Крупные компании и кадровые агентства всё чаще пользуются услугами графологов либо берут их методы на вооружение. Так HR`ы пытаются определить благонадёжность, лояльность и интеллектуальный потенциал будущих сотрудников.
Графология (психодиагностика личности на основе анализа почерка) зарекомендовала себя главным образом в США, Великобритании и Израиле, где применяется очень широко.
Метод, основанный на знаниях психологии и психиатрии, пользуется фрейдистской терминологией, отсылая к бессознательному. По словам графологов, при рекрутинге графология работает эффективнее интервью и тестов-опросников.
Например, левый наклон букв может означать оборонительно-оправдательную позицию; округлые буквы – склонность к самолюбованию; печатные или полупечатные буквы – о невысоком интеллекте, низкой подвижности и привычке жить здесь и сейчас; неразборчивый почерк – о низкой социализации человека и безразличном отношении к тому, понимают ли его окружающие.
«Бывает, приходит серьёзный, одетый с иголочки кандидат – а по почерку оказывается нарциссом, для которого важно не сделать дело, а произвести впечатление», — рассказывает Ирина.
По её словам, работодатель сфокусирован на профессиональных качествах кандидата и совсем не обращает внимание на личностные – тогда как профессионализму можно научить, а вот изменить личность…
Естественно, в графологическом анализе часто встречаются примеры, выбивающиеся из классификаций.
Иногда соискатель пытается показаться лучше и старается писать неестественно красиво – тогда у графолога, анализирующего почерк, может возникнуть подозрение, не страдает ли человек психическим заболеванием.
Стиль подписи может не совпадать с почерком. Это свидетельствует о том, что человек «надел маску». Графологи говорят: в этом случае нужно доверять почерку.
Многие из нас используют два почерка и более – например, когда нужно что-то быстро записать себе в блокнот или написать официальную бумагу. Анализировать в таком случае нужно тот почерк, которым человеку удобнее пользоваться. Если оба почерка одинаково удобны – нужно рассматривать оба.
Бывает, грамотный текст написан инфантильным почерком, а безграмотный – почерком интеллектуала. Грамотность, утверждают графологи, – не показатель интеллекта, а просто навык, врождённый или приобретённый. Как, например, умение водить машину.
Приведём несколько примеров.
Не стратег
Человек, написавший этот текст, не подойдёт на должность руководителя. Такому кандидату не хватает скорости мышления, гибкости, активности. Об отсутствии «внутреннего моторчика» свидетельствует «тяжёлый» почерк, с прямыми углами.
Зато работа исполнителя для такого кандидата – в самый раз. Ему будет важно одобрение начальства. Соискатель, написавший этот текст, так пытается произвести на вас впечатление, что выписывает каждую букву. При этом он очень педантичен – не ляжет спать, пока посуда не вымыта.
Социальный тип — работа с людьми
Почерк, характерный для женщины. В данном случае – для вполне целеустремлённой сотрудницы (правый наклон – почерк движется). Её мышление нельзя назвать стратегическим – для высокой руководящей должности его будет недостаточно. Однако стать руководителем отдела или менеджером проекта такая соискательница вполне смогла бы.
Такой почерк также свидетельствует о склонности к коммуникации – человек явно сработается с людьми. Вероятно, что для него больше подойдёт работа в гуманитарной сфере.
Мыслительный тип – работа с информацией
Почерк человека, с большой долей вероятности занятого в интеллектуальной сфере или склонного к ней. Об этом говорит ярко выраженная верхняя зона (обратите внимание на буквы «б» и «д» в первой строке), в сравнении со средней («вертикальный разброс»).
Такой соискатель аналитически мыслит, внутренне организован и способен строить долгосрочные планы. Чётко структурированный текст говорит о способности обрабатывать информацию. Ему, скорее всего, подойдёт должность руководителя.
Интуитивный тип — творчество
Хаотично организованный, «дырявый» текст говорит о ярко выраженном интуитивном начале – графологи назвали бы автора человеком творческой профессии (данный текст написан радиоведущим). Почерк импульсивен; формы букв редко повторяются – даже сам автор не напишет букву одинаково два раза.
Неявная структура напоминает «поток сознания» — такой соискатель опирается на интуицию и воображение. Ему может не хватать собранности и самодисциплины — примите это во внимание, если работа требует усидчивости.
Сенсорный тип – прикладная деятельность
«Тяжеловесный», угловатый почерк с сильным нажимом и полным отсутствием орнамента — пример «чистой сенсорики». Развитый «центр» говорит о тактическом мышлении при совершенно неразвитой интуиции. С точки зрения графологии, человек, написавший этот текст, не отличается интеллектом и скоростью мышления. Свидетельство «заторможенности» — прямые углы. Чтобы их выписывать, человек делает микроостановки, ломает траекторию движения.
Самое лучшее для такого человека – прикладная деятельность, работа руками. Такой соискатель верит только тому, что видит. Он будет хорош в профессии, где важна конкретика — «от сих до сих». По словам Ирины Бухаревой, такой почерк, как ни странно, наиболее характерен для… работников IT-сферы.
Среди прочих качеств такого кандидата – консерватизм и лояльность к иерархии. Что, впрочем, расценивается многими работодателями как «плюс».
Лидер
Как вы думаете, какой из двух почерков свидетельствует о потенциальном лидерстве?
Совершенно верно — второй. У человека, написавшего первый текст, ни интеллект, ни лидерские задатки не выражены. Об этом говорят детские буквы.
Во втором же примере явно видна здоровая самооценка. Уверенный нажим, оригинальность формы букв, отчётливый вертикальный разброс, относительная постоянность элементов, с лёгкой вариативностью. Всё это свидетельcтвует о том, что перед нами сформировавшийся, уверенный в себе человек, потенциально способный принимать решения.
Разумеется, не стоит сравнивать почерк соискателя с этими примерами и принимать решение только на основе исписанного листка бумаги. Тем более, что графологи, как и врачи, выступают против «самолечения» (что естественно — кому охота отдавать свой хлеб). Но вы и сами наверняка замечали, как почерк хорошо знакомых вам людей соотносится с их личностью. А значит, повод прислушиваться к графологическому анализу всё же есть.
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию