Календарный год медленно, но верно подходит к концу. А это значит, что пришло время подводить итоги уходящего года, который, к слову, отнюдь не был скуп на события. 2017 год наглядно показал: на российском рынке труда наблюдаются хоть и медленные, но качественные изменения. У работодателей было время подстроиться под существующую экономическую ситуацию, и они не теряли его зря. Весь 2017 год бизнес искал наиболее оптимальные модели взаимодействия и найма, подходя к подбору персонала максимально прагматично: подбирая лучшие кадры по лучшей цене.
Среди основных индикаторов состояния рынка традиционно фигурирует уровень и динамика зарплат, показатели занятости и безработицы, потребности и дефицит рабочей силы и так далее. Учитывая их и произошедшие за 2017 год события, Карьерист.ру предлагает разобраться с основными тенденциями рынка труда, которые коснулись если не каждого, то большинство наших читателей. Начнем с насущного – заработной платы.
1. Зарплаты в России растут. И уходят в тень
По крайней мере, об этом громогласно заявляют в своих ежемесячных докладах представители Росстата. Безусловно, окончательных результатов года пока нет – их мы получим не раньше, чем в конце января 2018 года, однако уже сейчас можно прогнозировать, что мы в них увидим. Итак, зарплаты в России росли на протяжении всего 2017 года, причем как в реальном, так и в номинальном выражении.
Реальный рост (номинальный рост минус инфляция) ориентировочно составит 3,2-3,5% в сравнении с показателями 2016 года. Многие будут удивлены, но в середине 2017 года Росстат в мониторинге средней зарплаты зафиксировал показатели, превышающие 40 тыс. рублей. Так, средняя зарплата в мае составила 40,2 тыс., а в июне (что, очевидно, связано с выплатой отпускных) целые 42 тыс. рублей. Впрочем, на данный момент средняя зарплата порядком упала и находится на уровне в 38 тыс. рублей. Тем не менее, по результатам года рост будет очевиден, хот и не превысит 3,5%.
Впрочем, насколько объективны такие данные Росстата, мы утверждать не беремся. Тем более что как минимум 22% всех занятых в экономике, а следовательно и фонда оплаты труда, находится в теневом секторе. Немаловажно, что этот показатель растет по сравнению с 2016 годом: только по результатам I квартала рост достиг 20%. По итогам года ожидается, что совокупно серые зарплаты достигнут объема 11 трлн рублей. Руководство страны продолжает декларировать – Россия вышла из кризиса, наблюдается устойчивый рост. Но ни бизнес, ни рабочие не видят стимулов для выхода в формальный сектор экономики. Поэтому ситуация, когда удельный вес теневых зарплат увеличивается, сохранится и на будущий 2018 год, считают эксперты.
2. МРОТ догоняет ПМ. С опозданием почти на год
Еще один фактор, который стимулирует и будет стимулировать в дальнейшем номинальный рост зарплат – это повышение минималки. Напомним, с середины 2017 года она выросла до 7,8 тыс. рублей, что, конечно же, ничтожно мало. По закону она должна быть не ниже, чем прожиточный минимум, который тоже занижен до невозможности, но все же составляет 10,3 тыс. рублей. То есть прямое указание закона игнорируется. Перед выборами об этом решили вспомнить в Кремле. Например, в мае об этом вспомнил премьер Дмитрий Медведев, а в сентябре президент Владимир Путин на одном из совместных совещаний с правительством дал поручение разработать соответствующий законопроект.
И вот буквально на днях этот закон уже был принят. Так, с января 2018 года МРОТ составит как минимум 85% от прожиточного минимума. Правда, за II квартал 2017 года. К 2019 году достигнет 100% прожиточного минимума. Правда, за II квартал 2018 года. И так далее. Когда МРОТ и ПМ действительно будет уравнен, в документе не уточняется.
Все это очень сомнительно напоминает борьбу с работающей бедность. Напомним, по подсчетам правительственных аналитиков, проблемы с зарплатой, которой недостаточно для обеспечения себя и своих семей, имеют около 12 млн человек или каждый 6-й россиянин. В ВШЭ куда более пессимистичны. Там утверждают, что если рассчитывать зарплаты с учетом, что на них необходимо еще и содержать детей, то за чертой бедности у нас каждый четвертый трудящийся. Уравнивание МРОТ и ПМ, безусловно, поможет формально изменить статистику, но на практике мало что изменится в лучшую сторону.
3. Кадровый дефицит: работать некому или негде?
На протяжении всего 2017 года рекрутеры отмечали устойчивый рост числа вакансий. Изначально это объяснялось тем, что, мол, экономика выходит из кризиса, бизнес наращивает темпы производства а следовательно, растет и потребность в рабочей силе. Однако, не все так однозначно. Дело в том, что увеличение численности вакансий часто связывают со снижением численности экономически активного населения. Например, за первые полугодие 2017 года число занятых в экономике снизилось на 450 тыс. человек, по сравнению с показателями 2016 года, утверждают в РАНХиГС. В первую очередь, спад связывают с демографическими причинами. Имеется в виду, что население России стареет, за счет чего и снижается экономическая активность населения. Проще говоря, рынок входит в фазу кадрового дефицита: это якобы должно поставить соискателей в выгодную позицию, поможет повысить зарплаты и так далее.
Но не все так однозначно. Например, по данным Росстата каких-либо серьезных колебаний вообще не отмечается. Количество вакансий остается прежним, занятость за 2017 год выросла всего на 1 п.п., а количество рабочих мест, наоборот, сократилось на 2,4%. То есть, учитывая это, говорить о кадровом дефиците не представляется возможным. Безусловно, это не говорит о том, что число вакансий не может расти, но вызвано это точно не демографической ямой, а структурными проблемами на рынке труда, среди которых:
- отсталость образования, которое не дает экономике специалистов необходимого уровня;
- уровень зарплат, на повышение которых с большой неохотой идут сами работодатели;
- нежелание молодежи работать в традиционных отраслях за низкие зарплаты.
Получается, и работа есть, и работники. Но из-за разного взгляда на рынок труда им не сойтись.
4. Трудовые права работников продолжают нарушаться
Работодатели в целом продолжают чувствовать себя хозяевами рынка труда. Опустим объективные условия, которые они диктуют – теперь они куда чаще нарушают даже условия, предусмотренные трудовым законодательством. По данным ВШЭ, почти половина всех трудящихся на российском рынке труда сталкивается с нарушением своих трудовых прав. Чаще всего нарушителями выступают частные предприятия: 54% из них не удосуживаются оплачивать больничные и отпускные, 52% платят серую или черную зарплату, а 34% отказывается официально оформлять своих работников. Что говорить о других базовых правах, вроде режима рабочего времени, режима труда и отдыха, своевременности выплаты зарплат и так далее.
На фоне этого растет и число тех, кто считает конфликты между работодателями и работниками – одной из главных бед, приводящих к той ситуации в экономике, которую мы имеем сегодня. Таковых сегодня 22% от общего числа работающих респондентов. Несмотря на активную работу трудовых инспекций, масштабы нарушения трудовых прав продолжат расти и в 2018 году, что связано с усилением налогового давления на бизнес и его продолжающимся уходом в теневой сектор.
Отдельно стоит остановиться на зарплатных долгах. Они, как известно, составляют сегодня всего 3,5 млрд рублей, но касаются 60 тыс. человек. То есть практически 60 тыс. семей не имеют средств к существованию, ожидая, пока Роструд поможет им решить проблему с долгами. Так вот ликвидации этой проблемы ждать не стоит. Более того, правительством разработан законопроект, который позволит гасить долги по зарплате предприятий-банкротов за счет средств бюджетов регионов. Так что ждем массового банкротства проблемных предприятий.
5. На пенсии откладывать не будем – будем дольше работать
Несмотря на сложившуюся позицию, мы считаем, что пенсию нельзя рассматривать отдельно от рынка труда, поскольку нынешние трудящиеся – это будущие пенсионеры. И вопрос будущего пенсионной системы должен волновать их как никого больше. Так вот, на протяжении всего года одним из самых противоречивых вопросов была тема повышения пенсионного возраста. Второй после нее по значимости и противоречивости была новая накопительная система «Индивидуального пенсионного капитала». С помощью двух этих инструментов сторонники этих идей предлагали реформировать пенсионную систему, уже сегодня заложив фундамент счастливой пенсии для будущих пенсионеров. Темы приобрели такой резонанс, что оценку им не давал только ленивый, а само общество раскололось на два лагеря: противников и сторонников реформы.
Однако, ни тот, ни другой вопрос в итоге логического завершения не приобрел. С повышением пенсионного возраста все понятно: дабы не провоцировать общественность, этот вопрос отложили до окончания президентской кампании. А вот с накопительной системой все не так просто. Разработанная еще в конце 2016 года, она должна была заработать уже в 2018 году. Но из-за противоречий между авторами и Минтрудом (который настаивает на отказе от автоподписки всех трудящихся на систему), рассмотрение реформы отложили как минимум до конца 2018 года. При это ранее замороженная накопительная система получила очередной мораторий.
А каким вам запомнился рынок труда в 2017 году?
Разместить резюме Добавить вакансию