Концепцию «тихого увольнения» (Quiet quitting) предложил в 2022 году инженер из США Заид Хан. Ее смысл сводится к следующему: формально подчиненный числится в штате компании, но он не считает нужным полностью отдавать себя работе и погружаться в рабочий процесс на 100%. Подчиненный не хочет тратить целый день на исполнение должностных обязанностей, он по собственной инициативе сокращает рабочее время, а высвобожденные часы посвящает исключительно себе. Для такого работника карьера и размер заработной платы имеют второстепенное значение.
Как распознать того, кто придерживается модели «тихого увольнения»
Определить, что подчиненный выбрал концепцию «тихого увольнения», можно по следующим признакам:
- покидает офис сразу же после окончания рабочего дня;
- отказывается от исполнения трудовых обязанностей, не предусмотренных контрактом;
- не соглашается работать во внеурочное время;
- не ходит на «летучки» и «планерки» или проявляет безучастность ко всему, что происходит на вышеуказанных мероприятиях;
- не интересуется информацией в чатах и электронной почте и не отвечает на телефонные звонки в рабочее время.
- не стремится помогать коллегам, если те не успевают справляться со своей частью работы;
- не посещает корпоративные мероприятия и значимые даты для компании.
Разновидностью «тихого увольнения» эйчары считают такое понятие как «тихий уход», когда подчиненный старается выполнить минимальный объем задач (если его можно выполнить за 30 минут он так и делает, чтобы потом создать только «видимость» работы). Концепция «тихого ухода» преимущественно применима к сотрудникам, которые «выгорели» или попросту ленятся исполнять возложенные на них обязанности. С такими подчиненными работодатели выбирают следующую модель поведения: они создают все условия для того, чтобы нерадивые сотрудники самостоятельно приняли решение уволиться из компании.
Смена тренда
Концепция «тихого увольнения» сформировалась в период самоизоляции, когда многие сотрудники начали осознавать, что получать достойную зарплату можно и на «удаленке», при этом необязательно сидеть за компьютером с утра до вечера. У них было достаточно времени для того, чтобы лишний раз переосмыслить общепринятую модель поведения успешного человека: на карьеру и высокие оклады могут рассчитывать те, кто работает 24 часа в сутки.
После пандемии не все подчиненные захотели возвращаться в офис, предпочтя работать по гибкому графику. Часть сотрудников посчитала нужным уволиться с предыдущего места работы и заняться более прибыльными направлениями профессиональной деятельности.
«Тихое увольнение» противопоставляется модели поведения с жесткими установками под названием «достигаторство». «Достигаторы» уверены в том, что продвинуться по карьерной листнице можно, если грамотно распределять свое время. Для них выполнить минимальный объем задач на работе – это один из вариантов сфокусироваться на личных интересах и приоритетах, а также способ абстрагироваться от профессионального выгорания.
Но большая часть подчиненных воспринимает сверхурочный труд как производственную необходимость. По данным статистики, за период с января по июль 2023 года по причине нехватки кадров продолжительность трудовой недели выросла до 38,5 часов.
Как работодателю предотвратить риски
Руководитель компании должен понимать, что каждый сотрудник может потерять интерес к работе, но это вовсе не означает, что он проникся идеей тихого увольнения. Причины, по которым подчиненный не хочет полностью погружаться в рабочий процесс, бывают разными, начиная семейными неурядицами и заканчивая проблемами со здоровьем.
Но существуют методики, которые помогут работодателям своевременно выявлять тех, кто придерживается модели «тихого увольнения». К ним относятся:
1) Оценка эффективности труда (при минимальных показателях КПД в течение нескольких месяцев не исключено, что сотрудник профессионально «выгорел» или устал).
2) Опрос руководителей служб/подразделений (необходимо проводить разъяснительную работу с начальниками отделов на предмет определения тех, кто выполняет свои обязанности «спустя рукава»).
3) Анализ активности в мессенджерах и социальных сетях (при отсутствии мотивации к работе подчиненные меньше уделяют времени на коммуникацию в чатах с коллегами по работе).
4) Наблюдение за людьми во время планерок и совещаний (в группу риска попадают сотрудники, которые не проявляют инициативу и не могут внятно рассказать шефу, чем будут заниматься на протяжении рабочего дня).
5) Запрос обратной связи после корпоративных мероприятий (сотрудники, которые придерживаются модели «тихого увольнения», стараются игнорировать праздники, которые отмечают в компании).
Работодатель не может насильно вернуть сотруднику мотивацию к работе, но он должен быть открытым к диалогу, чтобы узнать текущие потребности своего подчиненного. При их наличии боссу рекомендуется достичь компромисса, а не решать проблему увольнением. Если же количество подчиненных, которым близка концепция «тихого увольнения», увеличивается, а в компании длительный период времени фиксируется «текучка кадров», то необходимо менять принципы корпоративной культуры.
Как сотруднику понять, что его «увольняют по-тихому»
Зачастую работодатели намеренно используют практику, когда сотрудник, не видя перспектив карьерного роста, вынужден увольняться по собственной инициативе. Боссы недвусмысленно намекают: если тебе здесь не нравится, то никто не держит. Такой метод позволяет руководству компании не выплачивать выходное пособие. Признаки, которые свидетельствуют о том, что подчиненный находится в группе риска, сводятся к следующему:
- работодатель систематически акцентирует внимание коллег на неудачах и огрехах в работе;
- отсутствие обратной связи с руководителем по рабочим вопросам;
- наличие плохих отзывов о проделанной работе без каких-либо объяснений и обоснований;
- отсутствие приглашений на корпоративные мероприятия;
- работодатель длительное время отказывает в повышении оклада и не предлагает продвижение по карьерной лестнице;
- объем должностных обязанностей сократился до выполнения второстепенных задач.
Если подчиненный подозревает, что его хотят «по-тихому уволить», он должен попытаться обсудить свои опасения с шефом «тет-а-тет». Когда же в процессе такого диалога босс намеренно не хочет идти на компромисс, единственный выход – это написать заявление по собственному желанию.
Разместить резюме Добавить вакансию