Масштабы «серой» занятости в России огромны – по оценкам экспертов, неформальный рынок труда может охватывать от 15 до 30 млн экономически активных россиян. Кроме уклонения от уплаты налогов, это приводит к тому, что их работодатели избегают уплаты страховых платежей во внебюжетные фонды. В итоге граждане лишаются нормальной пенсии, права на больничные выплаты и адекватной медицинской помощи. Дабы повлиять на ситуацию, в Минюсте разработали документ, вносящий поправки в уголовное законодательство и вводящий ответственность работодателей. Правонарушителям грозит 2-миллионный штраф или до 7 лет тюремного заключения.
Разработанный законопроект проходит в комплексе кабминовских изменений уголовного законодательства, и если все пойдет по плану, то ужесточенные меры наказания будут введены уже в июле. Данный документ порождает новый состав преступления, приравнивая взносы по значимости к налогам. Примечательно, что ранее в России уже существовала такая ответственность, однако после отмены ЕСН в 2010 году, они взносы перестали считаться налоговыми платежами и остались лишь санкции административного характера.
Меры ответственности
Согласно документу, одобренному в понедельник правительственной комиссией по законопроектной деятельности, организации, собирающие страховые платежи, обязаны будут передать правоохранительным органам информацию о непогашенных крупных недоимках. Субъектами правонарушения станут как юридические лица, ИП, так и обычны граждане. Их предлагается наказывать за сокрытие средств, за счет которых должны производиться расчеты с внебюджетными фондами, а также за сам факт избегания их оплаты. Нарушителей ждут серьезные штрафные санкции – 200 тысяч – 2 млн рублей за факт сокрытия и 300 (500 тыс. для юр. лиц) тысяч рублей для непосредственно уклонистов. Помимо этих санкций, предлагается ввести наказание в форме принудительных работ, а также реальное лишение свободы, максимальный срок которого может достигать 7 лет. Самые жесткие меры предлагается ввести для тех, кто сокрыл облагаемое взносами имущество в особо крупных размерах.
Криминалом будут признаваться крупные и особо крупные уклонения и сокрытия – в остальных случаях, судя по всему, будет действовать административная юрисдикция. Гражданина смогут обвинить в крупном уклонении, если его недоимка в течение 3-х лет составит не меньше 600 тысяч рублей, при условии, что это больше 10%, которые лицо обязано внести во внебюджетные фонды, либо неуплата 1,8 млн рублей. Порог криминала для юр. лиц существенно выше – их недоимка должна составлять 2 млн рублей за 3 года, при условии превышения 10% или же 6 млн рублей и выше, независимо от облагаемой базы. Повышение тяжести преступления до особо крупных размеров будет иметь место для граждан в случае неуплаты 3 млн рублей, которые больше 20% от всей суммы взносов или же 9 млн рублей. Юр. лицам, при превышении 20% порога нужно будет недоплатить 10 млн рублей, или же 30 млн рублей без привязки к базе.
Авторы законопроекта, учитывая всю серьезность предложенных мер наказания, предлагают также ввести некий формат амнистии и освобождения нарушителей от уголовной ответственности, если такие нарушения имели место лишь впервые. В частности, для этого правонарушителям придется не только уплатить все необходимые взносы, но и погасить все санкционные штрафы и набежавшие комиссии. Следует также отметить, что субъектами преступления могут выступать лишь работодатели, ИП и граждане, которые пользуются услугами наемного труда, платят нанятым работникам зарплату, но страховых платежей не перечисляют. Сами работники по данному виду ответственности, так как у них нет обязанности уплачивать страховые взносы, привлечены быть не могут.
Бюджет теряет деньги
Проводя анализ предложенных нововведений, можно откровенного заявить: правительство старается усилить методы борьбы с теневым рынком труда. Очевидно, что мягкие меры по добровольной легализации не приносят ощутимого результата, и поэтому чиновники вспомнили про существование более жестких мер. Приравнивание страховых платежей к налоговым в России уже проходили, и это вполне закономерно, так как данные виды сборов имеют схожую природу. Сложно поспорить с тем, что необходимость в ужесточении санкций имеет место уже давно – достаточно лишь озвучить объемы средств, которые недополучают внебюджетные фонды. Так, по данным Росстата, общий зарплатный фонд, учитывающий и серый рынок, составляет около 40 трлн рублей, где серой, по мнению экспертов, выступает треть всего объема зарплаты. Так, если бы все уклонисты резко начали платить страховые платежи, один только ПФР смог бы увеличить собираемость на сумму около 1 трлн рублей.
И тут нужно отметить, что оценки ПФР базируются на официальных уклонистах, которые не связаны с серым рынком – они просто не уплатили подлежащие взносы. А вот серый рынок – это как раз тот сегмент, где потенциал собираемости гораздо выше и суммы крупнее. Но им-то администраторы как раз и не занимаются, что создает колоссальную нагрузку на бюджет. А кроме бюджетных проблем, есть и вторая сторона вопроса – это граждане, лишенные достойных пенсий. Эта проблема уходит пока на второй план, ведь чиновники в первую очередь пекутся наполняемостью бюджета, а не пенсиями тех, кто работает на сером рынке труда. Впрочем, новые меры не смогут сильно изменить ситуации, так как коснуться лишь тех, кто имеет задолженность на официально трудоустроенных работников. Те же, кто не платит взносов на неофициальных сотрудников, не подпадут под санкции, пока данного факта не выявит трудовая инспекция.
Репрессии для бизнеса
Впрочем, о пенсиях речь в данном законопроекте вообще не идет. Дело в том, что единственным на сегодня фондом, собирающим страховые платежи, выступает ФСС – всеми остальными взносами с начала текущего года занимаются налоговики, а о них речи в документе вообще не идет. Для них в Налоговом кодексе предусмотрен собственный механизм, но он, очевидно, будет касаться лишь новых задолженностей, как быть со старыми – вопрос открытый.
Механизм, оговоренный в законопроекте, предполагает, что ФСС теперь будет дополнять требования об уплате задолженностей по взносам уведомлением, в котором будет предупреждать уклонистов о возможном возбуждении уголовного дела. Если адекватной реакции в течение 2-х месяцев не последует, фонд будете передавать данные в правоохранительные органы. Кстати, последние также будут обязаны оповещать фонд о выявленных ими уклонистах и сопровождать представителей ФСС на выездных проверках – сегодня данное правило действует лишь в отношении налоговиков.
Но, опять же, только в отношении официально трудоустроенных работников – реальных механизмов давления на работодателей, практикующих теневую занятость, по-прежнему не существует. Хотя потенциал собираемости страховых взносов там куда выше. Кажется, если бы уголовная ответственность вводилась за неофициальный наем, бюджет бы выиграл гораздо больше. Да и работникам не пришлось бы думать о цвете своей зарплаты.
Разместить резюме Добавить вакансию