Когда пора студенчества сменяется необходимостью искать работу, на многих молодых специалистов нападает тоска — конец безмятежности! Понятно, что первым делом им приходит в голову мысль устроиться на работе с комфортом — чтобы ответственности никакой, рабочий день неутомительный, начальник покладистый и понимающий, что вчерашнему студенту требуются время и силы для перехода в новый статус взрослого человека. Но ничего из перечисленного не подходит тем, кто ставит перед собой амбициозные карьерные цели.
Миллионы девушек мечтают об этом?
Будущие карьеристы понимают, что отдыхать на рабочем месте не получится с самого начала. Однако часто совершают другие промахи. Самый распространенный крючок — престиж, бренд. Героиня фильма «Дьявол носит Прада», свежеиспечённая журналистка Энди, поступилась профессиональными амбициями и согласилась потерпеть год в качестве помощницы главного редактора престижнейшего модного журнала «Подиум». Игра стоила свеч: после года «отработки» перед ней раскрылись двери всех известных в стране журналов. И хотя описанный случай основан на реальных событиях, это — пример редкий. Недаром миллионы девушек мечтали оказаться на месте Энди.
На бренд ловится большинство молодых и перспективных: поступают на работу со свеженьким дипломом маркетолога, управленца, финансиста… и надолго застревают в должности младшего помощника курьера или третьего заместителя секретаря бухгалтера. Ловлю на «живца» — на известность бренда, раскрученное название — негласно практикуют многие крупные компании, вот только об этом предупреждают неопытных соискателей далеко не все кадровые агентства.
Валентина Дорошенко, специалист направления маркетинга и рекламы кадрового холдинга «Новый Век»:
— Объясняется это распространённое явление просто: «топы» серьёзных компаний заинтересованы в свежих и перспективных кадрах и предпочитают иметь их под рукой. Логика примерно такая: вырастим ценного работника в своём коллективе. Вот только, по моим приблизительным подсчётам, шанс превратиться в подобной компании из «запасного игрока» в реального специалиста равен одному из десяти.
Компании обманывают сами себя: набирают на никчёмные должности выпускников престижных специальностей, но когда руководству понадобится работник на настоящий проект, возьмёт того, кто не успел замарать своё резюме курьерской практикой. «Звёздное» имя компании, указанное в резюме, не обманет и всех прочих работодателей: при отсутствии должного опыта в этой компании выстрел окажется холостым. И в этом есть суровая правда жизни.
Построение успешной карьеры происходит при условии, что молодой специалист растёт как профессионал, применяя на практике свои знания. Да, можно начинать рост и в компании-бренде, но это условие необязательное. Обязательные — совсем другие.
Три кита будущей карьеры
Аналитики HR-служб давно вывели общие условия правильного карьерного старта. Условий три, и все значительные до такой степени, что даже наличие одного из них способно сотворить чудесное превращение лопоухого дипломанта в уверенного и востребованного специалиста.
Самостоятельный проект. Желательно, чтобы из трёх условий исполнилось в первую очередь именно это. Понятно, что важное дело с серьёзными финансовыми вложениями и рисками молодняку не поручат. Но даже маленький, побочный, но совершенно самостоятельный, с полной ответственностью проект обеспечивает психологическое становление профессионала. Можно считать его репетицией будущих больших проектов.
Пример: научившись вести рубрику писем в журнале (и попутно узнав особенности редакционной политики, вникнув в нюансы организационного процесса и наловчившись хорошо писать), можно без страха и упрёка претендовать на место редактора отдела и далее по возрастающей.
Подобная схема работает в любой профессиональной отрасли, переоценить её значение невозможно. Иногда её ностальгически называют «трудовой школой».
Хороший наставник. Диплом никогда не являлся гарантией понимания практических особенностей полученной специальности, и восполнять пробелы в подготовке новичков обычно берётся вышестоящий коллега: начальник отдела или опытный мастер. Конечно, набивать шишки тоже полезно, но часто дорогого стоит (иногда — увольнения не по собственному желанию, а то и приобретённой фобии к своей профессии).
Плавное введение в круг обязанностей защищает от ненужных стрессов, но главное — открывает секреты мастерства из первых рук. Поездив с наставником на заключение договоров субаренды, молодой хозяйственник сумеет с первых же шагов избежать грубых просчётов и не попадётся в расставленные финансовые ловушки (а они всегда есть). Как вы думаете, скоро он получит повышение? Конечно! Никакой работник так не ценится, как тот, кто знает «кухню» изнутри.
Материальная заинтересованность. Зарплаты и гонорары у начинающего даже очень амбициозного карьериста невелики. Но «правильный» работодатель, скорее всего, нарисует уходящие вдаль перспективы — рост зарплаты, компенсации и бонусы по годам выслуги, пути повышения в должности. Такой работодатель понимает: новобранцу необходимо видеть и понимать, за что бороться. Для молодого специалиста такая позиция означает, что у компании относительно него действительно серьёзные планы.
Все три условия вместе — редкий подарок судьбы. Два или одно условие — тоже довольно щедрый дар. Ничего страшного, даже если на первом рабочем месте не исполнилось ни одного из трёх условий — с нуля начиналась не одна великолепная карьера. В конце концов, талант и воля пробьют дорогу всегда, а логика грамотного продвижения по службе в нормальной компании работает как стройная и чёткая система.
Но, как говорится, бывают и просто сны. В нашей стране полным-полно «левых» контор, нечистоплотных бизнесменов и фирм-однодневок. И все они рады-радёшеньки захомутать доверчивый молодняк.
«Ты туда не ходи»
Не хочется запугивать вчерашних студентов, но некоторых из них поджидают поистине гиблые места. По сравнению с ними престижные компании, месяцами придерживающие молодых специалистов на мелких должностях, могут показаться раем.
HR-консультанты предупреждают: прежде всего следует сторониться недобросовестных работодателей, сулящих золотые горы. Цель очевидна — залучить молодого специалиста под сомнительный проект, чтобы в случае неудачи или в любом случае «кинуть».
Очень популярен набор выпускников на новый проект — журнал, агентство, интернет-магазин. Работодателю нужны оригинальные творческие идеи и трудовой энтузиазм, но платить за это большие деньги состоявшимся спецам не хочется. Иногда из этого вырастает и что-то путное, но чаще всего отношения заканчиваются, когда работодатель выдоит из новичков все знания и умения, осуществит с его подачи свой проект и перестанет в нём нуждаться. Предприимчивые «работодатели» бродят по job-сайтам и завлекают молодёжь обещаниями «бизнес-партнёрства», подробно расписывая возможности и перспективы. Звучит всё достаточно заманчиво, и год за годом молодые маркетологи, рекламщики и менеджеры почти даром нарабатывают клиентские базы, пишут бизнес-планы и проекты договоров — и остаются за бортом.
Впрочем, плюсы можно найти везде — даже в самом худшем случае приобретённый опыт никуда не денется и сослужит службу в нужное время и в правильном месте.
Материал проекта Карьерист.ру
Автор: Татьяна Гойдина
Публикации могут быть воспроизведены только со ссылкой на Карьерист.ру (careerist.ru).
Разместить резюме Добавить вакансию