Соискатели, просматривающие актуальные вакансии на ведущих сайтах поиска работы, нередко наталкиваются на предложения, время от времени появляющиеся от одной и той же компании. В этой ситуации существует риск текучести кадров на предприятии по причине недобросовестности работодателя, его непорядочности и внутренних проблемах в самой компании.
Куда стремятся трудоустроиться граждане
На сайте Careerist.ru посетители выбирают вакансии по фильтрам:
- специальность;
- направление работы;
- график;
- опыт;
- уровень заработной платы.
Выборка помогает сразу найти предложение от работодателя, экономит время пользователей при пребывании на сайте. Граждане заинтересованы в стабильной и надежной работе, без дальнейших сюрпризов, появляющихся, как правило, уже после трудоустройства. Если соискатель находит работу, которая неплохо оплачивается, без задержек, с прозрачными и понятными обязанностями по должности, можно говорить о том, что ему повезло. К этому стремится большинство граждан. Но не во всех случаях претендент получает положительный результат. Часто после оформления возникают дополнительные обязанности, а начальник выдвигает требования, ухудшающие положение сотрудника на предприятии. К этому вновь пришедшие оказываются неготовыми. В результате они увольняются после нескольких месяцев работы. Работодатель снова обращается к услугам сайтов по поиску работы и размещает вакансию.
Причины текучести кадров в компании
Это явление происходит в любой фирме, независимо от того, чем она занимается: транспортными услугами, строительством, консалтингом, ремонтом мебели, вывозом мусора и т.д. Среди основных причин ухода сотрудников и прихода новых работников выделяют:
- Граждане недовольны условиями труда. В это понятие входит низкий уровень заработной платы, несоблюдение ТК РФ, некомфортные условия труда, финансовые проблемы на предприятии, удаленность фирмы (за МКАД), грубость начальников, их некомпетентность, отсутствие развития на рабочем месте.
- Некорректное общение сотрудников и руководства.
Чаще всего новички сталкиваются с отсутствием элементарных условий для принятия пищи. Особенно это касается производственных предприятий. Работодатели умудряются выделять места для принятия пищи в цехах, где проводятся ремонтные работы. В целях экономии места, они создают специальный угол, куда ставится микроволновая печь и кулер с водой, стол и скамейки для принятия пищи. Работодатель считает, что у него есть кухня. Но никто не задумывается о том, что вредно принимать пищу в условиях производства, с загрязненным воздухом. Место для отдыха должно быть соответствующе оборудовано. Цех – не место для принятия пищи.
Нередко на предприятиях, которые не относятся к крупным компаниям, работают друзья и родственники. Они занимают ведущие должности. Сотрудник, приходящий на новое место, имеющий навыки и большой опыт работы, желает продвинуться по карьерной лестнице. Но со временем (обычно хватает от месяца до двух), он понимает, что это сделать нереально. Должности заняты родными и друзьями, а новичкам в «семейной идиллии» не место по причине того, что они чужаки. Интересно то, что новым сотрудникам из службы кадров на собеседовании рассказывают о повышении по карьерной лестнице. Но ситуация иная на самом деле. Обманывают ли кадровики? Сложно ответить на этот вопрос. Случалось и так, что многие из них не знают, что на самом деле происходит внутри подразделения или отдела в компании. Они особо не вникают в проблемы, а слепо выполняют свою обязанность – поиск нового сотрудника. Физическая текучесть кадров негативно сказывается на бизнесе. И это логично: не создается устойчивого и стабильного, дружного коллектива, способного поднять производительность труда. Несмотря на очевидность негативного влияния текучести кадров, многие работодатели не торопятся что-либо менять в организации.
Психологическая текучесть кадров
Один из самых интересных моментов – психологическая текучесть кадров. Особенность состоит в том, что она незаметна по сравнению с физическим уходом наемного персонала в регулярном порядке. Соответственно, текучесть не видна — люди продолжают сидеть на своих рабочих местах. Но их пассивность в рабочем процессе наносит непоправимый ущерб деятельности компании. Сотрудники присутствуют на рабочем месте, но саботируют производственный процесс. Ситуация осложняется тем, что от них нельзя ожидать качественного выполнения должностных обязанностей. В такой ситуации наблюдается неорганизованность наемного персонала. Граждане работают по несколько часов в день, потом занимаются своими делами: ходят на обед по несколько раз, курят, пьют кофе, обсуждают личные или житейские проблемы, смотрят видео в интернете, кино.
На рабочем месте создается иллюзия работы. Деловая активность отсутствует полностью, как и заинтересованность в работе, желание выполнить ее качественно и безукоризненно. Интересно, что этим «болеют» не только сотрудники низшего звена. Встречаются и ведущие топ-менеджеры компаний. Нередко саботаж обязанностей говорит о наличии скрытой борьбы против руководства. Сложно ответить на вопрос, по какой причине работники не уходят на другое место, сидят в компании долгое время.
Результатами неудовлетворительной работы наемного персонала выступают:
- снижение производительности труда;
- наличие прогулов;
- опоздания;
- невыполнение указаний руководства.
На предприятии возникают проблемы, связанные с неисполнением сроков контрактов, договоров с контрагентами. Руководство испытывает давление со стороны партнеров, ищет виноватых. Нерадивых работников увольняют, начинают набирать новых сотрудников. Последние приходят в ленивый и немотивированный коллектив и поневоле становятся заложниками существующей ситуации. Порочный круг замыкается.
Как избежать на предприятии проблем с персоналом
Основная ответственность в этом вопросе лежит на руководстве компании, а также на сотрудниках кадровой службы. Необходимо набирать настоящих профессионалов. Но для того чтобы они начали успешно работать, применяется мотивация, которая делится на материальную и нематериальную. Это основной способ снижения текучести кадров.
Нематериальная мотивация заключается в предоставлении рабочих средств: мобильной связи, ПК. Кроме того, хороших сотрудников отличают грамотами, проявляют к ним повышенное внимание.
Материальная мотивация представлена выплатой премий (чаще всего), материальной помощи при сложной финансовой ситуации, предоставлением дополнительных дней отдыха. Внимательное отношение руководителя к сотрудникам формирует у последних желание работать.
Важно справедливо распределить нагрузку между штатными единицами. Если один человек загружен, у него нет минуты свободного времени, а другой смотрит по телефону видео, существует риск ухода первого сотрудника с работы. Психологический климат в коллективе необходимо регулировать, уменьшать степень тревожности персонала, гасить конфликты, как скрытые, так и открытые. Только в этом случае работодатель обретет для себя активных помощников.
Разместить резюме Добавить вакансию