Индексация пенсий – настоящая мигрень для российского правительства, ведь армия пенсионеров растет, инфляция продолжает наблюдаться, а казна неуклонно «худеет». Тем не менее власть имеет обязательства перед старшим поколением граждан, и в контексте прошлогоднего отказа от повышения пенсий, невыполнение этих обязательств представляется губительным для власти. Напомним, что в феврале пенсионные выплаты уже были проиндексированы на 5,4%, хотя уровень прогнозной инфляции, заложенный в бюджете на текущий год, требует увеличения на 5,8%. Теперь же, в качестве полноценного выполнения собственных обязательств, правительство проводит дополнительную индексацию на 0,38% – это якобы приведет пенсии россиян до уровня, когда инфляционные издержки их не коснутся.
Повышение пенсий, это, безусловно, событие значимое для страны. Но главный вопрос, который терзает россиян, почему такое незначительное повышение было отложено на целые 2 месяца? Хотя учитывая тот факт, что перед принятием решения велись дискуссии относительно того, проводить доиндексацию или нет, ее наличие носит таки позитивный характер. Но зачем проводят индексацию в 2 этапа, и как она отразится на кошельках отечественных пенсионеров? Карьерист.ру разбирался в этих вопросах.
14 млрд для пенсионеров
О том, что в середине весны отечественных стариков ждет дополнительное повышение пенсий на 0,38%, было известно еще в начале года – в силу непростой экономической ситуации, сложившейся на начало 2017 года, власть была вынуждена разбить индексацию на 2 этапа, и второй пришелся именно на 1 апреля. Тем не менее до последнего в правительстве велись дискуссии относительно целесообразности проведения доиндексации – мол, реальный уровень прошлогодней инфляции в 5,4% был и так покрыт февральской индексацией, зачем тратить лишнее?! Но 24 марта глава Минтруда Максим Топилин сообщил журналистам окончательное решение – индексации быть! Причем внеочередных правительственных актов, оказывается, для этого не нужно – все пройдет автоматически – ПФР уже занимается перерасчетом. В пресс-службе ведомства уточняют, что, несмотря на незначительную ставку повышения, такая доиндексация обойдется государственной казне в 14 млрд рублей.
Учитывая средний размер страховых пенсий в стране, а это 13,6 тыс. рублей, в среднем пенсия должна вырасти на 52 рублей. Если уровень пособия ниже, повышение, соответственно, будет меньше. Но первоапрельская индексация, как отмечали в кабмине еще зимой, коснется не только страховых, но и социальных выплат – они, согласно постановлению, подписанному премьер-министром 16 марта, вырастут уже на 1,5%. Как говорят в Минтруде, это поможет поднять пенсии для 3,9 млн россиян, 3,1 млн из которых получают пенсии социальной формы, которые существенно ниже среднего уровня. Ожидаемый прирост должен составить 129 рублей, в результате чего средняя социальная пенсия вырастет до 8774 рубля. Это повышение коснется детей инвалидов, инвалидов-военнослужащих, потерявших кормильцев, сирот и прочих получателей социальных пенсий, которые не получают страховую пенсию. До конца года объем необходимых расходов на такое повышение составит около 4,9 млрд рублей.
Интересно, что изначально доиндексация социальных пенсий должна была проводиться в рамках стандартной индексации и закона о бюджете, которым они бы были подняты на 0,38%. Но отдельным постановлением правительства, учитывая рост прожиточного минимума пенсионера, социальные пенсии решено индексировать по более высокой ставке, чем страховые.
Минфин желает экономить
Несмотря на то что решение об индексации пенсий на 5,8% было заложено в бюджете на текущий год, Минфин, по словам Максима Топилина, возражал прости дополнительной индексации – инфляция 2016 года оказалась ниже, чем предполагали. И это в контексте того, что прошлогодняя индексация, хитро замененная 5-тысячными единовременными выплатам, была отменена, в результате чего пенсии за прошлый год снизились в реальном выражении. И февральские 5,4% индексации совсем не покрыли такое снижение, не говоря уже о накопленной инфляции за последние 2 года. Желание финансового ведомства сэкономить «лишние» 14 млрд вполне понятно, но на фоне того, что дополнительной индексации требует закон, и в контексте отказа от доиндексации в 2016 году, все это уже напоминает правовой нигилизм – закон обратной силы не имеет.
И это при том что меры экономии уже были предприняты – чего стоит одно лишь сохранение прошлогодней стратегии разбивки индексации на 2 этапа? По словам Ярослава Нилова, главы думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов, которые приводит «RNS», правительство пошло на разбивку индексации на 2 этапа, несмотря на то, что у него была возможность проиндексировать пенсии сразу на 5,8% — бюджет позволял такую меру. Но чиновники этого не сделали, чем сэкономили для бюджета 2-месячную разницу в 0,4%. Для отдельного пенсионера эти деньги ничего не значат, но в масштабах страны, где количество пенсионеров достигает 30 млн человек, деньги, конечно, колоссальные. Опять же отталкиваясь от средних показателей пенсии, получается, что за 2 месяца на пенсионерах, грубо говоря, сэкономлено 3,12 млрд рублей.
Деньги на социальные нужды нашлись
Первоапрельскую индексацию на 0,38%, по мнению кандидата экономических наук Константина Коромыслова, чьи комментарии приводит «Федеральное агентство новостей», следует расценивать, как попытку поднять пенсии. Правительство произвело «досчет» первофевральской индексации, а это значит, что в бюджете появились дополнительные средства, которые власть решила пустить на социальные нужды, так как ранее, по сути, наблюдалась недоиндексация. Получается, что власть вспоминает про собственные обещания лишь тогда, когда в бюджете находятся лишние деньги. В январе, когда индексацию делили на 2 этапа, возможность доиндексации привязывали к возможностям федерального бюджета – очевидно, возможности оказались достаточными, и деньги у ПФР таки нашлись.
Тем не менее тот факт, что вопрос индексации сопровождается множеством споров во властных кабинетах, а решение о ее проведении принимаются в последний момент, вызывают недоумение. Индексация не является частью пенсионной реформы, поэтому вопрос ее проведения априори не может выноситься на обсуждение – она должна идти сама по себе. Как сказал Топилин, индексация проводится автоматически и не требует дополнительного обсуждения – так должно быть на практике, но происходит лишь в теории. В жизни же проводится детальная оценка рисков такого «непродуктивного» расходования нефтяных доходов, и от их расходования именно на социальные нужды ожидается положительный социальный эффект. Но, как говорит Ткачук, таким размером индексации сложно подсластить «горькую пенсионную пилюлю» – на добавленную сумму можно купить разве что лишнюю бутылку кефира.
По словам Коромыслова, прошлые отказы от индексаций привели к снижению покупательной способности населения, и это стало одной из причин, почему правительство пошло на дополнительную поддержку граждан. Но независимо от причин ее проведения, пресловутые 0,38% физически неспособны хоть насколько повысить покупательную способность, ведь официальные данные гласят о росте цен, значительно превышающем уровень инфляции. Даже январские единовременные 5 тыс. рублей на человека не привели к какому-либо оптимизму – реальные доходы статистически выросли на 8%, но оборот розницы продолжит свое стремительное «пике». Люди не спешат тратить, ведь тратить-то особо и нечего, а правительственный «аттракцион щедрости» в таких размерах сильно на кошелек не влияет.
Сформированная сегодня в обществе сберегательная модель поведения будет работать еще долго, пока реальные доходы не начнут ощутимо расти, а этого, судя по заявлениям официальных властей, ждать пока не приходится.
Разместить резюме Добавить вакансию