Как побороть текучесть кадров

Соискатели, просматривающие актуальные вакансии на ведущих сайтах поиска работы, нередко наталкиваются на предложения, время от времени появляющиеся от одной и той же компании. В этой ситуации существует риск текучести кадров на предприятии по причине недобросовестности работодателя, его непорядочности и внутренних проблемах в самой компании.

Куда стремятся трудоустроиться граждане

На сайте Careerist.ru посетители выбирают вакансии по фильтрам:

  • специальность;
  • направление работы;
  • график;
  • опыт;
  • уровень заработной платы.

Выборка помогает сразу найти предложение от работодателя, экономит время пользователей при пребывании на сайте. Граждане заинтересованы в стабильной и надежной работе, без дальнейших сюрпризов, появляющихся, как правило, уже после трудоустройства. Если соискатель находит работу, которая неплохо оплачивается, без задержек, с прозрачными и понятными обязанностями по должности, можно говорить о том, что ему повезло. К этому стремится большинство граждан. Но не во всех случаях претендент получает положительный результат. Часто после оформления возникают дополнительные обязанности, а начальник выдвигает требования, ухудшающие положение сотрудника на предприятии. К этому вновь пришедшие оказываются неготовыми. В результате они увольняются после нескольких месяцев работы. Работодатель снова обращается к услугам сайтов по поиску работы и размещает вакансию.

Причины текучести кадров в компании

Это явление происходит в любой фирме, независимо от того, чем она занимается: транспортными услугами, строительством, консалтингом, ремонтом мебели, вывозом мусора и т.д. Среди основных причин ухода сотрудников и прихода новых работников выделяют:

  1. Граждане недовольны условиями труда. В это понятие входит низкий уровень заработной платы, несоблюдение ТК РФ, некомфортные условия труда, финансовые проблемы на предприятии, удаленность фирмы (за МКАД), грубость начальников, их некомпетентность, отсутствие развития на рабочем месте.
  2. Некорректное общение сотрудников и руководства.

Чаще всего новички сталкиваются с отсутствием элементарных условий для принятия пищи. Особенно это касается производственных предприятий. Работодатели умудряются выделять места для принятия пищи в цехах, где проводятся ремонтные работы. В целях экономии места, они создают специальный угол, куда ставится микроволновая печь и кулер с водой, стол и скамейки для принятия пищи. Работодатель считает, что у него есть кухня. Но никто не задумывается о том, что вредно принимать пищу в условиях производства, с загрязненным воздухом. Место для отдыха должно быть соответствующе оборудовано. Цех – не место для принятия пищи.

Нередко на предприятиях, которые не относятся к крупным компаниям, работают друзья и родственники. Они занимают ведущие должности. Сотрудник, приходящий на новое место, имеющий навыки и большой опыт работы, желает продвинуться по карьерной лестнице. Но со временем (обычно хватает от месяца до двух), он понимает, что это сделать нереально. Должности заняты родными и друзьями, а новичкам в «семейной идиллии» не место по причине того, что они чужаки. Интересно то, что новым сотрудникам из службы кадров на собеседовании рассказывают о повышении по карьерной лестнице. Но ситуация иная на самом деле. Обманывают ли кадровики? Сложно ответить на этот вопрос. Случалось и так, что многие из них не знают, что на самом деле происходит внутри подразделения или отдела в компании. Они особо не вникают в проблемы, а слепо выполняют свою обязанность – поиск нового сотрудника. Физическая текучесть кадров негативно сказывается на бизнесе. И это логично: не создается устойчивого и стабильного, дружного коллектива, способного поднять производительность труда. Несмотря на очевидность негативного влияния текучести кадров, многие работодатели не торопятся что-либо менять в организации.

Психологическая текучесть кадров

Один из самых интересных моментов – психологическая текучесть кадров. Особенность состоит в том, что она незаметна по сравнению с физическим уходом наемного персонала в регулярном порядке. Соответственно, текучесть не видна — люди продолжают сидеть на своих рабочих местах. Но их пассивность в рабочем процессе наносит непоправимый ущерб деятельности компании. Сотрудники присутствуют на рабочем месте, но саботируют производственный процесс. Ситуация осложняется тем, что от них нельзя ожидать качественного выполнения должностных обязанностей. В такой ситуации наблюдается неорганизованность наемного персонала. Граждане работают по несколько часов в день, потом занимаются своими делами: ходят на обед по несколько раз, курят, пьют кофе, обсуждают личные или житейские проблемы, смотрят видео в интернете, кино.

На рабочем месте создается иллюзия работы. Деловая активность отсутствует полностью, как и заинтересованность в работе, желание выполнить ее качественно и безукоризненно. Интересно, что этим «болеют» не только сотрудники низшего звена. Встречаются и ведущие топ-менеджеры компаний. Нередко саботаж обязанностей говорит о наличии скрытой борьбы против руководства. Сложно ответить на вопрос, по какой причине работники не уходят на другое место, сидят в компании долгое время.

Результатами неудовлетворительной работы наемного персонала выступают:

  • снижение производительности труда;
  • наличие прогулов;
  • опоздания;
  • невыполнение указаний руководства.

На предприятии возникают проблемы, связанные с неисполнением сроков контрактов, договоров с контрагентами. Руководство испытывает давление со стороны партнеров, ищет виноватых. Нерадивых работников увольняют, начинают набирать новых сотрудников. Последние приходят в ленивый и немотивированный коллектив и поневоле становятся заложниками существующей ситуации. Порочный круг замыкается.

Как избежать на предприятии проблем с персоналом

Основная ответственность в этом вопросе лежит на руководстве компании, а также на сотрудниках кадровой службы. Необходимо набирать настоящих профессионалов. Но для того чтобы они начали успешно работать, применяется мотивация, которая делится на материальную и нематериальную. Это основной способ снижения текучести кадров.

Нематериальная мотивация заключается в предоставлении рабочих средств: мобильной связи, ПК. Кроме того, хороших сотрудников отличают грамотами, проявляют к ним повышенное внимание.

Материальная мотивация представлена выплатой премий (чаще всего), материальной помощи при сложной финансовой ситуации, предоставлением дополнительных дней отдыха. Внимательное отношение руководителя к сотрудникам формирует у последних желание работать.

Важно справедливо распределить нагрузку между штатными единицами. Если один человек загружен, у него нет минуты свободного времени, а другой смотрит по телефону видео, существует риск ухода первого сотрудника с работы. Психологический климат в коллективе необходимо регулировать, уменьшать степень тревожности персонала, гасить конфликты, как скрытые, так и открытые. Только в этом случае работодатель обретет для себя активных помощников.

Разместить резюме Добавить вакансию