Человек гомосексуальной ориентации, специалист с инвалидностью, убежденный чайлдфри, многодетные мать или отец, родитель-одиночка, афроамериканец, представитель иной цветной расы и обычный белый – что за разношерстная социальная группа? Так выглядит идеальная, согласно традициям американских эйчаров, модель рабочего коллектива. В США, буквально помешанным на идее толерантности, такой подход к отбору персонала неудивителен, однако скучен. То ли дело наши работодатели, которым интересны совсем другие идеи.
Тайная власть
Мистические настроения, свойственные русскому человеку, иногда внезапно воплощаются в деловой среде. В 90-е годы множество компаний руководствовались идеями дианетики и сайентологии, но сегодня в моде то, что говорят звезды. Так, по разным данным, от 25 до 40% HR-менеджеров крупных российских компаний отсеивают соискателей согласно астрологическим показаниям. Существуют штатные астрологи, которые перстом указуют, подходит ли кандидат для конкретной должности. Некоторые компании используют методы прямо-таки шаманские. Так, руководитель и создатель компании «АЛАФР» Александр Эфраим, сам являясь «потомственным магом», лично «прощупывает» каждого потенциального сотрудника на пригодность при помощи тайного зрения, и что он им видит – сказать невозможно. Глава «Уралсиба» Николай Цветков вовсю руководствуется магическими техниками: эйчары то подбирают ему замов исходя из принципов нумерологии, то на собеседованиях ошеломляют кандидатов нетривиальными просьбами – «поймать волну» или «раскрыться духовно». Подобный принцип отбора будущих сотрудников распространяется и на Императорский фарфоровый завод, которым также владеет Цветков.
В другой крен уходят истовые поклонники духовных скреп, заменяя мистические постулаты на божественные. Этим прославился Василий Бойко-Великий, глава агрохолдинга «Русское молоко»: ему импонируют лишь подчиненные верующие и с глубоко патриархальным мышлением.
Встречаем по одежке
Но оставим в покое духовную подоплеку в подборе кандидатов на вакансию – есть и другие странные методы. Председатель совета директоров «Тинькофф Банка» Олег Тиньков принципиально не возьмет на работу соискателя, пришедшего в строгом костюме, да еще и – о ужас! – при галстуке: только футболки, только джинсы – таково кредо начальства.
Пока одни смотрят на одежду, другие вглядываются в лица. Физиогномика как метод подбора персонала набирает популярность. Сидит на собеседовании в стороне специальный человек и читает по лицу как по книге. И делается это, как правило, тайно. Не спешат афишировать эйчары крупных компаний и такой метод, как графологическая экспертиза. Например, его широко применяет по отношению к соискателям руководство «Чупа Чупс Рус».
Ошибаются все
Выводы мистического характера спорны и вряд ли достоверны. Если бы метод астрологического (нумерологического, магического) подбора кандидата был по-настоящему эффективен, он давно вошел бы в мировую практику эйчаров как основной. Однако этого до сих пор не случилось. Физиогномика и графология базируются на научном подходе и способны действительно многое рассказать о личности соискателя. Но стоит ли оно того?
По мнению специалистов, нестандартные приемы подбора персонала не имеют смысла. «Даже при всей успешности такой попытки полученная информация не несет особой ценности, – считает психолог-маркетолог Элина Мансурова. – Ну что с того, что кандидат N – живой и любознательный эгоист, а кандидат M способен долгое время проводить в одиночестве и склонен к самопожертвованию? При найме на работу это не более чем добавочные сведения. А ведь главное – распознать в соискателе именно ценного работника со всем необходимым багажом знаний, умений, опыта, потенциала, наконец. Никакая физиогномика или астрология об этом ничего не могут знать, зато являются для тех, кто решает, кого же принять на работу, отличным способом снять с себя ответственность за выбор. Мол, это не я ошибся, а звезды соврали».
Автор: Татьяна Гойдина
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию