Индустрия, профессии и будущее российского радио

Радио – бесспорно, одно из самых величайший изобретений человечества, позволивших ему преодолеть пространственные барьеры между людьми и практически мгновенно предавать информацию в разные точки земли.

Радио – это не просто приемник, который сегодня можно найти в каждом автомобиле или мобильном устройстве, это одна из первых открытых разновидностей беспроводной связи. С ее помощью звуковая информация, носителями которой выступают радиоволны, передается на огромные расстояния без каких-либо качественных потерь. Благодаря таким свойствам, сфера применения радио многогранна – ее используют военные при выполнении боевых или учебных задач, гражданские частные лица и компании (такси, дальнобойщики, ЖД-транспорт), радиолюбители – в качестве хобби, и радиостанции – при осуществлении широкоформатного радиовещания неограниченному кругу лиц.

Последние особенно актуальны для большинства населения Земли, ведь выступают одним из самых популярных средств массовой информации. Так, по оценкам ученых, только в одних США, 93% населения старше 12 лет слушает радио не менее 1 раза в неделю. А каков уровень развития индустрии радиовещания в России? Какие профессии наиболее актуальны для данной отрасли? К Всемирному дню радиолюбителей, отмечаемому 18 апреля, Карьерист.ру расскажет об этом.

Радиовещание в России

Начиная рассматривать радио в качестве одно из популярных отечественных СМИ, следует сразу отметить, что это, прежде всего бизнес, нацеленный на получение дохода. При всем этом, отечественное радио – это одна из немногих отраслей, где талант и знания «весят» гораздо больше, чем деньги и связи. Суть радиобизнеса сводится не только к проигрыванию бесчисленного количества музыкальных треков, радио – это, прежде всего постоянный контакт с целевой аудиторией, объединенной, как правило, по географическому признаку. И именно исходя из наличия тесного контакта со слушателем, по крайней мере, региональные вещатели, становятся для слушателей куда интереснее, нежели другие виды СМИ. Так, согласно исследованиям Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2015 году хотя бы раз в сутки радио слушали в среднем 63,6% взрослого населения РФ.

Развитие радиобизнеса в России началось с приходом 90-х. В 2000-х сфера радиовещания переживала период развития и становления, в качестве одной из более-менее конкурентных медиаотраслей. За последние 5–7 лет, радиостанции стали одним из самых распространенных в РФ медиа-бизнесов. Во многом это связано с доходами, которые стало приносить радиовещание.

Однако, если в 2007 году эксперты отмечали рост затрат на рекламу на радио в 40% за год, то уже к 2011 году он составлял всего 15%. На 2015 год ситуация кардинально поменялась и специалисты отмечают уже падение объемов заказываемой на радио рекламы, как минимум на 15-20%! Такое положение дел связано с двумя факторами – кризисом, и связанным с этим снижением доли радиорекламы в общих маркетинговых расходах рекламодателей. Это неизбежно бьет по развитию самого бизнеса, несмотря на то, что 75% от всех радиостанций сосредоточено в руках крупных 8 медиа-холдингов, которые делят между собой 80% полученного дохода. А он, только в 2015 году составил около 17 млрд рублей.

Несмотря на падение доходов, радиобизнес остается все так же актуальным, предлагая слушателю качественный и разнообразный музыкальный, разговорный и прочий развлекательный продукт. По данным Роскомнадзора, на 2015 год в РФ уже было выдано 3182 лицензии на осуществление радиовещания – за 2014 год, их число увеличилось на 13%, больше половины из которых открылись новыми региональными станциями вещания. При этом около 61% аудитории предпочитают слушать радио в автомобиле или дома, что делает данную сферу действительно актуальной, несмотря на повальное развитие более новых и современных технологий массовых коммуникаций. С учетом этого, радиостанции остаются востребованным не только для слушателей, но и для соискателей, открывая все новые как творческие, так и технические рабочие места и профессии.

Профессия «Сотрудник радиостанции»

Вряд ли каждый работник современных радиостанций с детства был вдохновленным и заядлым радиолюбителем. Наоборот, на радио, как правило, приходят из других отраслей, достигая в них определенного уровня профессионализма, достаточного для обеспечения должной работы радиостанции. Обычно, штатных сотрудников на радио не так много, да и профессиональная конкуренция слишком высока – на одно штатное место, как правило, может претендовать до 15-20 соискателей…впрочем, как и в любых других отраслях. В число основных требований для соискателей, желающих попасть работать на радио, входит не только квалификация и опыт, но и специальное образование, предоставляют которое не так много учебных заведений в России. Впрочем, с помощью профессионализма, все же легко можно восполнить отсутствие специального диплома.

Итак, в штат радиостанции обычно входит:

  • Выпускающий редактор. Одна из главных должностей на радио. В его функции входит составление эфирной сетки, координация процесса создания эфирных программ, контроль над работой ведущих и других работников станции, задействованных в эфирном процессе. На такую должность подходит ответственный человек, поскольку он, прежде всего, играет роль менеджера, ответственного за весь процесс вещания. Именно поэтому для получения такой должности обязательным условием является наличие опыта работы на радио, независимо от образования.
  • Радиоведущий или ди-джей. Должность, которую занимают творческие личности, умеющие работать со слушателями. Для получения такой работы вообще неважно образование, однако, необходимы навыки общения с аудиторией, находчивость, чувство юмора и отсутствие социофобии. Успеху в качестве радиоведущего будут способствовать вокальные данные, музыкальное образование или способности к сценической речи. В то же время такие вакансии редко публикуются в сети, «путь в эфир», как правило, лежит через различные авторские проекты, безгонорарную волонтерскую работу или кастинги и отборы. Нужно быть готовым, что эта работа связана с отсутствием нормированного графика, стрессами и ночными эфирами, однако, взамен она предоставляет неплохие доходы, известность и всеобщую любовь слушателей.
  • Радиожурналист. Поскольку большинство из отечественных радиостанций являются развлекательными, работа журналиста-корреспондента на радио сводится к взятию интервью, сбору новостей, и их подготовке к выпуску, в соответствии с эфирной сеткой. Как правило, на такую работу берут соискателей с журналистским образованием, часто, в качестве совместителей.
  • Звукорежиссер радиоэфира. Одна из основных должностей на станции, назначаемых и подчиненных генеральному директору. Обязательным условием назначения на такую должность является наличие профильного образования и опыт работы, поскольку такая работа связана с огромной ответственностью. В его функции входит трансляция в эфир основного числа ретранслируемых программ и передач собственного производства, контроль над качеством радиовещания, над качеством работы студийного оборудования, проведение профилактики и прочих функций, связанных с этим.
  • Радиотехник. Чаще всего, данная должность имеется на крупных радиостанциях и на нее принимаются соискатели, совершенно не связанные со средствами массовой информации. Как правило, такие работники выполняют функции по монтажу и техническому обслуживанию студийного оборудования, его ремонту и прочие схожие работы. На такую должность охотно берут опытных связистов, квалифицированных прокладчиков кабелей, работников вышек телерадиосвязи и прочих специалистов, имеющих схожее образование. Кстати, это отличная возможность и самый короткий путь попасть на радиостанцию и в дальнейшем, переквалифицироваться в более престижного специалиста или даже ведущего.


Радио и интернет

Несмотря на постоянное развитие радиовещания, многие считают, что ПК и интернет являются более подходящими аудиоплатформами и в будущем заменят привычные всем радиоприемники. И действительно, интернет, темпами своего развития опережает другие мобильные средства рекламы и коммуникации. Однако не стоит воспринимать их как угрозу радио – наоборот, с помощью интернета, аудитория слушателей, которые используют ПК, смартфоны и планшеты, существенно расширяется. К тому же это способствует персонализации рекламы для слушателей и повышению процента монетизации трафика для радиостанций.

Очевидно, что интернет и мобильные технологии – это союзники радиовещателей, которые нужно умело использовать в своих интересах. Прежде всего, их стоит ориентировать на молодую аудиторию, ведь согласно данным Роскомнадзора, наибольшую группу слушателей интернет-радио составляют те, кому до 24 лет.

Впрочем, масштабность распространения радио в интернете целиком зависит от распространенности среди населения мобильного интернета, что довольно сложно спрогнозировать, однако, тенденции, связанные с этим вполне предсказуемы:

  • Радиостанции и рекламодатели будут все точнее определять категории радиослушателей, что будет способствовать персонализации рекламы, транслируемой музыки и радиопрограмм.
  • Наличие интернет-ресурса станет обязательным условием жизнеспособности радиостанций на рынке. Сегодня, свои веб-порталы имеют более 2/3 отечественных радиостанций. И это важно не только для обеспечения возможности прослушивать эфир, но и для предоставления слушателям информации о концертах, музыкальных обзорах, рекламируемых товарах и т.п.
  • Интернет-вещание негативно отразится на работе многих региональных и местных радиостанций, ориентированных на малые рынки. По данным некоторых организаций, более 52% опрошенных слушателей радио утверждают, что местные станции не удовлетворяют их музыкальных вкусов. Интернет же, расширяет спектр прослушиваемых станций от 15 до нескольких тысяч, предоставляя колоссальный выбор.

Впрочем, несмотря на повальную интернетизацию радиовещания, основная аудитория слушателей вряд ли оставит любимые всеми радиоприемники. В них есть нечто «живое», действительно связывающие аудиторию и ведущего. К тому же радио – одна из тех коммуникаций, которые пока остаются бесплатными, чем они и привлекают большинство наших соотечественников даже там, где об интернете никогда и не слышали…

С праздником, радиолюбители!

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию