Вопрос поднятия пенсионного возраста обсуждается во властных кабинетах и экспертном сообществе на протяжении всего последнего года. Свои аргументы приводят как противники, так и защитники этой идеи. Но в преддверии думских выборов, очевидно, дабы не добавлять баллов оппонентам, активность агитаторов повышения несколько поутихла. Например, на днях, общаясь с липецкими пенсионерами, премьер сообщил, что каких-либо решений по этому поводу в правительстве пока не принималось, хотя 90% россиян и против подобного повышения.
Вообще, реформирование пенсионной системы – одна из самых обсуждаемых в обществе тем. Эта сфера уже претерпела в 2004 году радикальные преобразования, однако, очень похоже, что опять что-то пошло не так – только в прошлом году на покрытие дефицита ПФ из бюджета ушло 3,4 млрд рублей. При этом долгое время поводом для гордости был введенный правительством накопительный механизм… который, правда, на днях подвергся очередной, четвертой заморозке, длящейся с 2013 года… Возможно, пора все-таки остановится на пенсионных реформах? Карьерст.ру решил разобраться в этом сложном вопросе.
Аргументы сторон
Те эксперты и чиновники, которые отстаивают повышение возраста выхода на пенсию, наперебой говорят в основном про 2 вещи: про неумолимое сокращение количества россиян трудоспособного возраста, и про довольно спорное повышение средней продолжительности жизни в РФ, которая в этом году практически превысила 71,5 год. Совокупность данных аспектов, по мнению экспертов, способна привести к всероссийскому кризису пенсионного обеспечения, единственным выходом из которого станет лишь повышение пенсионного возраста. Так, один из идейных вдохновителей данного «проекта», зампред Экономического совета при президенте Алексей Кудрин, предлагает уравнять женщин и мужчин при выходе на пенсию, и для обеих категорий установить возрастной ценз, равный 63 годам.
В качестве оправдания данной позиции приводится статистика, согласно которой на тысячу трудоспособных россиян приходится почти 430 пенсионеров, что достаточно много. По словам экспертов, сохранение существующих сегодня тенденций чревато серьезным увеличением пропорции – через 6-7 лет она превысит показатели в 500 пенсионеров на 1 тыс. работающих. Предложенное же повышение возрастной планки, якобы пусть и в долгосрочной перспективе, но способно решить проблему – к 2035 году это позволит снизить пропорцию до 280 пенсионеров на 1 тысячу трудоспособных, а также серьезно сократить дефицит средств для ПФ.
Но, благо, среди российских чиновников, пусть и не часто, но встречается альтернативная точка зрения. Так, некоторые противники повышения пенсионного возраста настаивают на том, что рассматривая данный вопрос, государство пытается нарушить одно из важнейших взятых им социальных обязательств. Например, вице-спикер Андрей Исаев еще весной обратил внимание общественности, что повышение ценза – это не вопрос экономии бюджета, как его рассматривает Кудрин, а вопрос ситуации на рынке труда. С ним согласен помощник президента Андрей Белоусов, который отмечает, что подобного рода решения приведут к увеличению количества трудоспособных, а следовательно – к росту безработицы, поскольку необходимого числа рабочих мест в России нет.
Тем не менее защитников повышения возраста выхода на пенсию среди «приближенных» гораздо больше, чем противников. И вероятно, что если не после думских (о чем так активно агитирует Кудрин), то после президентских выборов в 2018 году, такие идеи будут воплощены в жизнь.
Структурные проблемы
Но споря по этому поводу, противоборствующие стороны упускают один важный момент, который мог бы стать для них компромиссом. По словам Владислава Иноземцева, директора Центра исследований постиндустриального общества, вопрос пенсий прямо взаимосвязан с вопросом эффективности экономики страны: чем выше показатели последней, тем меньшее число работников понадобится для обеспечения средствами пенсионеров. В то же время чем меньше работников задействовано в экономике – тем большего внимания потребует производительность их труда – каждый производственный фактор будет использоваться максимально продуктивно.
Так, ярким примером максимальной энергоэффективности при минимальном количестве затрат материалов является Япония, которая стала лидером в этом вопросе, лишь благодаря полной зависимости от сырьевого импорта. Примером же повышения производительности труда станет ЕС, которому к концу 90-х удалось преодолеть отставание в этом вопросе от Америки, хотя к концу 70-х оно составляло как минимум 25%. И «феномен» данного события в том, что в период с 70-х до 00-х численность трудоспособного населения США увеличилась на сумасшедшие 56%, в то время как в Европе, лишь на 6%. Таким образом, повышение производительности труда в ЕС вполне может быть обосновано ограниченностью в притоке трудоспособных граждан.
Напомним, представители агитирующего за повышение ценза большинства, обосновывают его «справедливым» повышением средней продолжительности жизни. Но куда справедливее, было бы, например, дать самим будущим пенсионерам возможность выбрать свое будущее.
Пенсионный выбор
Сегодня закон устанавливает пенсионный возраст в рамках 55 лет для женщин, и 60 – для мужчин. На начало текущего года число пенсионеров превышало 35 млн человек, которые в среднем, по данным федеральных статистов, получают около 13 тыс. рублей пенсионного обеспечения. Несмотря на это, около 14 млн из них приняли решение продолжить работу. Исходя из таких показателей, когда практически половина пенсионеров продолжает работать, вполне логичным представляется желание чиновников повысить пенсионный возраст. От них далек такой нюанс, что желание работать после 60-ти возникает не от избытка сил, а 13 тыс. пенсии – это лишь средний показатель, которым часто манипулируют во властных кабинетах.
Тем не менее железо логики никто не отменял: если россиянин продолжает трудиться – значит он еще не хочет быть пенсионером! И если такое количество пожилых людей в стране готово продолжать работать, возможно, правильным было бы спросить у них самих, когда они хотят выйти на заслуженный отдых? Конечно, применение подобных алгоритмов потребовало бы системного изменения законодательства и куда более серьезной пенсионной реформы, ведь иначе это привело бы лишь к ухудшению ситуации пожилых людей. Например, для тех нанимателей, которые трудоустраивают граждан пенсионного возраста, можно было бы отменить страховые взносы, поскольку они теряют смысл – пенсия-то уже накоплена.
Это, в свою очередь, повысило бы конкурентоспособность пожилых на рынке труда и позволило бы повысить их заработную плату минимум на 15%, в сравнении с другими категориями работников. В свою очередь, государство бы могло не платить им пенсию, экономя средства для повышения и злосчастных индексаций для действительно нуждающихся пенсионеров. А для работающих, скажем, предусмотреть механизмы дополнительного повышения, например, на 3-5% за дополнительный год труда.
Немного о последствиях
Последствия такого подхода вполне предсказуемы: по мнению некоторых экспертов, настоящий либеральный подход к выходу на пенсию номинально повысит число пенсионеров, поскольку около 25% из работающих сочтут это несправедливым и уйдут на пенсию. Другие 75% также сочтут это несправедливым, но работать продолжат, поскольку получаемая ими пенсия, как правило, составляет лишь 35% от получаемой ими заработной платы – вполне логично они выберут последнюю. И даже такой радикализм не способен спасти от негативного экономического эффекта – он неизбежен, но смягчить его вполне реально.
Так, вышеописанный подход позволил бы ПФ сэкономить около 1,6 трлн рублей, что на 100 млрд больше, чем сохранит повышение пенсионного возраста. Кроме того, это позволило бы россиянам самостоятельно делать, пусть и нелегкий, но выбор. Помимо прочего, удалось бы выяснить количество людей, реально готовых на трудоустройство даже в пожилом возрасте, что позволило бы говорить об адекватной необходимости (или ее отсутствии) повышения возраста выхода на пенсию…
Но какой-либо альтернативы правительство не рассматривает. Вероятно, им лучше знать, что действительно по этому поводу думают пенсионеры, компромиссы и понимание с которыми, уже, наверное, искать бесполезно… и это уже не ново для российской политической системы элит. На носу думские выборы, и они вряд ли что-то изменят, так что не стоит удивляться, если после них, пенсионный возраст, по пути наименьшего сопротивления и ввиду утихших предвыборных страстей, будет повышен, под тем или иным предлогом.
Разместить резюме Добавить вакансию