновационных идей и рационализаторских предложений – иначе она не выдержит натиска конкурентов.
Человек, только что пришедший на новое место работы, зачастую полон энтузиазма и энергии. Его активность максимальна, поскольку он хочет зарекомендовать себя как хороший специалист. Но спустя некоторое время он зачастую превращается из деятельного в инертного сотрудника, частично или полностью потерявшего интерес к работе.
Исходя из активности подчиненного, работодатель делает вывод о его перспективах в компании. Если специалист выполняет свои должностные обязанности «спустя рукава» и не стремится проявлять энтузиазм, то это явный признак того, что ему нужно менять сферу деятельности или место работы.
Зачем на работе проявлять активность
Не каждый подчиненный осознает важность такого качества как инициативность. Человек, работающий с азартом и желанием, зачастую получает следующий набор преференций:
- материальное поощрение и лояльное отношение работодателя;
- профессиональное развитие и карьерный рост;
- расширение кругозора и освоение новых методик по решению поставленных задач.
Некоторые сотрудники понимают под «проявлением инициативы» стремление постоянно предлагать что-то новое своему боссу. Но такая трактовка ошибочна.
Инициатива – это, в первую очередь, готовность нести ответственность за предложенные идеи. Сотрудник, практикующий новаторство и креативность в работе, должен осознавать те последствия, которые наступят после реализации авторских инициатив. Он не только генерирует идеи, но и внедряет их в практику.
Если вы решили проявить инициативу, то будьте готовы к тому, что ваш проект не принесёт ощутимой пользы для компании или его КПД будет равен нулю. Но даже при таких результатах не стоит впадать в панику и «опускать руки». Просто необходимо проанализировать свои ошибки и не допускать их в будущем.
Прежде чем что-то предлагать, подумайте, как ваше предложение поможет достижению целей, намеченных компанией. Каждый шаг должен быть обоснован и детализирован на бумаге. Учтите, что реализация вашей идеи требует командной работы, поэтому убедитесь, что ваши коллеги поддерживают инициативу и также готовы с энтузиазмом подойти к делу.
Когда лучше отказаться от инициативности
Возникают ситуации, когда чрезмерная активность на рабочем месте излишня. Если руководство рекомендует не демонстрировать «кипучую энергию», значит нужно придерживаться определенных рамок в работе. Возможно, такое решение босс принял по причине отсутствия достаточного опыта или компетенций. Также нет необходимости показывать проактивность в случае, когда компания совместными усилиями выполняет стратегическую задачу, а отведенный «фронт работы» вы уже выполнили. Нельзя исключать и такое, когда заказчик ужесточает требования к проекту. Тогда он самостоятельно ограничивает круг его исполнителей. Вам остается лишь примириться с тем, что проект сделает кто-то другой. Если вы дорожите своим местом работы, не стоит нарушать установленные правила и процедуры.
Как правильно проявлять инициативу
Если работать с азартом и энтузиазмом, то продвижение по карьерной лестнице – это вопрос времени. Но, чтобы вас заметили, нужно предлагать нестандартные пути решения проблем и не бояться брать ответственность на себя. Докажите руководству, что ваши предложения будут иметь практическую пользу для компании.
Чтобы стать инициативным сотрудником, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Постоянно занимайтесь мониторингом проблем, которые имеются в компании, и предлагайте идеи, которые помогут их устранить.
- Не бойтесь высказывать и отстаивать собственную позицию перед начальством.
- Будьте готовы взять на себя дополнительную нагрузку по работе.
- Развивайте hard- и soft skills, чтобы достичь профессионального и карьерного роста.
Разместить резюме Добавить вакансию