«Дорогая молодежь»: почему работодатели стали реже нанимать «без опыта работы»?

Рекрутинговые эксперты выяснили, что численность работодателей, готовых заключать трудовые договоры с молодыми людьми, не имеющими релевантного опыта работы, сократилась до 60%. Хотя еще 2 года назад практически все рекрутеры без проблем нанимали молодежь, считая таких соискателей удачным вариантом. Что случилось? По заявлениям большинства работодателей, молодые люди непомерно завышают свои зарплатные ожидания, даже близко не соответствуя требованиям. Средний показатель желаемой зарплаты у российских выпускников ВУЗов, по данным ВШЭ, составляет 56-65 тыс. рублей, что на 15-50% выше, чем платят работодатели уже нанятым молодым специалистам.

Более того, многие из выпускников уверены, что после 3-х лет практической работы они обязательно займут руководящую должность с окладом в 100 тыс. рублей. Никто, безусловно, не желает разбивать их невинные грезы о скалы реальности, но и брать на работу тоже никто при таких условиях не собирается. Эксперты уверены, что такие ожидания возникают вследствие неправильных университетских установок. Мол, хороший диплом – залог прекрасного трудоустройства. Но работодатели, судя по всему, так не считают.

Опыт дешевле

Сегодня рекрутеры сошлись в едином мнении: наем молодых специалистов обходится слишком дорого, даже без удовлетворения их запросов. С квалифицированными соискателями проще – для определения их компетенции достаточно изучить резюме, в котором указан опыт работы и навыки, которыми тот обладает. Принимая же выпускников, какой-либо вывод приходится делать, основывая его исключительно на личностных качествах. Для этого кадровые службы крупных компаний обычно проводят многоступенчатые собеседования, конференции для молодежи и даже дни открытых дверей – только так удается найти более-менее достойных кандидатов. Все это упирается в финансовые вложения, вернуть которые удается далеко не всегда: амбиции молодых людей не позволяют им задерживаться долго на первой работе.

Помимо этого, с ними слишком много хлопот – их необходимо обучить, ввести в курс дела, уделить особое внимание. При этом многим хватает смелости еще и просить свободный график и прочие преференции. Такого им дать никто, естественно, не может. Посему и получается, что молодых сотрудников сегодня готовы нанимать лишь IT-компании, банковский сектор и прочие крупные компании, чей штат превышает 1 тыс. сотрудников. Для остальных наем и подготовка неопытного специалиста нерентабельна.

Не готовы инвестировать

Не меньше опасений вызывает и возможность ошибок, которые могут совершать молодые соискатели. Отсутствие опыта – потенциал для промахов, позволить которые компании себе неспособны. Чреваты такие ошибки как банальной потерей нового клиента, так и запоздалым выпуском на рынок новой модели продукции. Вполне логично, что работодатели хотя исключить такую потенциальную возможность. Для этого у них есть два выхода: или отказаться от их найма (что, собственно и делает каждый десятый работодатель, дорожащий репутацией), или заниматься обучением неопытных сотрудников. Но для этого, как известно, необходимы инвестиции. А готовы ли компании, в условиях стагнации, вкладывать средства в тех, кто не готов обеспечить им гарантированную и оперативную отдачу? Вопрос представляется риторическим.

Сегодня работодателям нужны узкие специалисты. Идеальный вариант – это 30-летний кандидат с накопленными знаниями и опытом в своей отрасли. Это касается даже такой, ранее неприхотливой сферы, как продажи. Теперь, чтоб устроиться на вакансию менеджера-продажника, мало просто иметь опыт в торговле – необходимо досконально разбираться в товарах, которые проешь. Сокращение рынков сбыта и падение покупательной способности требует от продавцов куда большего, чем просто оформление бумаг. Согласитесь, весьма существенная причина, чтоб отказаться от найма молодых и неопытных. Но отказываются от них, опять же, далеко не все.

Где нужна молодежь?

Тотального отказа от молодых кадров все же не наблюдается – у них всегда есть свежие идеи, хватает энергии, позитивных мыслей и креатива. Но востребованность в них наблюдается далеко не везде. Так, одной из самых востребованных отраслей для неопытных выпускников остается все же торговля – больше половины работодателей по-прежнему готовы принимать и обучать сотрудников. Дабы соответствовать создаваемому имиджу, нанимать молодежь также вынуждены представители сферы красоты и спорта. Все чаще это касается и крупных сетей фитнес-клубов, которые внедряют единые стандарты работы с клиентами. Им гораздо проще обучить новых сотрудников, чем пытаться навязать свою методику уже состоявшемуся спортсмену.

Похожий подход практикуют и крупные торговые сети, массово набирающие персонал. Она, однако, на молодежи свое внимание вообще не заостряют – им, по сути, не важен возраст нового сотрудника. Востребованной молодежь все больше становится и в ресторанно-отельном бизнесе. Для владельцев в данном случае внешние характеристики кандидатов куда важнее опыта работы – вежливого и улыбчивого молодого человека гораздо проще научить обслуживать клиентов, чем состоявшегося официанта научить улыбаться. Рост спроса тут обусловлен снижением числа трудовых мигрантов из ближнего зарубежья, которые раньше занимали большинство низкооплачиваемых должностей. Теперь же приходится брать более требовательную российскую молодежь.

Но полной неожиданностью для автора стал рост востребованности молодых кадров в промышленности. Оказывается, около 40% представителей промышленных компаний готовы взять молодежь без опыта работы. Главное условие – наличие релевантного образования. Шансы на быстрый карьерный рост увеличиваются, если кандидат имеет высшее образование, что касается инженеров, технологов и прочих промышленных специалистов. Однако, на высокую зарплату (от 40 тыс. рублей и выше) сразу можно рассчитывать лишь на рабочих специальностях – инженерные и административные точки часто не могут предложить кандидату больше, чем 25 тыс. рублей.

Перестают гнаться за рублем

На фоне таких тенденций и падения спроса на специалистов у работодателей, молодые специалисты начинают пересматривать свои профессиональные взгляды. Согласно опросу менеджмента крупных российских компаний, проведенному компанией «Альфастрахование», результаты которого опубликовали «Ведомости», молодежь перестает гнаться за зарплатой. Так, главным работным стимулом финансы считает лишь каждый третий работник в возрасте 20-34 года. Куда более приоритетными стимулами считается интересная работа и подходящий график. Примечательно, что представители предыдущих поколений чаще всего ценили стабильность, отдавая предпочтение постоянной и достойно оплачиваемой работе.

Нынешняя же молодежь куда более мобильна – для них совершенно не проблема уйти со скучной и рутинной работы, даже если на получение профильного образования пришлось тратить годы и десятки, если не сотни тысяч родительских рублей. Примеров кардинальных изменений масса – многие бросают скучную работу в офисе ради работы барменом, другие уходят из финансового сектора в парикмахерские. Молодые люди не так и глупы, как могут показаться: даже если это первое место их работы, обнаружить перспективу карьерного роста или ее отсутствие они умудряются всего через 5-7 месяцев работы. Если ее нет – они вряд ли задержаться на дольше 2-х лет.

Интересно, что раньше к таким «перебежчикам» относились скептически – мало кто хотел видеть в своих рядах потенциального дезертира. Но сегодня все меняется. Работодатель заинтересован в том, чтоб задержать сотрудника, иначе ему придется опять открывать набор, опять проводить собеседования, вкладывать средства в обучение и т.д. Для этого пересматриваются системы мотивации, вводятся системы премирования наиболее эффективных сотрудников, молодежь стараются продвигать на топовые должности и т.д. А учитывая активность молодых людей, многие работодатели предлагают им работу по внутреннему совместительству. Суть данной идеи в том, что сотруднику позволяют подрабатывать по основному месту работы – так у него не будет соблазна искать более хлебное место в другой компании.

Так или иначе, но снижение финансовой заинтересованности, зафиксированное исследованием, касается молодежи в общем – выпускники по-прежнему не представляют, что им на самом деле готовит действительность и рынок труда. Вместе зарплатных запросов им, очевидно, необходимо думать о своих конкурентных преимуществах перед другими соискателями, которые также ищут работу. Те же, кто готов смотреть на свои перспективы адекватно, имеют куда больше шансов на трудоустройство – завышенные амбиции мало кому помогают найти действительно «хлебное» место. На них-то претендуют не только наивные выпускники. Но им об этом рассказывать не спешат.

Разместить резюме Добавить вакансию