Каникулы для самозанятых: что скрывает налоговый «пряник»?

Легализация самозанятых – одна из нескольких инициатив, направленных на вывод трудящихся из гигантского теневого сектора. Еще в «антикризисном плане 2016» правительство предлагало ввести налоговую амнистию и каникулы от страховых взносов на 3 года для всех тех предпринимателей, кто решится оформить себя официально. В начале осени похожее предложение по мотивированию всех самозанятых сделал президент, предложив освободить их от указанных видов платежей, но уже на 2 года. Теперь же, когда дело дошло до законодательной инициативы, в качестве неожиданных поправок в Налоговый кодекс, изложенные в документе предложения оказались радикально урезанными.

Особенно жестко поступили с обширной категорией самозанятых – по непонятным причинам, вместо внушительного перечня профессий инициаторы ограничились лишь тремя позициями. Более того, сами изменения были предложены в качестве поправок к НК, которые уже были рассмотрены в первом чтении – это исключает возможность общественно обсуждения данного документа. Кого власть посчитала самозанятыми и смогут ли предложенные налоговые льготы действительно способствовать их легализации? Карьерист.ру попытался ответить на эти вопросы.

Только няни, репетиторы и домработницы

Регулирование статуса самозанятых – одна из основных задач в вопросе легализации малого бизнеса.
На протяжении последних трех лет этот вопрос неоднократно поднимался и правительством, и президентом, и множеством экспертов из бизнеса – эффект от легализации 5-20 млн самозанятых ожидался колоссальный. Но судя по всему, пока для полноценного вывода из «тени» время не пришло – по одобренным правительственной комиссией поправкам в НК, на которые ссылается «Коммерсант», в категорию «самозанятых» пока входят лишь три группы – сиделки, репетиторы и домработницы. Предполагаемые налоговые каникулы будут длиться на протяжении 2017-2018 г., но только для тех, кто в этот период заявит о себе в территориальное отделение ФНС и зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Судя по всему, изменения не станут окончательными – как сказал глава Минтруда Максим Топилин, чьи слова приводят «Ведомости», данные поправки носят «пробный» характер, на них будет тестироваться разработанный правительством механизм. По мнению его коллег, в документ включены самые распространенные виды самозанятости, на которых можно «поэкспериментировать». Несмотря на то, что комиссия согласовала поправки, многие имеют разногласия по поводу их принятия. Например, в Минэкономразвития утверждают, что данный перечень видов деятельности слишком мал и его нужно расширить, а вице-премьер Ольга Голодец сказала, что предложенные льготы «нужно обсуждать».

Для учета самозанятых налоговики должны будут создать специальный реестр, в который будут занесены все, кто посчитают необходимым легализоваться. Согласно проекту документа, все, кто сделают это, получат 0% ставку подоходного налога и освобождение от страховых взносов на будущие 2 года. Правда, предложенная поблажка представляется фиктивной – на время налоговой амнистии для легализованных граждан приостанавливается формирование пенсионных прав, а после окончания льготного периода вся нагрузка резко обрушится на плечи самозанятых и их работодателей – какого-либо переходного периода не предусмотрено. С учетом того, что за будущие 2 года «правила игры» могут измениться, такая инициатива может вызвать непринятие ее со стороны самозанятых.

«Пряник» не сработает

С тем, что проект поправок предполагает слишком узкий перечень видов деятельности соглашается большинство экспертов.
Например, предложенный уполномоченным по правам предпринимателей Борисом Титовым еще в 2015 году законопроект насчитывал около 45 категорий самозанятости, а сегодняшние поправки содержат лишь 5% от этого перечня. Более того, обеспокоенность экспертного сообщества вызывает и сама форма узаконивания предпринимателей – их не выделяют в отдельную категорию ИП, а лишь вводят льготный период для отдельных из них. Причем указанные категории далеко не самые популярные, как сказал Максим Топилин. Например, по данным ФНС, которые приводит «РБК», за первые 7 месяцев 2016 года патенты купили лишь 313 домработниц, 5677 репетиторов и почти 1500 сиделок. В это же время, например, парикмахеры получили больше 8,5 тыс. патентов, монтажники и ремонтники – 8,8 тыс. патентов, исполнители бытовых услуг – 2,6 тыс. патентов – вполне логично было бы включить их в тестовый перечень.

Предложенные поправки не регулируют статус самозанятых, фактически приравнивая их к ИП

Пугают и сами условия регистрации – как говорит Олеся Сапа из «Опоры России», чьи слова приводят «Ведомости», они непредсказуемы. Дело в том, что предложенные поправки не регулируют статус самозанятых, фактически приравнивая их к ИП, даже несмотря на то, что они-то бизнесом не занимаются. Нет определенности и с тем, какая форма налогообложения будет ждать граждан после окончания льготного периода – очевидно, что через 2 года объем обязательных отчислений вырастет. Да и потом, оформление в качестве ИП прибавит легализованным административной нагрузки, проверок, отчетности и прочих неприятностей, о которых они и знать не знали до регистрации. Едва ли такой расклад будет способствовать выходу кого-либо из тени – выгода может быть ощутима лишь для тех, кто сегодня уже работает на основе патента. Остальные же, вероятнее всего, предпочтут остаться в неформальном секторе.

Как утверждает сам Титов, чьи слова цитирует «Коммерсант», вопрос формализации самозанятых «выброшен в пропасть» – поправками воспользуются лишь покупатели патентов, а те, кто были «в тени» там и останутся. И дело не только в до невозможности усеченном перечне видов деятельности, но и в недоверии к государству в целом. Как говорит уполномоченный по правам предпринимателей, по окончании льготного периода легализованные предприниматели будут обязаны платить полный НДФЛ + минимум 23 тыс. рублей страховых взносов (в 2017 году, с увеличением МРОТ, они вырастут почти до 28 тыс. рублей). А их доходы не настолько велики, чтоб полученная за первые годы выгода компенсировала сумасшедшие платежи в будущем – «пряник не сработает», если самозанятые в будущем будут работать на общих основаниях.

Провластные противоречия

Все это по меньшей мере выглядит странно, учитывая декларируемые властью намерения бороться с неформальным сектором экономики. По оценкам правительства в тени находится около 15-16 млн россиян, независимые эксперты говорят про 18 млн нелегалов, а в РАНХиГС недавно сказали про 30% или 20 млн занятых в тени трудящихся. Сам Топилин в октябре говорил про колоссальные потери ПФР от теневого рынка – только Пенсионный фонд недополучает больше 500 млрд рублей ежегодно, что говорить про фонд медицинского страхования и ФНС? Каким образом все эти потери восполнят 3 вида деятельности, патенты на которые в общей сложности купили лишь 7,5 тыс. человек? Такая редакция поправок больше похожа на фикцию, нежели на реальный инструмент для решения проблемы с теневым сектором.

Более того, эксперты отмечают и наличие некоторых рисков для работников, официально занятых в тех видах деятельности, на которые будут распространяться поправки. Например, Анастасия Алехнович из аппарата бизнес-омбудсмена, чьи слова приводит «РБК», прогнозирует, что налоговые каникулы могут стать для работодателей стимулом к переоформлению с работниками трудовых договоров, регистрируя их в качестве самозанятых и освобождая себя от уплаты страховых взносов на будущие пару лет. Фактически от этого выиграют лишь работодатели и наниматели самозанятых, которые смогут неплохо сэкономить.

Негативные отзывы документ вызывает и у главы «Опоры России» Александра Калинина.
Как он рассказал в интервью «Коммерсанту», документ совсем не обсуждался с экспертами, поэтому даже формально он не может предусматривать детенизации нелегального рынка труда. Эксперт отмечает, что документ не позволяет говорить о полноценном выполнении поручений президента, а поэтому он будет настаивать на том, что предложения Минфина ошибочны. Тем не менее, несмотря на всю неэффективность предложенной меры, в «Опоре» это считают «небольшим шагом вперед».

Но с ними чрезвычайно сложно согласится – по нашему мнению, предложенные и преданные огласке поправки очередной раз напоминают неудачную попытку правительства продвинуть непопулярную идею под маркой «заботы». Очередной раз нам приходится наблюдать «правительственный диссонанс», когда власть высказывает намерения легализовать представителей теневого сектора и в это же время максимально ограничивает для них такую возможность. Создается впечатление, что инициаторы данной поправки всячески пытаются дискредитировать поручения президента, делая два шага назад в вопросе вывода самозанятых из тени. Нет сомнений, что предложенные меры скорее усложнят процесс легализации, чем будут мотивировать граждан.

Разместить резюме Добавить вакансию