Если вы хотите продвигаться вперед в карьере, вы должны стать немного сильнее как физически, так и эмоционально, чтобы пережить все, что встретится на пути.
Бороться с сарказмом на работе никогда не бывает легко, но если вы хотите сохранить свою работу, придётся справляться с сарказмом надлежащим и эффективным образом. Сначала все будет непросто, но со временем вы научитесь.
Прежде чем поговорить о том, как реагировать, когда вы стали объектом чьего-то злого сарказма, давайте разберёмся в терминах. Знание вопроса поможет справиться с саркастичным коллегой или сотрудником всезнайкой.
Сарказм — последняя уловка стыдливых и целомудренных сердцем людей, которым грубо и навязчиво лезут в душу.
(Фёдор Михайлович Достоевский)
Сарказм требует когнитивных способностей
Исследования показывают, что сарказм это противоречие между тем, что мы говорим, и интонацией. То, что звучит, противоположно истинному смыслу. Слушатель должен понимать контекст. Вся эта информация обрабатывается молниеносно, на месте. Саркастичные люди бессознательно используют техники НЛП.
Почему нужны когнитивные навыки? Потому, что тон и содержание противоположны друг другу. Искренний комплимент — «Это креативно!» — или критическое замечание — «Это банальность» — понятны. Однако саркастическая реплика зачастую является позитивной фразой, сказанной отрицательным тоном. — «Ах, очень оригинально!» Такое противоречие мозгу сложнее обработать.
Кстати, не делайте отсюда вывод, что саркастичные люди умнее.
Чтобы использовать и понимать сарказм, нужна способность, называемая «теория разума». Это талант определять психическое состояние других людей, в том числе их подлинные эмоции, мысли и намерения.
Саркастичный человек желает, чтобы собеседник понял скрытое послание. Вот почему людям с психозами или аутизмом сложно воспринимать или использовать сарказм.
Многие веб-коммуникации не включают тон. Исследователи даже разработали алгоритмы для обнаружения саркастических постов, иногда включающих смайлики.
Ни модераторы, ни машинные алгоритмы не распознают сарказм в сети.
Почему люди используют сарказм?
Саркастический тон это маскировка гнева или зависти. Человек прибегает к нему, когда не решается прямо высказать недовольство или презрение. Как ни удивительно, иногда это оказывается полезным. Согласно исследованиям учёных, саркастические замечания пробуждают творческое мышление.
К тому же неприкрытый гнев это угроза, на которую люди реагируют агрессивно и замыкаются. Сарказм, включающий юмор и образное мышление, не столь опасен. Он переключает слушателя на волну сложного мышления и заставляет «включить мозги».
Как правильно реагировать: советы психолога
Если на работе вам приходится иметь дело со всезнающим коллегой, сначала разберитесь, к какому типу он относится. Настоящий эксперт и специалист своей области — опасный противник. Не торопитесь спорить или опровергать его утверждения: в случае ошибки он вас уволит. Другое дело, когда претенциозный «знайка» не осознаёт своей некомпетентности и прячет невежество за маской саркастичности. Здесь лучше предоставлять факты в мягкой форме. Скорее всего, он согласится с вами.
Если сарказм — форма агрессивной насмешки или издёвки, примените один из приёмов, описанных ниже.
Совет №1: отвечайте буквально
Сарказм выглядит шуткой, скрывающей гнев, презрение или ревность, но, всё же, шуткой. Что может быть неприятнее для автора, чем провал выступления? Поэтому реагируйте на содержание, а не на интонацию.
Отвечайте искренностью, которая противоположна насмешке по сути.
Поблагодарите или подробно объясните, предложите что-то хорошее, как бы не поняв и принимая фразу за чистую монету. Не бойтесь оказаться в неловком положении или выглядеть глупо. Тогда шутник будет вынужден объяснить, что имел в виду не это… и прекратит дальнейшие выпады.
Совет № 2: игнорируйте и сострадайте
Метод незаменим с незнакомыми людьми, которые кричат из окна машины «Лихо водишь!» или что-то в этом роде. Эти персоны стремятся утвердиться за счёт других. Им не лень «доставать» окружающих, потому что они сами не особо счастливы. Просто пожалейте их и продолжайте свой путь. Самый быстрый способ подавить саркастические комментарии — полностью их игнорировать.
Совет № 3: поговорите начистоту
Под грубой насмешкой собеседник пытается выразить свои чувства. Возможно, он не умеет по-другому. Начните честный диалог первым. Например, спросите: «Мне кажется, что ты сердишься. Думаешь, с тобой обошлись несправедливо? В чём?» Или: «Неудобно получается. Начнём заново. У меня есть идея, обсудим?»
Совет № 4: помогите советом
Есть несколько разновидностей сарказма. Кто-то смеётся над нелепостью жизни. Кто-то подшучивает над собой. Порою, он смеётся вместе с собеседником, а не над ним. Это нормально.
Те коллеги, что потешаются над вами, иногда уверены, что они веселятся. Такие юмористы просто не отдают отчёта, что обижают окружающих.
Если вам трудно остаться безразличным к враждебному остроумию, используйте мягкое воспитание, типа: «У тебя острый язык. Уверен, что ты не хочешь никого уязвить, но иногда этот сарказм выглядит чересчур злым. Наверняка ты не собирался оскорбить меня».
В дополнение к сказанному, заметим, что сарказм на рабочем месте — это юмор в худшем проявлении, потому что используется как инструмент для унижения людей. Саркастичные всезнайки часто мотивированы желанием выдвинуться за счёт других. Они издеваются и дразнят коллег, чтобы лучше выглядеть перед начальником. Пассивно-агрессивные люди культивируют токсичную среду.
Сарказм бывает коварным, если он подаётся в обёртке здравого смысла. Например, коллега объясняет рабочую процедуру. В заключение он произносит с улыбкой: «Даже двухлетний ребёнок это знает». Если вы обидитесь, он выставит вас дураком, сказав: «Расслабься, я просто пошутил». Сарказм ранит, и если вы не остановите его, коллега, скорее всего, продолжит его использовать.
Крайне важно в первую очередь работать над собственной самооценкой, чтобы легко справляться с такими сложными ситуациями.
Разместить резюме Добавить вакансию